Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка
методическая разработка (младшая группа) по теме

Забродина Ирина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_rannem_vozraste_kak_sredstvo_socialno.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка

Дети раннего возраста получают первоначальные  представления социального характера и включаются в систему социальных отношений через решения следующих задач: развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование семейной, гражданской принадлежности

Для обеспечения успешного индивидуального развития ребенка в группе создана благоприятная предметно-развивающая среда . В игровой комнате организованы зоны, специально предназначенные для этого. Для безопасности детей установлена мягкая модульная мебель. В игровом уголке на столике расставлена игрушечная посуда; имеются кухонные плиты с конфорками  для приготовления еды, ванночки для  купания и кроватки для укладывания спать игрушек, коляски, саночки, гладильная доска. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т.д. Игровое пространство удобное для детей, дает им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группой.                                                                                                                     Все игрушки  доступные каждому ребенку и находятся на уровне детей. Для разыгрывания различных сюжетов имеются куклы в одежде и голыши, с разным выражением лица (озорники, плачущие, серьезные, смешливые), имеются предметы кукольной одежды и куски ткани для пеленания «дочки».  Неподалеку от уголка с сюжетными игрушками в качестве предметов заместителей хранятся в коробках  палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пробки от пластиковых бутылок. На полках расставлены игрушки животных, сделанные из разных материалов, имеющих разные размеры и яркую окраску.

Детям свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим появлениям по отношению к взрослым и сверстникам, поэтому необходимо закреплять нравственные формы поведения. Нравственные чувства ( н-р: уважение ко взрослым, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и др.) выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей.

 Для создания предпосылок культурного поведения создаю полноценную среду развития малышей:                                                                                                    устанавливаю положительно-эмоциональную и доброжелательную обстановку                                                                                               • организовываю их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментирую их действия;

• обсуждаю с детьми домашние дела взрослых;

• привлекаю их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения , помогать взрослым и сверстникам;

• обогащаю вне ситуативный опыт детей: читаю им книжки, рассматриваем вместе и обсуждаем картинки, рассказываю истории из жизни взрослых, других детей и пр.

.Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребенком и взрослым. Игровая среда создает обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. В работе с детьми использую  игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации ,строительные игры.

Игры-забавы уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Простота и мелодичность звучания помогают детям запомнить их. Мы играем с малышами в игры-потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем-едем», «Вот наш Вова идет»,»Заинька» и пр.), хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, салочки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). . В игре складываются коммуникативные умения и навыки: как принять решение, пойти на компромисс, согласовать свои действия, учесть желание другого. Активно использую имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и др. В игре формируются доброжелательные отношения к животному миру. Включаю игровые эпизоды и игры-потешки в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей), что делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка , поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Дети любят играть в дидактические игры, в них малыши приучаются действовать в соответствии с правилами. Сформированные положительные качества, как бережное отношение к игрушкам, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу причесанной, опрятной и др. дети постепенно переносят на взаимоотношения между собой. Дидактические игры формируют произвольность в поведении, адаптируют пассивных детей.

В игре со строительным материалом разыгрываем простые сюжеты, которые являются мотивом для создания несложных конструкций. Дети строят кроватку, укладывают куклу спать, строят дорожку, по которой едут машинки  и т.д.Эти игры способствуют закреплению социального опыта, воспитывают чувство дружбы, развивают интерес к действиям других детей.

К концу года наши малыши, как правило, говорят, поэтому можно увидеть, как свои знания они переносят в игры с сюжетными игрушками. Дети  моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт и впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. В процессуальных играх ребята воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.). В  этих играх воспитываются коммуникативные качества и виды взаимоотношений : доброта, внимательность к людям, честность, вежливость, общительность, щедрость, готовность прийти на помощь, справедливость, жизнерадостность, ответственность.

Игры-драматизации одни из любимых детских игр, в них разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стихов. Участие в этих играх приносит детям радость, через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др. . Дети, не умеющие играть, могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее.                                                          

 Для  обогащения игрового опыта ребенка использую различные приемы:

 поощряю любое действие малыша: «Молодец, как хорошо ты качаешь дочку!», «Давай я налью сока, а ты ее попоишь», это  способствует развитию игр. С помощью словесного обозначения фиксирую переходы от одной группы действий к другой («давай сначала сварим кашку, а потом покормим лялю»). Такой способ помогает ребенку лучше осознать смысл своих действий, учит  развивать игровой сюжет.                                                                                              

Стимулирую игру ребенка с разными персонажами, с помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, на прогулках обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Обращаю внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомлю детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.                                                                                              Помогаю малышу «строить» игру, создаю условия для принятия ролевого поведения. . Например: «Как ты, Машенька, хорошо причесываешь куклу, как мама. Ты – мама, а кукла – дочка». Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок вступает в более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр.                                                          Использую в игре предметы-заместители, что делает игру интересной,  содержательной и творческой. Ребенок легко меняет значение одного и того же предмета  (например, использует шарик в качестве конфетки, яйца, яблока, картошки, сосиски; палочку — в качестве ложки, ножа, соски, дорожки, градусника; кубик — в качестве хлеба, печенья, плиты, раковины), меняет привычную функцию предмета (например, использует ложку как сковороду, тарелку — как одеяло для маленькой куклы, чашку — как шляпу)                                                                                                                     Побуждаю к подражанию детенышам животных, их движениям и звукам, а также изображать предметы живой природы  (животных, птиц ) и неживой природы (снежинки, цветочки), предметы рукотворного мира ( самолет, пароход и т.д.).

 Итог

 Игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Литература

  1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»
  2. НюВ. Микляева, Ю.В. Ярова «Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ»
  3. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности детей младшей группы»
  4. А.Н. Леонтьев «Психологические основы дошкольной игры»
  5. Д.Б. Эльконин «Психология игры»
  6. Л.С. Выготский»Раннее детство»
  7. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина «Дети раннего возраста  в дошкольных учреждениях»
  8. Р.С. Буре, Л.Ф. Островская «Воспитатель и дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка.

С этим сообщением я выступала на методическом объединении для участников  стажерско площадки. В нем собраны несколько игр, упражнений, объединенных общей тематикой - темой "Дружба".  В ходе ...

Развивающие игры детей раннего возраста - их значение для всестороннего развития.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса...

Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка.

Тематическое планирование для детей 2-3 года. Группа выходного дня....

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...

Консультация на тему: "Дидактические игры с куклой как средство социально-личностного развития ребенка с когнитивными нарушениями"

На современном этапе образования, с внедрением в практику детского сада федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, актуальной становиться проблема социально-личностн...