Проект "Мы - будущие железнодорожники"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Сорокина Людмила Алексеевна

Профориентационная работа по ознакомлению дошкольников с работой железнодороэного транспорта и профессиями, задействованными на железной дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_-_budushchie_zheleznodorozhniki.doc76.5 КБ
Microsoft Office document icon istoriya_zh.d.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Проект

«Мы – будущие железнодорожники»

Старший дошкольный возраст

Сорокина Л.А.

заместитель

заведющего

по УВР

Участники проекта:

  1. Дети подготовительной к школе группы.
  2. Родители воспитанников.
  3. Воспитатели групп.
  4. Социальный педагог.

Тип проекта:

  1. Долгосрочный – рассчитан на учебный год.
  2. Информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию о железнодорожном транспорте и профессиях, задействованных на железной дороге, и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы).

Цель проекта:

  1. Формировать у дошкольников представление о профессиях, задействованных на железной дороге.
  2. Развивать у детей интереса к железнодорожному транспорту, его истории.
  3. Воспитывать у детей уважение к труду людей железнодорожных профессий, чувство гордости за Российские железные дороги.

Задачи проекта:

  1. Формирование элементарных знаний о развитии средств передвижения по железной дороге.
  2. Знакомство дошкольников с трудом железнодорожников, с основными профессиями железнодорожного транспорта.
  3. Воспитание привычки этичного и безопасного поведения, чувства самосохранения.
  4. Привлечение родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для сознательного выбора будущей железнодорожной специальности.
  5. Ранняя профориентация.
  6. Формирование творческого отношения к труду.
  7. Развитие мышления, воображения, речи детей.

Этапы работы:

1. Диагностический этап – исследование представлений у детей о труде взрослых, железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников и т.д.

2. Формирующий этап – развивающие занятия профориентационной направленности.

3. Контрольный этап – повторное исследование.

Формы работы:

  1. Занятия.
  2. Экскурсии.
  3. Праздники и развлечения.
  4. Игровая деятельность.
  5. Ознакомление с художественной литературой.
  6. Выставки.

Методы:

  1. Наблюдение.
  2. Рассматривание картин, фотографий, коллекций, экспонатов мини – музея.
  3. Моделирование (предметное, схематическое, графическое).
  4. ТРИЗ.
  5. Презентации.

Критерии эффективности проекта:

  1. Динамика успешности выполнения заданий.
  2. Динамика успешности выполнения диагностических заданий в начале и конце курса занятий.
  3. Проявления познавательных и коммуникативных интересов и активности детей на занятиях и дома, которые проявляются в живости и заинтересованности.
  4. Проявление навыков сотрудничества со взрослыми (педагогами) и сверстниками.

Схема осуществления проекта

№ п/п

Участники проекта

Мероприятия по реализации проекта

Срок проведения

1.

Воспитатель и специалисты ДОУ

  1. Прослушивание записей песен о железной дороге, заучивание их.
  2. Создание фонотеки музыкальных произведений.
  3. Подготовка и проведение концерта для ветеранов Великой Отечественной войны, бывших железнодорожников.
  4. Праздник в честь Дня железнодорожника.
  5. Статьи с поздравлениями в газете.
  6. Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему.
  7. Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему "Железная дорога".



В течение года

2.

Воспитатель и родители

  1. Собрание для родителей "Как познакомить детей с профессией железнодорожника".
  2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге.
  3. Помощь родителей в подготовке и оборудовании интерьера группы, учебного материала по данной теме.
  4. Помощь родителей в организации и проведении экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта.



В течение года

3.

Дети и родители




  1. Чтение художественной литературы на тему "Железная дорога".
  2. Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
  3. Организация экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта (на вокзал, в локомотивное депо и т.д.).
  4. Посещение железнодорожного музея на станции Медвежья Гора. 



В течение года

4.

Воспитатель и дети

  1. Диагностика знаний детей в начале и конце учебного года о железной дороге.

