Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»
проект (средняя группа)

Горбачева Тамара Николаевна

Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».

Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи

раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период

младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые

условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется

круг его интересов. Ребёнок открывает для себя мир человеческих

отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает

огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней

участвовать. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим

средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может

и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и

необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с

любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления

творчества личности, ее талантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»

                                                                                                                     Выполнили: Воспитатели

                                                                                Башун Светлана Анатольевна

                                                                                 Горбачева Тамара Николаевна

Г. Иркутск, 2024 г.

Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости и значимости выполняемой

работы, возможность доставлять радость другим.»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

     Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».

Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи

раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период

младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые

условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется

круг его интересов. Ребёнок открывает для себя мир человеческих

отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает

огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней

участвовать. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим

средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может

и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и

необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с

любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления

творчества личности, ее талантов.

     Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются еще в дошкольном возрасте. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
В наше современное время ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить социализированного ребенка, приспособленного к совместной работе педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – родитель. На наш взгляд, трудовое воспитание - это идеальная площадка для развития этих качеств.
     Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих, является трудолюбие. Благодаря труду педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей в процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, научит детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.
     Выбранная нами тема проекта, имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений и позволит комплексно решить образовательно-воспитательные задачи:
• в области физического развития – развивать физические навыки, технику выполнения.
• в области познавательного развития – знакомить детей с миром профессий, трудом взрослых, учить находить возможность проявления посильной помощи.
• в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
• в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, употреблять больше глаголов в речи.
• в области художественно-эстетического развития – становлению эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть прекрасное и передавать при помощи доступных средств.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 22.01.2024 г. по 12.02.2024 г.

Проект краткосрочный.


Цель:

Формировать представления дошкольников о видах детского труда, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Задачи:

1.Воспитывать положительное отношение к труду, желание

трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения,

формировать умение договариваться с помощью воспитателя о

распределении работы, заботиться о своевременном

завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному

заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца,

стремление сделать его хорошо).

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Предполагаемый результат:

- устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;

- осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

Виды труда дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Этапы реализации проекта:

1 этап -  подготовительный

2 этап - основной этап 

3 этап - заключительный.

Реализация проекта по этапам:

Подготовительный этап

- определена тема проекта;

- сформулированы цели и определены задачи;

- составлен план совместной деятельности с детьми;

- подобран материал по теме проекта.

- оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка

фото, литературы.

Основной этап

1. В работе с детьми (трудовая деятельность)

- Ознакомление детей с трудовыми операциями и действиями;

- «Скорая помощь для книжек»;

- Осмотр комнатных растений, полив и опрыскивание цветов, протирание больших гладких листов, наблюдение за уходом за растениями группы (рыхление почвы, пересадка цветка в большой горшок, посадка в огороде на подоконнике);

- Снежные постройки;

- Подкармливание зимующих птиц;

- Уборка участка детского сада;

- Уход за инвентарем (очистка, просушивание, уборка).

2. Ознакомление детей с хозяйственно – бытовым трудом (уборка игрушек, строительного материала, подклеивание книг и коробок, самостоятельное выполнение обязанностей дежурных (сервировка стола), протирание стульчиков, полок, помощь в уборке группы, помощь в подготовке к НОД, уборка рабочего места, уборка участка (снег, сухие ветки, мусор).

3. Формирование навыков самообслуживания:

- самостоятельно умываться, мыть руки с мылом;

- пользоваться платком, расческой;

- правильно пользоваться столовыми приборами;

- задвигать стул после еды;

- полоскать рот после еды;

- убирать за собой посуду после еды;

- самостоятельно одеваться и раздеваться;

- соблюдать порядок в кабинке;

- заправлять постель после сна.

4. Знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых:

Наблюдения:

- за трудом дворника - знакомство детей с рабочими профессиями;

- за трудом водителя - развитие социальных отношений детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;

- за работой педагогов и других работников детского сада;

- экскурсия в прачечную, в медицинский кабинет.

5. Ручной труд:

- раскраски на тему «Трудовое воспитание»;

- рисование: «Моя семья», «Машина», «Дорога для автомобиля», «Пароход», «Повар»;

- лепка: «Овощи для супа», «Грузовик», «Самолет», «Поможем Айболиту вылечить медвежонка», по сказке «Федорино горе», пластилиновая мозаика, «Ежик» (из шишек и пластилина);

- аппликация: «Варежка для мамы», «Снеговик» (обрывная аппликация), «Сугробы» (скатывание салфеток и ваты), «Ежик», «Птички за окном», «Пылесос».

- конструирование: «Модель детского сада», «Поезд», «Грузовик», «Кораблик», «Гараж для машин», оригами.

