Залог успешной интеграции ребенка – создание ситуации успеха для ребенка.
статья по теме

Юшкова Анна Владимировна

Выступление с докладом на малом педсовете (с участием специалистов - логопед, дефектолог). Заинтересует как педагогов, так и родителей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Залог успешной интеграции ребенка – создание ситуации успеха для ребенка.

Ребенку с нарушением зрения нелегко адаптироваться среди нормально видящих сверстников. Они отличаются от своих сверстников:

  1. зачастую несамостоятельны,
  2. неактивны,
  3.  неуверенны в себе,
  4. не любят заниматься некоторыми видами деятельности (рисование, лепка, физкультура),

Им свойственны:

  1. уход от совместной деятельности
  2. избирательность в общении.

Недостаток зрительного анализатора ведет к тому, что ребенок, страдающий им, обладает информацией, чем партнер по общению, что затрудняет обратную связь с ним.

Для успешной социализации и адаптации ребенка значимым является создание таких условий, когда не только ребенок считает себя членом группы, но и группа положительно относится к нему, рассматривая его как своего члена. Создание ситуации успеха для ребенка с нарушением зрения повышает его авторитет в группе и самооценку, создает условия успешной интеграции. Для детей с нарушением зрения важно, чтобы их понимали и принимали как равного.

Для формирования у детей с нарушением зрения способности преодолевать социально-психологические ограничения и устанавливать партнерские отношения, используется ряд практических мероприятий.

Основным принципом работы педагога с детьми является усиленное педагогическое  руководство и коррекционно-педагогическое воздействие при формировании навыков общения.

Универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой является игра.

Русские народные игры являются универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой.

Так, например, в народной игре «Жмурки» используется тактильно-осязательное восприятие (прикосновение к другому человеку носит исследовательский характер), что позволяет «прикоснуться», «вступить в контакт» со сверстником. Физиологической основой является до сих пор мало изученный механизм восприятия человеческого тепла. Данная способность развивается при определенных условиях. Подготовительным этапом к игре «Жмурки» является ряд занятий-встреч.

Так  I этап, подготовительный.

  1. Потираем одной ладонью о другую до появления тепла.
  2. Располагаем ладони так, чтобы пальцы рук смыкались между собой, и перемещаем руки относительно груди в разные стороны.
  3. То же, но с закрытыми глазами.
  4. Становимся друг против друга и медленно начинаем приближать свои ладони к ладоням своего партнера и т.д.

После подготовки начинается II этап – это сама игра.

  1. Ребенок с закрытыми глазами стоит в кругу. Поворачиваясь, он должен на расстоянии ощутить, где стоят другие дети.
  2. Дети стоят парами, у одного глаза завязаны. Партнер меняет расстояние – необходимо почувствовать, приближается он или отдаляется.
  3. Глаза завязаны у всех участников, а взрослый поочередно подходит к каждому. Ребенок должен почувствовать, когда подходят именно к нему.

Эта игра развивает не только наблюдательность, но и дает возможность почувствовать уверенность в своих силах, с удовольствием играть самостоятельность.

Есть и другие народные игры, которые помогают слабовидящим детям сблизиться со сверстниками. Такие, как «Пятнашки», «Пятнашки с именем», «Молчанка», «Чудесный мешочек» и др. (Журнал «Дошкольное воспитание» №4 – 2005. – стр. 65.)

В ходе игр дети с нарушением зрения и нормально видящие переживают опыт взаимодействия друг с другом и придут к желанному результату – взаимопониманию и взаимовосприятию.

Малый педсовет, 2010г.

В-ль:Юшкова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...

Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...

Воспитателям о создании ситуации успеха

материал для воспитателей...

Технология создания ситуации успеха, как стимул личностного развития ребенка

Успех - это достижение значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом." Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, увенности в св...

Личностно ориентированный подход к ребенку-создание ситуации успеха для каждого

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обес...

Деловая игра "Педагогические приемы создания ситуации успеха для ребенка с интеллектуальными нарушениями"

Предоставлены материалы для проведения деловой игры с педагическими работниками на тему "Педагогические приемы создания ситуации успеха для ребенка с интеллектуальными нарушениями"...