Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая группа) на тему:
    Конспект занятия, «Музыкальные инструменты»

     

    Организационная информация

    Тема урока

    «Музыкальные инструменты»

    Предмет

    Дефектология

    Класс

    Группа для глухих детей старшего дошкольного возраста

    Методическая информация

    Тип урока (мероприятия, занятия)

    Коррекционное занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношения детей  с нарушением слуха старшего дошкольного возраста  « Музыкальные инструменты».

    Задачи урока (мероприятия, занятия)

    Формирование и развитие у глухих детей навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Организационная информация

    Тема урока

    «Музыкальные инструменты»

    Предмет

    Дефектология

    Класс

    Группа для глухих детей старшего дошкольного возраста

    Методическая информация

    Тип урока (мероприятия, занятия)

    Коррекционное занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношения детей  с нарушением слуха старшего дошкольного возраста  « Музыкальные инструменты».

    Задачи урока (мероприятия, занятия)

    Формирование и развитие у глухих детей навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.

    Цели урока (мероприятия, занятия)

    (образовательные, развивающие, воспитательные)

    -Формирование и совершенствование слуховой функции;

    -Обогащение представлений о мире неречевых звуков;

    -Обучение произношению — формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.

    -Обогащение знаний детей  о  музыкальных инструментах.

    -Тренировать в опознавании на слух звучания и соотнесение с изображением, табличкой названием, умение  называть  самостоятельно устно, устно-дактильно.

    - Развивать слуховое восприятие  посредством различения на слух  звучаний струнных музыкальных инструментов таких как: арфа, скрипка, гитара, балалайка, труба, барабан.

    -Активизация устной речи детей на занятии в произнесении фраз.

    -Закрепление в деятельности ранее пройденного материала по теме «Музыкальные    игрушки».

    -Тренировать восприятие на слух слогов, слов названий музыкальных инструментов, имена детей, фраз.

    Упражнять в умении исполнять равномерную пульсацию звуков, используя звучащие жесты, звукопроизношение.

    -Поддерживать в желании  изображать пантомимически  игру на музыкальном инструменте.

     -Вызвать эмоциональный отклик на просмотр слайд шоу, а также в участии в  музыкальном упражнении «Оркестр».  

    -Учить внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы.

    -Вырабатывать оценку и самооценку действий.

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

    Все три группы методов Каждая из  групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них. В целом обучение на занятии  в группе для глухих детей характеризуется разнообразием приемов действий, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной  жизнью детей.

    Группа наглядных методов, используемых  обучении, неслышащего ребёнка один из основных, ведущих методов .

    – наблюдение; в зависимости от характера познавательных задач в  используются наблюдения разного вида: распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений( рассматривание картин, демонстрация )

    – упражнения;

    – игровой метод;

    Время реализации урока (мероприятия, занятия)

    20 (25) минут

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

    Усвоение тематического словаря. Формирование слухо-зрительного восприятия, слушания) в соответствии с задачами речевой коммуникации.

    «Познание».Усвоение значений слов и обобщении воспринимаемых звуков.

    формирование умений воспринимать учебно-образовательный  материал на слуховой основе.

    Необходимое оборудование и материалы

    Средства мультимедиа: экран, ноутбук (2 шт), проектор, колонки; обучающая презентация по теме «Музыкальные инструменты знакомство со звучанием », обучающая презентация по теме ««Музыкальные инструменты  слуховое восприятие», слайд-шоу «Театр оперы и балета».  Полотно «Будем заниматься», таблички к нему (см. словарь). Экран. Музыкальные игрушки: барабан, бубен, дудка, молоток, металлофон, колокольчик. Однопредметные картинки, таблички названия музыкальных инструментов и игрушек. Таблички: «что?», «встань(те)», «Оркестр»; Музыкальная композиция «Голубая вода» - диск «Ритмическая мозаика» А.И .Буренина. Музыкальный центр.

    Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

    Ритмические  карточки с изображением музыкальных игрушек.

    Буквы разрезной азбуки на слоги: «БА»,«БУ», «ДУ», «МЕ».

    Набор картинок «Музыкальные инструменты».

    Печатный материал (таблички названия инструментов).

    Печатный материал (таблички имена детей).

    Список учебной и дополнительной литературы

    Программа  для специальных дошкольных учреждений

    Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Т.В.«Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста»

     Москва «Просвещение» 1991.

    Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

    деятельность учителя и учеников.

    Мотивация учащихся

        Педагог заводит детей в зал и произносит за экраном фразу: «Будем заниматься». Далее спрашивает детей: « Что будем делать? Покажите».Дети на элементах фоноритмики произносят: «Будем заниматься».

    Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия).

    Описание действий участников образовательного процесса

    Вхождение или погружение в тему


    «Встань там, где…»

    Дети и педагог находятся рядом с кубами, где расположены слоги индивидуально для каждого ребёнка.

