Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
материал по теме

Михайлова Оксана Юрьевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков

у детей старшего дошкольного возраста

с нарушением зрения.

     Цель деятельности любого образовательного учреждения – это создание условий для полноценного физического, психического, эмоционального, социального развития и здоровья детей.

     Я работаю в г.Энгельсе в детском саду № 53 учителем-дефектологом. В нашем саду функционируют 4 специализированные глазные группы от ясельного возраста и до подготовительной к школе группы. Их посещают   воспитанники с нарушением  зрения. В основном это дети с косоглазием, амблиопией, астигматизмом, есть инвалиды по зрению.  

      Нарушение зрения в дошкольном детстве отрицательно сказывается прежде всего на остроте центрального зрения. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора. Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Такого рода особенность негативно отражается на формировании не только бинокулярного зрения, но и глазомерной оценки, приводит к затруднениям в установлении пространственных связей и отношений между предметами. Отмечаются недостатки прослеживающих функций, что нередко бывает обусловлено сужением поля зрения. Все это затрудняет формирование зрительного восприятия, вызывает нарушения в пространственной макро- и микроориентировке детей.

     Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения, цветоразличения в нашем детском саду применяется специальная аппаратура, систематически проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

     Зрительная недостаточность обычно сопровождается снижением двигательной активности ребенка, а это, в свою очередь, обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривления позвоночника. В нашем дошкольном учреждении проводятся занятия по лечебной физкультуре, которые направлены на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата. В своей коррекционной работе я тоже использую упражнения для профилактики плоскостопия: ходим по массажным дорожкам, по палочке, по ребристой доске, по камушкам, пуговицам и т.п. Упражняемся с мячами.

     Коррекционная работа тифлопедагога имеет три основных направления: развитие зрительного восприятия, формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, социально-бытовая ориентировка. Развитие мелкой моторики включается во все виды деятельности. И только при работе со слепым ребенком выделяется как отдельное коррекционное занятие. Задача сенсорного воспитания не сводится к тому, чтобы сообщить ребенку определенный запас знаний и умений, а предполагает на основе использования всей сохранной анализаторной деятельности – слуха, осязания, неполноценного зрения – формирование способов перцептивных действий.

     

     Специально направленная лечебно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа в дошкольном возрасте помогает нам подготовить детей с нарушениями зрения к школе.

Одной из составляющих готовности ребенка к школе является развитие зрительно-двигательной координации. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и списывать его или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки. Вот почему в дошкольном возрасте работа по  развитию мелкой моторики  и координации движений руки является для меня одной из важных частей подготовки детей к школе.

     Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыкам письма.

     К причинам возникновения трудностей возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам и другие причины. Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:

- плохое запоминание и различение конфигурации букв;

- неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;

- ошибки пространственного характера;

- нарушение границ рабочего поля, строки;

- трудности при анализе рабочего поля;

- трудности в восприятии целостного объекта и др.

     Работа по овладению навыком письма с детьми, имеющими нарушения зрения, на подготовительном этапе должна обязательно включать систему упражнений, направленных на формирование   зрительно-предметного гнозиса, развитие и совершенствование   зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия.

     На занятиях я развиваю у детей способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий. Учу различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения   и выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных   контуров. Контуры могут быть черными или разноцветными.

     Предлагаю детям задания, при выполнении которых формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по часовой стрелке и против нее. Такая работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.

     Затем предлагаю задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движением руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.

       Успешному овладению зрительно-двигательными действиями способствует использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки. В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.

     Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки            руки ребенка дошкольного возраста к обучению письму в школе.

     Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтольмологами для развития остроты зрения в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.

     

     Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

     Уделяя должное внимание играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений, я решаю сразу две задачи:

1- косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка;

2- готовлю к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем обучения в школе.

     Важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Для удобства в своей работе  по развитию мелкой моторики я объединила упражнения для рук в комплексы, которые имеют свою определенную задачу или направленность:

  1. Напряжение и расслабление пальцев

Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем,

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем разгибать.

  1. Потягивание

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от  Земли отталкиваем тучки.

  1. Упражнения для кончиков и подушечек пальцев

Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел быстрей и по крыше бьет сильней.

Опираемся на пальцы. Пальцам надо постараться.

Начинаем: раз, два, три – держат нас богатыри!

Использую для этой же цели игру «Собери ежам иголки», «Цветы», «Разноцветные прищепки», где происходит механическое сдавливание подушечек пальцев

  1. Вращение и покачивание пальцами

Вращение пальцами мы проводим как в воздухе, так и на какой-либо поверхности (на ладони, на специальных карточках с кружками, имеющими разнообразную поверхность6 шершавую, ребристую, гладкую и др.)

  1. Растягивание

Наши пальчики сцепились и тянули, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить

  1. Упражнения для запястья

Мы ладони сложим вместе, словно их слепили тестом.