Познавательно-речевое развитие

  1. Творческое рассказывание детей по наблюдениям и экскурсиям на железнодорожные предприятия.
  2. «Как создавали первый паровоз».
  1. «Почему поезд бывает пожарным».
  2. «Путешествие на поезде дальнего следования».
  3. «Ознакомление с трудом машиниста».
  4. Чтение и слушание произведений, заучивание стихотворений на железнодорожную   тему   (Э.  Мошковская  «Мчится  поезд»,  Н. Костарев «Вокзал», Г. Цыферов «Паровозик», Б. Житков «Что я видел», Н. Забила «Путями-дорогами», Дж. Родари «Детская железная дорога». А. Лукьянова «Братцы-вагончики и скорый поезд». Т. Михайлова «Непослушный вагон» Г. Шалаева «Как вести себя в поезде»).
  5. Библиотека детской художественной и популярной энциклопедической литературы.
  6. Составление картотеки пословиц и поговорок о труде.

Социально-личностное развитие

  1. «История железных дорог России».
  2. «Семейные династии».
  3. «Профессии наших родителей».
  4. «Знаменитое изобретение».
  1. «Везде и всюду правила, их надо знать всегда» (правила поведения на железнодорожном вокзале, правила поведения в поезде).
  2. «Быть примерным пассажиром разрешается».


Занятия в музее на ст. Медвежья Гора:

  1. «Исторические локомотивы (паровозы)».
  2. «Современные тепловозы и электровозы».
  3. «Что перевозят по железной дороге».


Работа с познавательными папками и альбомами:

  1. «Форма ведомства путей сообщения».
  2. «Семейные династии».
  3. «Железнодорожные профессии».
  4. «Железнодорожный транспорт».
  5. «Правила безопасного поведения на железной дороге».

Встречи в мини-музее (Дни открытых дверей):

  1. «Наша гордость – ветераны».
  2. «День железнодорожника».
  3. Тематические встречи с родителями, с гостями детского сада (представителями железнодорожных профессий).

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Занятия по формированию у детей эстетического отношения к окружающему.
  2. Занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка):
  1. «Родной край из окна поезда».
  2. «Паровозик из Ромашково».
  3. «Мои родители – железнодорожники».
  4. «Железнодорожные профессии».
  1. Занятия по конструированию:
  1. «Железнодорожный вокзал».
  2. «Строим поезд».
  3. «Мост через железную дорогу».
  4. «Поезд будущего».
  5. «Город для железнодорожников».
  1. Мир музыки:
  1. Праздники и развлечения (День железнодорожника, День рождения  мини-музея «Паровозик»).
  2. Создание фонотеки музыкальных произведений.
  3. Слушание и разучивание песен детских композиторов о железной дороге.


  1. Игровая деятельность:
  1. «Кому и что нужно для работы».
  2.  «Железнодорожный транспорт».
  3.  «Железнодорожный вокзал».
  4. «Поездка на поезде».
  5. «Путешествие по железной дороге».
  1. Конкурсы, викторины, развлечения:
  1. «Театр на колесах».
  2. КВН «Железные дороги в стране важней всего».
  3. «Железная дорога – мечта моя».
  4. «Литературная гостиная».
  5. Конкурсы детских рисунков и поделок на железнодорожную тематику. 


В течение года











В течение года






В течение года



В течение года



В течение года



В течение года






В течение года



В течение года



В течение года



В течение года




Диагностическая методика

Исследование представлений у детей о труде взрослых,

железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников

  1. Какие профессии ты знаешь?
  2. Где и кем работаю твои мама и папа?
  3. Какие железнодорожные профессии ты знаешь?
  4. Для чего нужен: начальник вокзала? Проводник? Дежурный по станции? Билетный кассир?
  5. Какими качествами должен обладать железнодорожник?
  6. Какую одежду носят люди данной профессии? Это специальная форма одежды? Почему?
  7. Какими инструментами, приборами или предметами пользуются люди этой профессии?
  8. Тебе нравится или не нравится эта профессия? Хотелось бы тебе обучиться этой профессии, когда станешь взрослым? Почему?
  9. Железнодорожный вокзал – это…
  10.  Какие грузы перевозят по железной дороге?
  11.  Чем отличается тепловоз от электровоза?
  12.  Какие правила поведения на железной дороге ты знаешь?
  13.  Какие произведения ты знаешь о железной дороге?



Предварительный просмотр:

Железная дорога.

Страницы истории.

Первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

Тридцатого октября 1837 года в 12 часов 30 минут дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза "Проворный", и первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург - Царское Село.

1 февраля 1842 г. русский царь Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя городами. Летом 1843 года начались строительные работы.

Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил П.П. Мельников, Южную - Н.О. Крафт.