Беседы:

- о труде людей транспортных профессий;

- «Как я помогаю маме дома»;

- о труде повара;

- «Кто и как работает в нашем детском саду?» ;

- «Где и кем работают твои родители?» ;

- о труде строителей;

- «Кем ты будешь, когда вырастешь?» ;

- «Что значит бережно относиться к труду людей?» ;

- «Не сиди сложа руки - так не будет скуки».

Занятия:

«Мы помощники», «Поможем кукле Ире отремонтировать книги», «Посадка лука. Зимний огород», «Путешествие в волшебную страну растений», «Золушка и мышки», «Степашка убирает игрушки».

Сюжетно - ролевые игры:

- «Семья»;

- «Больница»;

- «Магазин»;

- «Парикмахерская»;

- «Корабль», «Автобус»;

- «Разгружаем овощи»;

- «Строители»;

- «Пожарный».

Дидактические игры:

- «Кому что нужно для работы? »;

- «Кто что делает? »;

- «Продайте то, что опишу»;

- «Найди, о чем расскажу»;

- «Так бывает или нет? »;

- «Из чего готовят кашу? »;

- «Подскажи словечко»;

- «Хорошо – плохо»;

- «Вершки и корешки»;

- лото «Профессии»;

- «Что, откуда, почему»;

- обучающие карточки по профессиям;

- «Одень по профессии»;

- «Закончи пословицу»;

- «Наведи порядок»;

- «Разрезные картинки»;

Художественная литература:

- К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»;

- А. Барто «Мы с Тамарой ходим парой», «Кораблик»;

- В. Маяковский «Кем быть? »;

- Н. Забилы «Ясочкин сад»;

- С. Баруздин «Кто построил этот дом? »;

- «Жихарка» в обр. Карнауховой;

- сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», обр. Соколова -

Микитова «Зимовье»;

- С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер».

- Василий Сухомлинский «Бабушка и Петрик»;

- Е. Пермяк «Мамина работа».

- Б. Заходер «Портниха», «Строители»;

- рассказы о трудолюбии и лени;

- Подборка пословиц и поговорок о труде;

Заучивание:«Не мешай мне трудиться».

- Загадки о труде.

 Работа с родителями:

- Создание альбома «Профессии родителей»;

- Папка-передвижка «Как приучить ребенка к труду»;

- Консультация «Роль семьи в трудовом воспитании ребенка», «Как приучить ребёнка прибирать игрушки?», «Готовим и играем на кухне»;

- Изготовление кормушек;

- Размещение информации на тему «Трудовое воспитание в семье»;

- буклеты «Трудовое воспитание в семье», «Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей в средней группе»;

- памятка «Трудовое воспитание детей».

Пополнение уголка трудового воспитания.

3. Заключительный этап.

     Заключительный этап включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта:

- оформление выставки детских работ «Профессии моих родителей»;

- презентация;

- видеоролик для родителей «Не сижу без дела я»;

- коллаж «Как я дома помогаю»;

- театрализованное представление «Как зверята белочке помогали»;

- Работа с интерактивной папкой «Я помощник!».

Заключение

     Проект «Землю красит солнце, а человека труд» дополняет общеобразовательную программу, направлен на формирование у детей положительного отношения к труду, уважения к труду взрослых, привитию трудовых навыков. Значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.
     В группе созданы необходимые условия для реализации трудовых навыков детей.

     Через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми:

-дети получили необходимые знания о разных профессиях;

- стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;

- научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;

- появление простейших форм сотрудничества;

- установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;

- повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.

Родители приняли активное участие в реализации проекта.

- оформлен коллаж «Как мы дома помогаем», помощь в пополнении уголка трудового воспитания, оформлена выставка творческих работ «Профессии моих родителей».

Список используемой литературы
1. Т.А. Шорыгина , Беседы о профессиях, М. - Издательство «Творческий центр «Сфера», 2018 г., 128 с.
2. Иванова А. А., Лабутина Н.В., Гусева Н.П., Трудовое воспитание дошкольников, СП - Вентана – Граф, 2016 г., 76 с.
3. Р. С. Буре, Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания, М. - Мозаика – Синтез, 2011 г., 136 с.
4. Т. Комарова, Л.В. Куцакова, Л. Павлова, Трудовое воспитание в детском саду, М. - Мозаика – Синтез, 2009 г., 80 с.
5. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей мл. группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
6. Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, И. Г. Галянт и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012. – 178 с.: ил. – (Радуга).
7. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации хозяйственно - бытового труда «Землю красит солнце, а человека труд»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Открытое занятие в подготовительной группе "Землю красит солнце, а человека труд"

Цель: познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа...

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию в первой младшей группе “Радость труда - могучая воспитательная сила”

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание, начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Самообс...

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы «Кто любит труд – того люди чтут»

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цель трудового воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к...

Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»

laquo;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,осознание своей умелости и значимости выполняемойработы, возможность доставлять радость другим.»В. А. Сухомлинский...