Начинаем опускать, только, чур, не разжимать!

  1. Упражнения для ладоней

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

(Выполняем так же хлопки разной силы).

  1. Составление из пальцев различных фигур
  2. Разные движения пальцами
  3. Массаж пальцев

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Без пальто гулял глупышка и замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.

     Пальчиковую гимнастику провожу с детьми ежедневно по 3-5 минут. Сопровождение гимнастики стихами создает благоприятный, эмоциональный  фон, обеспечивающий хорошую тренировку пальцев.

     Использую «пальчиковый бассейн» - это коробка, заполненная горохом или фасолью. Поиск предметов различной фактуры, величины, формы с использованием этого тренажера позволяет максимально активизировать пальцевый гнозис.

     Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Я предлагаю детям следующие задания и упражнения:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму, бусинок на леску;

- игры с мозаикой, конструктором;

- перебирание круп, зерен;

- сортировка камушек, ракушек по форме, величине;

- выкладывание из косточек разного цвета контурных изображений предметов и др.

     Большое значение для подготовки детей к школе имеет и развитие у них пространственного восприятия. От умения ориентироваться в пространстве зависит:

- правильное написание цифр;

- печатание букв, расположение их на листе бумаги;

- качество рисунков и многое другое.

     Для формирования пространственных представлений и способов ориентации в пространстве я привлекаю к участию различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Работу по формированию пространственных представлений начинаю с раннего возраста. Сначала создаю у детей четкие представления о своем теле, его симметричности, используя следующие приемы:

- зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела;

- рассматривание ребенком себя в зеркале;

- нахождение и называние частей своего тела;

- словесное обозначение их пространственного расположения (голова – вверху, ноги – внизу и т.д.);

- зрительно-осязательное обследование ребенком куклы, выделение и называние частей ее тела.

     Особое внимание уделяю умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении использую реальные чувственные ощущения детей.

Например, левая сторона тела связана с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Использую иногда систему меток: бантики, флажки, кружки. Их прикрепляю с левой стороны на одежду.

     В среднем и старшем дошкольном возрасте дети учатся ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов и используют это как систему отсчета. В этот период я развиваю умение выделять различные ориентиры: световые, звуковые, цветовые, осязательные.

     Следующим, более сложным этапом работы, является обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем. Провожу его последовательно по следующим направлениям:

1. Ориентировка в пространстве по картинке-плану (это картинка с реалистическим изображением игрушек, предметов, расположенных в микропространстве). Дети размещают игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане.

2. Знакомлю с условными (схематичными) изображениями предметов.

Дети получают представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура.

3. Формирую умение соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

«Найди в кабинете предметы, изображенные на схеме»

«Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме» и т.п.

4. Обучаю самостоятельному составлению простейших схем. Развиваю умение составлять схемы пути передвижения.

«Расскажи, как пройти к музыкальному залу»

     Навыки работы со схемами способствуют развитию пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Вопросы, которые я задаю при выполнении детьми  заданий, побуждают их использовать пространственную терминологию. В процессе обучения дети осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

     Работа по формированию пространственных представлений у детей включает не только ориентировку в основных пространственных направлениях, но и на листе бумаги.

     Ориентировка в пространстве страницы, умение видеть пространственное расположение знака на бумаге – специфические требования учебной деятельности первоклассника. Ориентировка на листе бумаги необходима для успешной работы детей на уроках математики, чтения, письма, рисования, на уроках труда.

     Прежде всего,   объясняю ребенку значение выражений в центре, посередине, справа, слева, левый верхний угол, правый нижний угол, середина левой стороны и т.д. Затем предлагаю ряд практических упражнений, заданий на закрепление.

1. Устные диктанты:

- создание орнамента из геометрических фигур под диктовку педагога;

- нарисовать предметы на листе в заданном месте, рассказать последовательно о результатах работы;

- на бумаге в клетку дети проводят отрезки в указанном направлении, отсчитывая определенное количество клеток. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получается узор или рисунок.

2. Определение местонахождения предмета на плоскости:

- по признаку взаимного расположения объектов;

- определение места предмета в ряду, в столбике (например, в каком ряду и на каком по счету  месте стоит пирамида)

- ориентировка по сторонам и углам прямоугольника.

- ориентировка на картине по схеме.

3. Строчное размещение на листе знаков, форм, элементов рисунка.

     Выделить «малое пространство», правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифры, буквы, знака, рисунка – сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка с нарушением зрения, если осуществляется под контролем и руководством педагога. Наши воспитанники находятся под наблюдением и контролем всех специалистов, работающих в детском саду. Коррекционная работа ведется в тесной взаимосвязи педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей старших дошкольников...

Проект: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании  ФГОС в области дошкольного воспитания.При разраб...

Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Педагогический проект Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том ...