      Педагог обращается к детям и просит их слушать внимательно, кто, где встанет. Называет имя ребёнка за экраном (ребёнок реагирует , произносит: «Я - Миша») и сообщает за экраном: «Встань там, где «БА» («БУ», «ДУ», «МЕ»). Дети выполняют поручение, подходят к заданному месту и произносят: «Вот тут «БА» («БУ», «ДУ», «МЕ»).

    «Найди предмет»

    Дети каждый  за кубом. Выходят по требованию  к выставке музыкальных игрушек.

       Педагог спрашивает детей индивидуально, обращая внимание на музыкальные игрушки, выставленные в ряд, название какой игрушки начинается с этого слога. Дети определяют, подходят, выбирают нужную табличку название, читают и соотносят с предметом. Если дети самостоятельно могут произнести слово педагог даёт им эту возможность, контролируя правильность произношения. (Н-р: «БА»рабан, «БУ»Бен, «МЕ»таллофон, «ДУ»дка)

    Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся

    «Слайд шоу»

    Смена зоны деятельности. Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.

    Педагог переводит внимание детей на экран.

    -Помните, мы с вами ходили в театр. Видели много музыкальных инструментов.  

    Проводит демонстрацию  слайд-шоу «Театр оперы и балета».

    Интерактивная лекция

    «Сообщение темы».

    Презентация учебного материала  «Музыкальные инструменты знакомство со звучанием».

     .

    Дети продолжают сидеть  на стульчиках перед экраном.

    После проведения демонстрации слайд-шоу «Театр оперы и балета», педагог просит детей.

    -Давайте вспомним, как эти предметы называются.

     Проводит презентацию по теме «Музыкальные инструменты знакомство со звучанием».

    Дети  слушают звучание каждого музыкального инструмента, читают название предмета, по желанию изображают пантамимически игру на  демонстрируемом инструменте.

    Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

    Смена зоны действия. Дети встают и выходят на физкультминутку. 

    Педагог предъявляет детям  ритмические  карточки с изображением музыкальных игрушек.  Дети динамично исполняют ритм с заданным звукопроизношением в соответствии с изображением на карточке.    

    Проработка содержания темы

    «Сядь там, где…»

    Смена зоны деятельности. Дети рассаживаются на стульчики за столами, где расположены карточки с изображением  музыкальных инструментов.

       Педагог просит детей сесть, но просит каждого сесть там, где (называет устно-дактильно для каждого название инструмента). Дети подходят к столам, где разложены картинки  по теме, рассаживаются.

    Проработка содержания темы

    «У кого?»

    Дети сидят за столами, где расположены карточки с изображением  музыкальных инструментов.

    Педагог спрашивает,  у кого скрипка и демонстрирует табличку название. Ребёнок реагирует и произносит фразу: «У меня (далее читает с таблички название предмета)».

     Педагог выставляет изображение и табличку на полотне.

    Проработка содержания темы

    «Работа над слуховым восприятием»

    «Что звучало?»

    Презентация учебного материала ««Музыкальные инструменты слуховое восприятие»

    Дети  сидят за столами. Перед ними: колонки, ноутбук №2 с обучающей презентацией по теме «Музыкальные инструменты слуховое восприятие»,полотно «Будем слушать». Дети  по очереди выходят к педагогу.

    Дети внимательно слушают звучание музыкальных инструментов с презентации, опознают, выходят к полотну, указывают на изображение и табличку название, прочитывают её и сравнивают название на экране ноутбука .

    Педагог спрашивает детей: «Правильно?». Дети отвечают: «Да» или «Нет».

    Проработка содержания темы

    «Работа над слуховым восприятием»

    «Оркестр»

    Смена зоны деятельности. Дети  стоят около стола с музыкальными игрушками.

    Педагог хвалит детей и просит их самим продемонстрировать свои умения играть на музыкальных инструментах (игрушках). Дети  по инструкции педагога  выбирают инструмент (игрушку). При выполнении музыкального  упражнения дети внимательно смотрят на дирижёра, контролируя ритм воспроизведения.

    Подведение итогов

    Педагог после завершения всех этапов  работы спрашивает детей:

    -Вы сегодня занимались?

    -Да.

    -А как  вы сегодня занимались?

    -Хорошо.

    Дети хором произносят слово «хорошо» на элементах фоноритмики с соблюдением орфоэпической нормы.

    В помощь учителю

    Дополнительная необходимая информация

    Результативность занятия, его возможность использования другими учителями:

    - Развитие речевой коммуникации.

    -Усвоение значений слов и обобщения  воспринимаемых звуков.

    -формирование умений воспринимать учебно-образовательный  материал на слуховой основе.

    -Использование  занятия как элементы или часть занятий воспитателей, учителей-дефектологов, учителей – логопедов.

    Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

    Использование мультимедиа технологии способствует реализации одной из задач обучения - расширение возможностей дошкольников в восприятии различных шумов, что должно было способствовать их более свободной ориентации и формированию адекватных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

    Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

    Дети показали хороший результат при усвоении этого материала. Была отмечена педагогическая готовность каждого ученика, заинтересованность в процессе. Была проведена предшествующая работа:

     - проведение серии занятий по теме «Музыкальные игрушки»;

    - рассматривание фотографий с изображением  музыкантов;

    -  экскурсия в театр оперы и балета.

    -индивидуальная работа.

    Переход от данного урока к последующим через обогащение содержания работы  с целью углубления и расширения материала: духовые инструменты, народные (этнические) итд

     И проводить в три этапа:

    - выявление навыков восприятия неречевых звучаний;

    - обучение восприятию неречевых звучаний на слух;

    - контроль степенью овладения навыками восприятия на слух заданных неречевых звучаний.

    Другое

    Проведение занятия с мультимедиа сопровождением  требует соблюдения  норм и условий для обеспечения здоровьесберегающих моментов.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    /БАРАБАН / ТРУБА /БАЯН /ГИТАРА /БАЛАЛАЙКА /АРФА /СКРИПКА

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Файл не обнаружен.

    Возможные причины ошибки: указан неверный URL, либо файл удален владельцем.

    Работать с Google Диском легко и приятно.

    Создавайте текстовые документы, таблицы, презентации и многое другое, храните их в Интернете и отправляйте другим пользователям.

    Подробности на drive.google.com/start/apps.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слушай(те)
    /ГИТАРА Слушай(те)
    /БАЯН Слушай(те)
    /БАРАБАН Слушай(те)
    /БАЛАЛАЙКА Слушай(те)
    /СКРИПКА Слушай(те)
    /ГИТАРА Слушай(те)
    /АРФА Слушай(те)
    /СКРИПКА Слушай(те)
    /СКРИПКА Слушай(те)
    /ТРУБА Слушай(те)
    /АРФА Слушай(те)
    /ТРУБА МОЛОДЦЫ !

    Предварительный просмотр:

    1. Описание мультимедийных компонентов проекта

    Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

    Windows7 (XP)

    Форма (презентация, тест и т.п.)

    Слайд-шоу, презентация (№1, №2)

    Размер ресурса (мегабайт)

    Слайд-шоу  «Театр оперы и балета»               0,35 МБ

    Презентация№1 «Музыкальные инструменты знакомство со звучанием»        2,47 МБ

    Презентация№2  «Музыкальные инструменты  слуховое восприятие»              2,18 МБ

    Технические данные

    (компьютер, интерактивная доска и другие.)

    Средства мультимедиа: экран, ноутбук №1,  №2, проектор, колонки;

    Диск №1 CD-R обучающая презентация по теме «Музыкальные инструменты знакомство со звучанием », слайд-шоу «Театр оперы и балета».

     Диск №2 CD-RW обучающая презентация по теме «Музыкальные инструменты  слуховое восприятие»

    Музыкальный центр, диск «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина.

    Название  раздела учебного курса

    Развитие слухового восприятия, обучение произношению

    Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

    Microsoft PowerPoint

    Вид ресурса

    (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

    обучающая презентация  «Музыкальные инструменты знакомство со звучанием », слайд-шоу «Театр оперы и балета», обучающая презентация  «Музыкальные инструменты  слуховое восприятие»

    Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

    Microsoft Office

    Цели, задачи дидактического материала

    Построение диалога;

    Формирование учебных компетенций.

    Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

    Слайд-шоу «Театр оперы и балета».

    1- Сцена Оркестр.

    2-оркестровая яма

    3-виолщнчель

    4-кларнет

    5-скрипка

    6-тромбон

    7- труба

    8- трубач

    9-барабаны

    10-дирижёр

    11-репетиция

    12- концерт


    Обучающая презентация по теме «Музыкальные инструменты». Изобрадение+ звук+название

    1-барабан

    2-труба

    3-баян

    4-гитара

    5-балалайка

    6-арфа

    7-скрипка.


    Обучающая презентация по теме «Слушай(те), что звучало?».

    Инструкция+звук+название

    1-гитара

    2-баян

    3-барабан

    4-балалайка

    5-скрипка

    6-гитара

    7-арфа

    8-скрипка

    9-скрипка

    10-труба

    11-арфа

    12-труба

    13-молодцы!


    Возможности использования дидактического материала

    Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся

    «Слайд-шоу»;


    Интерактивная лекция

    «Сообщение темы». 

    Презентация учебного материала. «Музыкальные инструменты»;



    Проработка содержания темы

    «Работа над слуховым восприятием»

    «Что звучало?»

    Обучающая презентация «Слушай(те), что звучало?»

    Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

     Гигиенические требования  к организации занятий с использованием КТ см. в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН2.2.2./2.41340-03.

    Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

    Презентации могут использоваться как в комплексе, так и как самостоятельное занятие по: Развитию речи, Ознакомлению с окружающим миром, Развитию слухового восприятия, обучение произношению, а так же использоваться  на Музыкальных занятиях.