Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения.
статья по коррекционной педагогике

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

   Этот комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Что же такое  «здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

в коррекционно-образовательном процессе

с детьми с нарушениями зрения

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» (ст. 2; 51), сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.         

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % - детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Период дошкольного детства наиболее важен в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, точечный массаж, музыкотерапия, разнообразные формы двигательной активности, такие как:  утренняя гимнастика, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, физкультурные занятия.

   Этот комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Что же такое  «здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Основная цель здоровьесберегающих технологий состоит в поддержании высокого уровня здоровья дошкольников, формировании у них качественных знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи: 

1. Воспитывать у детей привычки здорового образа жизни для повышения    защитных свойств организма, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

2. Развивать потребности в двигательной активности.

3. Приобщать родителей к вопросу о воспитании здорового ребенка.

Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования, отражены в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

В своей практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физкультминуток заключается в:  смене вида деятельности; предупреждении утомляемости;  снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.

2. Самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Проводим  с детьми дыхательную гимнастику «Горячий чай», «Футбол», «Снежинки».

3. Пальчиковая гимнастика — применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:  осязательных ощущений; координации движений пальцев и рук;  творческих способностей дошкольников. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Используются такие виды упражнений:  массаж;  действия с предметами или материалами;  пальчиковые игры.

4. Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у ребенка с нарушениями зрения огромная, поэтому выполнение гимнастики для глаз  необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения.

5. В своей работе используем элементы здоровьесберегающей технологии, разработанные специалистами по охране зрения детей.

- Для разминок и упражнений на зрительную координацию используем схемы зрительных траекторий.

- Метка на стекле (по Аветисову) (позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.

- Пальминг (является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок).

- Су Джок терапия (стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах).

Внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, способствует качественному обучение, развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

       Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие же «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья дошкольников.

Сочетая традиционные методы и данные технологии в обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным и запоминающимся. Все это позволяет говорить о повышении качества работы педагога. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по  использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»

С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР.»

Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию де...

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

" Здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми c нарушением зрения ".

quot; Здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми c нарушением зрения "....