Статья в газету "На пути к обновлению. Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ в соответствии с ФГТ"
статья по теме

Лашина Ольга Сергеевна

Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе  в ДОУ в соответствии с ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_gazetu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

На пути к обновлению.

Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе

в ДОУ в соответствии с ФГТ

Мы живем в XXI веке, веке информации. Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. Интерес детей к нему огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании

 Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации  в электронном виде, диагностики, создание презентаций по лексическим темам. Средства ИКТ дают мне возможность представить и раскрыть теоретические и практические аспекты логопедической работы для родителей (памятки, буклеты, консультации, информационные стенды, видеофильмы, презентации).

Осознанное отношение ребенка к  своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в моей работе. Бывает, что владения методикой коррекции речи и  моего желания недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка  утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции, который я использую в своей работе, это применение компьютерных программно-методических средств, которые поддерживают у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к занятиям, по моему мнению, особо актуальна.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей

В своей работе, на индивидуальных и фронтальных занятия в старших и подготовительных группах, мною используются специально разработанные компьютерные программы, такие как:

- компьютерная программа «Маленький искатель», которая дает возможность создавать самостоятельно тексты, рисунки, задачи, строить музыкальные логические цепочки, отгадывать загадки и находить предметы-отгадки на рисунке, учит классифицировать.

-  развивающая компьютерная игра «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». Ребенок в игровой форме учиться правильно произносить проблемные звуки, скороговорки, пословицы и поговорки, развивает фонематический слух

- развивающая компьютерная программа «Несерьезные уроки: Учимся анализировать», которая способствует развитию памяти и мышления.

- обучающая компьютерная игра для детей – «Баба Яга учится читать», играя в которую дети изучают азбуку, приобщаются к чтению, развивают фонематический слух.

Все эти игры могут использовать и родители в домашних условиях. Но при этом нужно помнить, что работа на компьютере не должна превышать 5-10 минут, в зависимости от возраста ребёнка, с проведением зрительной гимнастики.

На логопедических занятиях, кроме перечисленных выше программ, я использую упражнения, которые были разработаны мною в программе Microsoft Office Power Point с использованием анимации:

- «Игры со смешариками», которая направлена на развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста

- «Путешествие по сказкам с Вини-пухом», игра содержит в себе упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте.

- «Поможем Маше» - автоматизация звука [ш]

- «Артикуляционная сказка», «Артикуляционные упражнения для свистящих звуков», данный вид презентации, делает артикуляционную гимнастику увлекательными для детей.

- презентации по лексическим темам: «Мебель», «Транспорт», «Жизнь животных зимой» и др.

Детям очень нравятся занятия с использованием компьютера, Ксюша Т., Миша Б., Яна К.  радуются, когда компьютерный герой хвалит или «дарит» подарки. При этом они стремиться исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» похвалил его. Амир и Сафир с интересом выполняют  задания по лексическим темам. Детям подготовительной группы очень нравятся задания, которые представлены в игре  «Баба Яга учится читать»,

Все эти игры и упражнения, помогают развивать не только психические процессы и мелкую моторику, но и воспитывают волевые качества, такие как самостоятельность,  собранность, сосредоточенность, усидчивость.

В заключении хочется отметить, что поскольку главная цель моей работе, это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, большая часть занятия всё таки  посвящена непосредственному общению с детьми. Следовательно, компьютер я использую только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.

Лашина О.С.

логопед МБДОУ «Ромодановский детский сад

комбинированного вида»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование иннформационно - коммуникативных технологий в коррекционно-образовательном процессе на логопункте. - статья и проект

В этой статье мы хотим поделиться опытом проведения онлайн логопедических занятий на логопункте....

Необходимость использования ИКТ в коррекционно-образовательном процессе

Статья из опыта работы по применению ИКТ в коррекционно-образовательной деятельности...

Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической  компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи....

«Создание адаптированной коррекционно-образовательной среды в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО».

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно-развивающей среды в дошкольных  учреждениях в соответствии с новыми требораниями ФГОС дошкольного обра...

Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на...