Использование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания
методическая разработка на тему

 

Использование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания

                                         

  Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

      Экологическое воспитание в настоящее время не только из наиболее сложных направлений  в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как по ФГТ (Федеральным государственным требованиям) в соответствии с Законом РФ «Об образовании»  родители являются участниками педагогического процесса.

     Чтобы полноценно  осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей в русле педагогики развития необходимо создание  детско-взрослого сообщества (педагоги-дети-родители).

    Следовательно, для формирования основ экологической культуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

     Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации  целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.

     В МБДОУ д /с  «Мастерок» была разработана система сотрудничества педагогического коллектива и родителей по экологическому воспитанию с использованием наглядно-информационных форм. Апробация разных форм сотрудничества с целью оптимизации экологического воспитания детей включала два этапа  и продолжалась в течение двух лет.

     1-й этап

Цель: просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.

Задачи:        

-    Организовать продуктивную деятельность при инициативе педагогического коллектива ДОУ с родителями и детьми;

 -     Разработать и апробировать новые формы работы родителями (реализовать просветительскую работу в каждой возрастной группе).  

    2-й этап

Цель: реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию. Установление с ними партнерских отношений.

Задачи:

 -  повысить уровень нравственно-экологической компетентности родителей;

 -   вовлечь  родителей совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность;

-    создать в ДОУ атмосферу общности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкольников.

   На 1-ом этапе разработали новые наглядно-информационные формы работы внутри каждой возрастной группы, которые способствовали формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей.

   При проведении 1-го этапа были выявлены наиболее эффективные формы работы с родителями. Можно отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес. Так, воспитатели старшей группы разработали одну из форм наглядной агитации – листовку, в которой лаконично описывались правила поведения в природе. В изготовлении первых листовок участвовали дети и воспитатели. Листовки выполнялись в соответствии со временем года и важными явлениями природы. Эффективность данной формы подтвердил конкурс листовок на тему «Берегите природу», в котором участвовали родители.

      Внимание родителей привлекло наглядное пособие  «Ромашка», - «Банк» идей и рекомендаций для родителей. Использование данной формы работы  началось в старшей группе, так как  возникла необходимость  индивидуального и подробного ознакомления родителей с содержанием: игр на природе, наблюдений, стихов, соответствующих времен года; интересных фактов для домашних бесед с детьми. Воспитатели изготовили кармашки в лепестках  ромашки, в которые и раскладывалась информация.

    Еще одна форма работы – экологические газеты на темы: «Здоровый образ жизни», «Юный исследователь», «Интересное рядом»., которые выпускали воспитатели старших и подготовительных групп. Газеты содержали интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, предлагали домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описания опытов. Выполненные  домашние задания в виде рисунков, поделок выявляли заинтересованность и родителей и детей. 

Экологическая газета «Лесовичок» отражала наиболее яркие моменты проделанной и будущей работы на темы «Помогите птицам» и «Твой дом – твое здоровье». Рубрики информационно-познавательного характера, сопровождающие фотографиями или рисунками детей, интервью детей или родителей, заметки любителей природы, а также кроссворды или домашние задания оказались самыми интересными для родителей.

     Проявился интерес родителей к информации, расположенной в родительских уголках. Центром внимания были странички о дне, проведенном детьми в детском саду. В них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели рекомендовали родителям обратить внимание на соответствующую литературу, задавали вопросы или просили совета. Информация в родительском уголке позволила воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

     Выставки – одна из наглядных форм работы. На выставках дети совместно с родителями делали поделки из природного и бросового материала, а также вносили новые идеи, учились организовывать эту деятельность. Эффективность данной формы работы выражалась не в числе участников, а в продуктах совместной деятельности педагога, детей и родителей.

    Традиционным стало активное участие родителей в природоохранных акциях: изготовление родителями. И детьми плакатов: «Абакан – любимый город», «Зеленая елочка – живая иголочка», «Берегите природу», «Лес наше богатство». Сначала плакаты вывешивались в детском саду, а затем распространялись на территории, прилегающей к детскому саду, а потом отправлялись на городскую выставку. Такому активному участию родителей способствовали мероприятия, проведенные в группах, непосредственно образовательная деятельность, викторины, экскурсии.  

В течение года издавались памятки для родителей на тему «Экологическое воспитание в ДОУ – что это такое». Цель – показать значимость экологического воспитания и его зависимость от возрастных особенностей детей.

     Для формирования основ экологической культуры  был оформлен стенд «Знай, люби, и береги», девизом которого стали слова В. Сухомлинского: «прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Цель информационного стенда – поддерживать интерес родителей к экологическому воспитанию детей, отвечать на интересующие их вопросы. На стенде четыре страницы: 1-я знакомит с основными документами образования; 2 и 3-я – для рекомендаций специалистов; 4-я – для разного рода информации о жизни детского сада, выставки. На каждой страничке имелся карман для вопросов родителей. Информация на стенде обновлялась один раз в месяц.

      Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Обогатилась, развивающая среда ДОУ, пополнилась методическая копилка по экологии, появился уголок родного края, а самое главное – наметились перспективы сотрудничества.

Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей с использованием наглядно-информационных форм способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья детей.

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор обр...

Доклад " Опыта работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"

Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначемой проблемы, со всей ос...

презентация: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Тема моей презентации: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли ...

Форма работы с родителями по вопросам экологического образования "Эко - Инфографика"

Сообщение, выступление на тему "Эко – инфографика – инновационная форма взаимодействия с родителями по вопросам экологического образования". В сообщении говорится о работе с роди...

«Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста....

«Формы работы с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников»

Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необхо...