В проектировании и строительстве дороги принимали участие многие выдающиеся ученые и инженеры.

Нельзя забывать и о безымянных строителях магистрали – крепостных крестьянах. Можно с уверенностью сказать, что успех "небывалой доселе стройки" был достигнут именно благодаря их труду.

Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести 8 больших и 182 средних и малых мостов. На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К.А. Тона. Они и по сей день радуют глаз совершенством своих форм.

1 ноября 1851 года самая большая по протяженности железная дорога была открыта, и по ней из Петербурга в Москву в 11 часов 15 минут отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. тттттттттттттттттттттттюююююююююююююттттттттттттттттттттттттт 
    Первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги, начала работать. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Первое время между Петербургом и Москвой курсировало два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение - левосторонним. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч.

8 сентября 1855 года магистраль получила название: "Николаевская железная дорога", в честь императора Николая I, а с 27 февраля 1923 года носит название "Октябрьская".

Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время пути сокращалось. В 1913 г. поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии "С" преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за 7 часов 59 минут, развивая скорость на участках до 100 км/час. Лл


В 30-40 годах XIX века вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России потребовал неотложного разрешения. Население столицы питалось привозным продовольствием, а мелководье на Волге вынуждало нередко останавливать продвижение грузов, что ставило Петербург под угрозу голода. Кроме того, отсутствие удобных путей сообщения становилось все более серьезной помехой развитию промышленности. Тем не менее, вокруг строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой разгорелись споры. Собственники многих предприятий опасались, что по железным дорогам хлынут в Россию заграничные товары.

 Споры эти прекратились 1 февраля 1842 г., когда Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 604 версты (644 км). Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 г., протяженность дороги увеличилась до 609 верст. Летом 1843 года начались строительные работы.         

Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил П.П. Мельников, Южную - Н.О. Крафт

Павел Петрович Мельников

Николай Осипович Крафт

Создатели первой в России железной дороги, первого российского паровоза

1 августа 1834 года в имении уральских промышленников Демидовых собралось достаточно много народа. Всем не терпелось посмотреть, как пройдет испытание первого «сухопутного парохода». Несколько предыдущих проб закончились неудачей: в начале того же 1834 года механики Черепановы, отец и сын, едва не погибли, когда у «парохода» взорвался паровой котел. На этот раз вроде бы все недостатки были устранены, так что все должно было пройти без сучка и задоринки.

Специально для паровоза была выстроена чугунная дорога. Ее протяженность составляла 854 метра. Паровичок должен был везти состав весом чуть более трех тонн со скоростью порядка 15 километров в час. По тем временам это было просто очень здорово  потому,  что для того, чтобы перенести эти искомые 3,3 тонны груза, понадобилось бы никак не менее 50-60 рабочих. И шли бы нагруженные едва ли не полчаса. А так появлялась возможность управиться в течение четырех минут…

Изобретателями первого в России паровоза были отец и сын – Ефим Александрович и Мирон Ефимович Черепановы.

Ефим Александрович Черепанов

Мирон Ефимович Черепанов

Паровоз Е.А. и М.Е. Черепановых

   В 1837 году в Царском Селе для "движения" была открыта Царскосельская железная дорога, которая является первой железной дорогой России.  

В тот день в газете «Ведомости» появилась заметка: «Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и “стальной конь, везущий сразу много-много карет” впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург — Царское Село».

   

 

Царкосельская железная дорога - первая железная дорога в России

                       

Руководители строительства

первой русской

железнодорожной магистрали

Санкт-Петербург – Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в детском саду

В статье раскрываются проблемы создания условий для ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. ...

Совместная деятельность детей и родителей "Мы- будущие железнодорожники"

конспект проведения  совместной   деятельности  детей и родителей...

Сценарий познавательной викторины для родителей и детей "Мы – будущие железнодорожники"

Приобщение к знаниям железнодорожных профессий, традициям компании ОАО "РЖД"....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие железнодорожники"

Развлечение для детей  старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие  железнодорожники"...

«Мы - будущие железнодорожники»

Развлечение для старших дошкольников...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " Мы- будущие железнодорожники"

знакомство детей с профессиями на железной дороге...

Журнал для родителей и детей «Семафорик». Тема выпуска: «Мы будущие железнодорожники». Информирование родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников.

Журнал разработан в целях информирования родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников. Предлагаются некоторые исторические факты, дидактические...