СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья (средняя группа) по теме

Эта статья раскрывает важность проведения сюжетно-ролевых игр с детьми. Только в игре ребенок может вести себя непосредственно и получать в процессе разносторонее познание и развитие, проявлять свои эмоции и переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_rebenka.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

                         СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного    возраста;    в  ней    развиваются   действия    в    представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

     Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

         Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют  с игрушками. Наша задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью, в младшей группе, можно понаблюдать с детьми за работой няни; в средней группе, организовать экскурсии и целевые прогулки, на которых обратить внимания на трудовые действия повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдений обратить внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомить детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто будут ставить кастрюли на плиту, а «варить» суп, компот,  рассказывая о том,  какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно,  поэтому все так вкусно.  Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу. Например, в игре «Дочки-матери» можно объединить несколько социоролевых игр. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предложить воспитателю, но в процессе игры что-то может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама едет на машине на работу, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они собираются, пьют чай, беседуют и все вместе едут на автобусе в театр. В театре садятся в зрительном зале, а на сцене дети поют, читают стихи, показывают сказочное представление. Когда концерт заканчивается, все идут домой, ужинают, готовятся к следующему дню. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов. В такую игру мы можем играть не один день, мы ее растягиваем на два или даже три дня, а затем можем начать все с начала, но дети меняются ролями.

        Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

        Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Я очень люблю играть вместе с детьми, с полной отдачей. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни.  Я постоянно нахожусь в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра – незаменимое средство развития ребенка

статья воспитателя Бэлан М.М. "Подвижная игра – незаменимое средство развития ребенка"...

Сюжетно-ролевая игра как средство развитие ребенка

Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального, познавательного развития ребенка...

"Игра как средство развития ребенка"

«Игра как средство развития ребенка».В игре детей есть часто смысл глубокий.(Иоганн Фридрих Шиллер) Итак что-же означает игра для ребенка?  Дошкольное детство- короткий, но важный период ста...

Статья на тему: "Игра как средство развития ребенка"

Игра очень важна в жизни детей в любом возрасте....

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....

Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работыТема:  Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....