СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
материал по психологии

Андрианова Елена Ивановна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

СТРЕСС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стресс и пути его преодоления28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс и пути его преодоления.

семинар-практикум для педагогов

                        Составила:

                                                             Педагог-психолог МКДОУ

 «Детский сад № 88» города Кирова

                                                                Андрианова Елена Ивановна

Киров 2022 год

Стресс и пути его преодоления.

(семинар-практикум для педагогов)

Цель: создание позитивного настроения, выработка навыков и способов снятия эмоционального напряжения, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способов эффективной профессиональной саморегуляции.

 Игровое  упражнение «Похвали себя»

Цель: настройка на работу в группе, заряд положительных эмоций.
Инструкция: на любом мероприятии с практической направленностью у каждого участника есть свое имя. Назовите свое имя ласковым словом, как вас называют ваши близкие люди и вам хотелось бы, чтобы вас так называли и к своему имени подберите качество, которым вы обладаете или то качество, которое вам больше всего подходит. Теперь мы видим….. какие у нас участницы, педагоги и просто женщины. Давайте похлопаем в ладоши и потопаем ногами в честь себя любимых.

Упражнение «Импульс»

Цель: создание благоприятных и доверительных отношений в группе.
Инструкция: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу всю свою доброту, что живет в нашем сердце. Начинаем с меня…Пожмите правой рукой руку соседа. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись своим соседям справа и слева и сели на стулья.

Упражнение «Выберите цвет».

Цель: определение своего эмоционального состояния

Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в начале нашей встречи. В конце нашей общения я расскажу, что он значит

Теоретическая часть

Тест «О плохой погоде и нестиранных носках».
Сядьте поудобнее на стульях. Закройте глаза и представьте, что вы за пультом «Машины времени». Нажмите кнопку пульта. Вы перенеслись назад во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?
1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, что я должна ждать до завтра? Что же мне делать?»
2. «Подождем немного и посмотрим, может погода прояснится»
3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать»
4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».
1.Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.
2.Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
3.Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.
4.Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новую.

Благодаря этому тесту мы с вами подошли к теме нашего семинара «Стресс и пути его преодоления».

Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

  1. А что же такое стресс?
  2. Когда/ из-за чего он возникает?
  3. Какими ощущениями сопровождается?
  4. Как с ним бороться?

Стресс в переводе с английского означает «напряжение». Стресс – общее состояние организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать тяжелые заболевания, такие как, рак, гипертония, различные сердечно-сосудистые заболевания. Так как стресс - это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия, то его практически нельзя избежать Выделяются три основных стадии развития стрессового состояния у человека:
1 - РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ - нарастание напряженности;
2 -ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ - собственно стресс;
3 - ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ  - снижение внутренней напряженности.
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:
Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают.
Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды.
Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки.
Стрессы современного человека.
КУЛЬТУРНЫЙ СТРЕСС. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС. Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для которого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информация.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек – не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат – эмоциональный стресс. Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.
СТРЕСС БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс.
Признаки стресса.
Они делятся на три категории:
физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т. д.);
эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т. д.);
поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.); Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Перечень причин стрессов необъятен. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.
В любой работе бывают стрессовые ситуации, вот некоторые из них:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его
  • конфликт с начальником или коллегами
  • недостаточная квалификация
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость
  • слишком высокая / низкая ответственность
  • скука и т.д.

К этим стрессорам добавляются и проблемы в личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА
Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:
чувство опустошенности;
депрессия;
суицид;
шизофрения;
сексуальные расстройства;
неврозы;
физические боли и т. д.

Практическая часть
Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете

     Упражнение «Ловец блага» - Упражнения на развитие уверенности в себе (поможет развить умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие самого себя). Ведущий: Чтобы с вами ни происходило, во всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всём научиться видеть хорошее.
Инструкция: Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете, наконец, заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё – кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода. Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации.
1.Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус или трамвай?
2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?
3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?
4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?

Гимнастика против стресса.
1. Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.
2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите, и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.
Дыхательные упражнения для снятия стресса
3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном.

Упражнение «Приятный сон».

Примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь.

Медленно мысленно произнесите словесные формулы:

Я спокойна…Мои мышцы расслаблены…Я отдыхаю.… Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается… Оно бьется легко и ровно…  Я совершенно спокойна…

Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены..

Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая.. Чувствую приятное тепло в руках…

Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги…Мои ноги расслаблены…

Мои ноги теплые.. Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

Мое тело расслаблено,…Расслаблены мышцы спины…Расслаблены мышцы живота…Чувствую приятное тепло..Мне легко и приятно…Я отдыхаю…

Веки опущены…Расслаблены мышцы рта…Мой лоб прохладен…Я отдыхаю…Я спокоен..

Чувствую себя отдохнувшим…Дышу глубоко…Потягиваюсь..Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодра и свежа….

Медитация является наиболее эффективным методом в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основана на достижении покоя, освобождения от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению,  «очищению разума» и накоплению энергии.

Техника может проводиться, как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха (например, на перерывах, в транспорте и т.д.). Музыкальное сопровождение усиливает эффект воздействия.

Упражнение «Гудение».

Цель : освобождение сознания, выход негативных накоплений

Сели, расслабились, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.

При групповом выполнении рекомендуем отследить общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряженным, либо приподнятым, эмоционально положительным.

Упражнение «Гора с плеч».

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

 Упражнение выполняется стоя, можно на ходу.

Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть ваша постоянная осанка.

Стресс возникает там, где тесно, узко, мелко и там, где много суеты. Послушайте хорошую музыку, прогуляйтесь по лесу, выйдите в широкое поле, поглядите в высокое небо, посидите у реки – природа восстановит утраченную гармонию.

Упражнение «Выбери цвет».

Прежде чем предложить Вам выбрать на какой цвет похоже ваше настроение сейчас, я хочу показать вам один клип (просмотр клипа «Цветотерапия»).

Поделитесь, пожалуйста, с нами, какой цвет вы выбрали вначале нашего общения, что он означает , изменилось ли ваше предпочтение. Если да то, что означает этот цвет.

Красный-активность, энергичность, деятельность, оптимизм. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу.

Оранжевый -активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.

Желтый – мечтательность, не готовность активно действовать. Характеризует человека, выбравшего выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.

Зеленый – символизирует настрой человека на изменения и обновления, вам присуще равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно-сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.

Голубой – символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.

Синий – чувствительность, впечатлительность, но вместе с тем спокойствие и уравновешенность. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.

Розовый – (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток – потребность в защите, уход в мир грез.

Коричневый – консервативность, сдержанность или тревожность. Символизирует надежность, защиту, прочность. Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия.

Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими.

Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед. Цвет ориентирован на бессознательное.

Серый – (соединяет белый и черный). Безразличность, инертность, равнодушие. Символизирует покой, гармонию, равновесие. Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.

Хочу закончить наш сегодняшний семинар притчей.

Притча «Бабочка»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает«Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил«Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие, и за хорошие.

Подведение итога, рефлексия

1. Что полезного Вы для себя узнали?

2. Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения?

3. Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара?

Педагог-психолог: Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...