Фольклорный досуг "Землю красит труд"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Москалева Татьяна Анатольевна

Зимние посиделки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlyu_krasit_solnce.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Посиделки у печки

«Землю красит солнце, а человека – труд»

Фольклорный досуг с использованием экспонатов музея детского сада

Для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа.

   Воспитатель беседует с детьми.

-Сегодня к нам приехало много гостей. Мы всегда очень рады гостям, поэтому мы пригласили их в нашу горенку, посадили их в красный угол.

-А что такое «красный угол»? Ответы детей.

       Красный угол – это самая красивая часть русской избы. Здесь висят иконы, горит лампадка, висят самые красивые полотенца и кружевные подзоры.

-А еще наши гости прослышали, что в нашем саду есть музей.

-А что такое музей, дети?

      Это такая специальная комната или даже целый дом, где собраны разные предметы, например, мебель, картины или посуда и предметы старины. Можно придти в музей и посмотреть, как люди жили много-много лет назад, из какой посуды ели, в какие игрушки играли дети, какую одежду носили. Вот такой музей есть и нас в саду.

-Сегодня я надела костюм из нашего музея. Так одевались русские женщины в Белгородской области. Этому костюму более ста лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему? Его делали с любовью, очень бережно хранили и надевали только по Великим праздникам.

-Назовите Великие праздники.  (Пасха, Рождество, Троица)

-Поэтому этот костюм радует наш глаз и сегодня. Давайте рассмотрим его. На меня надета шерстяная клетчатая юбка-понева. Посмотрите. Как красиво она вышита. Фартук-завеская отделан золотой «канителью», широкий пояс-подпояска оторочен традиционным украшением из разноцветных ниток, которое называется «ниток». Рубаха вышита черными шерстяными нитками и венчает костюм золотая «сорока» – головное украшение. Великолепный костюм! О нем даже песня сложена.

Исполняется песня Белгородской области «Федора».

-Ребята, а ведь, сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Вот рубаха и фартук сшиты из льняной ткани, а ведь лен нужно сначала посадить, вырастить, потом его собирали, мяли, мочили, трепали, чесали, а затем пряли из льняной пряжи нить, чтобы потом соткать на ткацком стане полотно, сшить вот такую рубаху и еще украсить ее прекрасной вышивкой. Вот вы видите здесь у меня предметы из нашего музея: чесало, веретена, прялку. Вот так же в долгие зимние вечера сидела мама или бабушка, пряла и про себя читала молитвы. В русском костюме каждая ниточка намолена, поэтому русский костюм сравнивают с намоленой иконой. А если рядом сидели дети, то пели духовные  стихи. Ведь сейчас время Великого Поста. Давайте споем духовный стих.

 Дети исполняют духовный стих «Как по морюшку».

-Вот так под молитву, да под чудесные песни из-под пальцев выходила тоненькая ниточка и скручивалась в клубочек. А мы знаем такой хоровод «Клубочек».

Дети приглашают гостей и исполняют хоровод «Клубочек».

  Клубок катится, нитка тянется,

  Клубок дале, дале, дале,

                 Нитка доле, доле, доле.  

-Дети, русские люди никогда не боялись труда и трудились всегда с радостью. Если жизнь заставляла человека отрываться от повседневного труда, когда, например, забирали мужчин в солдаты, то руки очень скучали по работе. Как часто рассказывали наши дедушки: «Аж во сне снится, как я землю пашу». Конечно, в создании костюма главную работу выполняла женщина, но без мужского труда невозможно было бы изготовить его, потому что все орудия труда: и прялку, и веретена, и чесало, и многое другое, что есть в нашем музее, делали мужчины. Вот посуда, которую вы видите на нашем столе, и деревянные ложки и глиняные свистульки, - это все мужская работа. Давайте возьмем все это и покажем нашим гостям музыкальную картинку «Весеннее утро в деревне Братеево».

Дети берут ложки, трещотки, свистульки и исполняют пьесу «Мастерская».

Посмотрите, как у нас в мастерской,

Там работнички трудятся день-деньской,

Как начнут они топориком рубить,

По гвоздочкам молоточком колотить.

/на отыгрыш дети играют на ложках/

А пилами-то пилят, пилят, пилят

Во все стороны опилочки летят.

Время плотничкам работушку кончать

И пойдут они вприсядочку плясать.

/мальчики пляшут вприсядку,затем

отходят назад, а вперед выходят

девочки, они поют/

Уж ты, прялица, ты прялица, моя,

Пойду вынесу на улицу тебя.

Буду прясть и попрядывать,

На подруженек поглядывать.

Я стояла на угорочке,

Сарафан с косой оборочкой.

Сарафанчик развивается,

Ко мне милый приближается.

/мальчики подходят к девочкам,

приглашают их на танец,

дети встают по кругу парами

и танцуют «Смоленского»/.

-Ребята, мы с вами очень хорошо понимаем, что русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье или посиделки девушки не ходили без работы, руки всегда были заняты делом. А ну-ка, вспомните поговорки о труде.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Какова пряха, такова и на ней рубаха.

--Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-Скучен день до вечера, если делать нечего.

-Землю красит солнце, а человека труд.

-Какие замечательные поговорки. Сколько на Руси было мастеров-умельцев. Сколько замечательных изделий делали они. Бывало, наделают всего много и везут на ярмарку, продавать. А девочки наши растут настоящими хозяйками, у нас даже песня такая есть –«Давай с тобой, миленький, домик наживать».

Дети исполняют песню «Давай с тобой, миленький,..».

-А с ярмарки чего только не привозили. Ребятишки маленькие всегда с нетерпением ждали приезда родителей, которые везли им гостинцы, игрушки. Вот такие, например, в нашем «Бабушкином сундуке», который стоит в нашем музее и украшен замечательной мезенской росписью. А в сундуке игрушки-забавы, в которые играли и маленькие, и большие. Давайте поиграем.

Проводится аттракцион «Забавы у печки».

-Дети, сколько труда вложено в каждую игрушечку, ложку, веретенце, даже самую маленькую незначительную деталь старались украсить. Никогда ничего не выбрасывали, даже самую маленькую тряпочку. Вот в каждом доме остаются какие-то обрезки, кусочки ткани, и можно было бы выбросить их. Но хорошая хозяйка и сегодня, в наше время не выбросит их, а сделает так же. Как и ее бабушка: разложит на столе в красивом узоре и сошьет вот такое одеяльце или подушечку, совсем, как в люлечке, которая висит в нашем музее. Посмотрите, дети, как уютно куколке под таким одеялком, а в такую подушечку можно и поиграть.

Проводится игра «Подушечка».

-Я думаю, ребята, что гостям понравился наш музей. Мы полюбовались на прекрасные русские народные костюмы. Мы еще раз убедились, сколько труда было вложено в их изготовление, с какой любовью относились к своему труду наши предки. И я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к нашему русскому костюму, к любой, даже самой маленькой частичке нашей народной культуры. А на прощанье мы дарим нашим гостям свои любимые песни. Которые они могут петь вместе с нами.

Исполняется «Казачий перепляс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Землю красит солнце, человека труд"

Проект для детей старшей группы по трудовому воспитанию " Землю красит солнце, человека труд"...

Проект по организации хозяйственно - бытового труда «Землю красит солнце, а человека труд»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Открытое занятие в подготовительной группе "Землю красит солнце, а человека труд"

Цель: познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа...

Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»

laquo;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,осознание своей умелости и значимости выполняемойработы, возможность доставлять радость другим.»В. А. Сухомлинский...

Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»

Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьираздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в перио...