«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР.»
консультация по логопедии

Жданова Светлана Анатольевна

Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx17.72 КБ
Файл tehnologii.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д.\с. «Одуванчик»

«Использование здоровьесберегающих технологий                                                                                                 в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР.»

Учитель-логопед: Жданова С.А.

Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию познавательной сферы, личностное развитие ребенка с ОВЗ и сохранение его здоровья. И осуществляться эта система должна в процессе тесного взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Группы для детей  с ТНР составляют дети с системным недоразвитием речи. И всё более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребёнка. Для таких детей просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на занятиях, но и в режимных моментах, и дома. Здоровьесберегающие технологии, которые использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Кроме того, совместная работа с родителями, педагогами и специалистами позволяет разрабатывать условия создания здоровьесберегающей среды для детей, занимающихся с логопедом.

Коррекционно-развивающая работа включает следующие этапы: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи, пространственных отношений, фонематического восприятия; постановку, автоматизацию и введение в речь отсутствующих или нарушенных звуков; развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи; коррекцию чтения и письма.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти и пальцев. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный приём в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Удобен этот вид работы тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Например: артикуляционное занятие «Часики» можно дополнить движением ладони, которая движется под счёт вправо-влево. При этом игровой сюжет упражнения может быть разным: язычок катается на коньках, ветви дерева качаются на ветру и т.д.

Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное дыхание, которое сказывается на жизненной ёмкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. Необходимо развивать объём легких, формировать диафрагмальный тип дыхания. При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приёмов установления плавности речи. На занятиях я широко использую игры и упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.

Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведении детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровье сберегающие технологии:

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку.

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимают психологическое напряжение, дают возможность самовыражения.

В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики осуществляю, как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Можно выделить главные правила проведения пальчиковых игр.

1. Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно

2.После каждого упражнения следует расслаблять пальцы

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровье сберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.

















Предварительный просмотр:

МДОУ д.\с. «Одуванчик»

«Использование здоровьесберегающих технологий                                                                                                 в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР.»

Учитель-логопед: Жданова С.А.

Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию познавательной сферы, личностное развитие ребенка с ОВЗ и сохранение его здоровья. И осуществляться эта система должна в процессе тесного взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Группы для детей  с ТНР составляют дети с системным недоразвитием речи. И всё более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребёнка. Для таких детей просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на занятиях, но и в режимных моментах, и дома. Здоровьесберегающие технологии, которые использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Кроме того, совместная работа с родителями, педагогами и специалистами позволяет разрабатывать условия создания здоровьесберегающей среды для детей, занимающихся с логопедом.

Коррекционно-развивающая работа включает следующие этапы: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи, пространственных отношений, фонематического восприятия; постановку, автоматизацию и введение в речь отсутствующих или нарушенных звуков; развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи; коррекцию чтения и письма.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти и пальцев. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный приём в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Удобен этот вид работы тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Например: артикуляционное занятие «Часики» можно дополнить движением ладони, которая движется под счёт вправо-влево. При этом игровой сюжет упражнения может быть разным: язычок катается на коньках, ветви дерева качаются на ветру и т.д.

Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное дыхание, которое сказывается на жизненной ёмкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. Необходимо развивать объём легких, формировать диафрагмальный тип дыхания. При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приёмов установления плавности речи. На занятиях я широко использую игры и упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.

Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведении детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровье сберегающие технологии:

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку.

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимают психологическое напряжение, дают возможность самовыражения.

В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики осуществляю, как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Можно выделить главные правила проведения пальчиковых игр.

1. Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно

2.После каждого упражнения следует расслаблять пальцы

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровье сберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по  использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей с ОВЗ.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности ребенка является, в настоящее время актуальной проблемой. В статье авторы делятся опытом...

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья." Апрель 2016 г.

Данный материал знакомит с работой  по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы-интерната. Создание и развитие здоровой среды реализуется в 3х направлениях: физкул...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Данная тема очень актуальна, так как известно, что дошкольный возраст является решающим звеном в формировании основы физического и психического здоровья ребенка....

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на...