Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
презентация к уроку по теме

Багаева Александра Николаевна

Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация 936.05 КБ
Microsoft Office document icon Приложение128 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников Материалы к методическому объединению музыкальных руководителей МБДОУ детский сад «Детство» 24 декабря 2013 г.

Слайд 2

Термин «технология» Термин «технология» означает процесс производства продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности

Слайд 3

Структурными составляющими являются: Цели обучения; Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия; Организация учебного процесса; Ученик, учитель; Результат деятельности.

Слайд 4

Технология и методика Сравнительный анализ Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете , вне зависимости от его содержания; Методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми; Технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий , которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инструментальностью, методика же предусматривает разнообра­зие, вариативность способов реализации теоретических по­ложений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью; Технология отвечает на вопрос: «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины; Технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.

Слайд 5

Систематизация технологий Г.К. Селевко Традиционная (репродуктивная) технология обучения Технология развивающего обучения Технология разноуровневого обучения Технология программированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения

Слайд 6

Ребенок и музыка; Задачи музыкального воспитания в дошкольном детстве; Педагогические технологии; Советы педагогу. Лейтмотивы:

Слайд 7

Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности

Слайд 8

Логика изложения: Цель, задачи; Теоретическое обоснование; Условия реализации технологии; Диагностика; Этапы педагогической технологии; Ожидаемые результаты.

Слайд 9

Разделы: Музыкальное восприятие – слушанье – импровизация; Музыкальное исполнительство – импровизация – творчество.

Слайд 10

Интегративная технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки Цель: Развитие музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 11

Праздничная неделя, посвященная Международному дню Музыки Первый день – Знакомство с музыкальным инструментом, его внешним видом, звучанием, звукоизвлечением. Человеческий голос. Понятие музыкальная школа, чему здесь учат. Второй день – Музыка вокруг нас, звуки природы. Учить детей слышать звуки природы, замечать и ценить их. Третий день – Воплощение музыкальных образов в рисунке. Проявления творчества, фантазии. Четвертый день – Музыкальные игры импровизации. Воплощение музыкальных образов через движения. Подвижные игры с музыкой. Умение воплощать образ через пластику, мимику. Пятый день – Музыка детских мультфильмов, любимые герои сказок.

Слайд 12

День недели Развлечения и НОД по группам Младшая Средняя Старшая Подготовительная ПН День первый « Зебра Полоскина » « Барабан для зайчонка » « Кузнечик и скрипочка » « Как песня научила людей радоваться » Музыкальная школа « Дом для феи музыки » ВТ День второй Танец розового поросенка (Шелест осенней листвы) Птичья песня « Самая подходящая песня » « Музыка дождя » Песня радуги « Радужная птица » Семь цветов радуги и семь нот СР День третий Развлечение (утром) « Музыка осенней листвы » « Песни осеннего леса » Развлечение (вечером) « Разный дождик » Разноцветная музыка Красочные настроения ЧТ День четвертый « Искринки-смешинки » Озорные музыкальные игры « Искринки-смешинки » Озорные музыкальные игры Развлечение (вечером) Развлечение (вечером) ПТ День пятый Концерт любимых песен Концерт любимых песен Концерт любимых песен Концерт любимых песен (совместно с родителями)

Слайд 14

Цель : Проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей детской музыкальной субкультуры. В музыкальном уголке - распределение музыкального материала по формам музыкальной деятельности: Пение (подпевание) Темброво-шумовой аккомпанемент Двигательная импровизация Рисование музыки Аудио сказка Использование музыки: На занятиях В режимных моментах Технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада

Слайд 16

Применение ИКТ для создания музыкальных презентаций Создание презентаций (родительские собрания, консультации, занятия) Создание музыкальных клипов ( клип – настроение, обучающий)

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников

  1. Термин «технология» означает процесс производства продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией
  1. Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности
  2. Педагогическая технология  это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространённым и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, – объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

Ее преимущества: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.

Ее недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся

Технология развивающего обучения. Из всех существующих отечественных технологий она является одной  из наиболее признанных. У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков и многие другие. На становление идей этой технологии большое влияние оказали труды Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической теории психического развития человека.

Он доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития, то есть на определённом этапе развития ребёнок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами.

Технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их ученики. Д.Б. Эльконин с учётом возрастных особенностей школьников обосновал  системно-деятельностный подход к обучению.

Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако рад положений этой технологии остаётся дискуссионным. Исследования института РАН показали, что дети с врождёнными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.

Технология  разноуровневого  обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Её появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.

Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня).

Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. ХХ столетия. Основная цель обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.

Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Характерные черты технологии:

  1. разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;
  2. включение системы предписаний по последовательному выполнению определённых действий, направленных на усвоение каждой части;
  3. проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  4. фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самими учащимися, так и педагогу.

Основным компонентом программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы.

Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий, обогащающих объём их знаний.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Фундаментальные работы, посвящённые теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х – начале 70-х столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли учёные Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её решения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникаций, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Возможности данной технологии могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счёт использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Использование современной техники позволяет также проводить проверку результатов теоретического усвоения обучаемым учебного материала.

Приложение 1

Е.В. Коротаева «Педагогические взаимодействия и технологии»

Сравнительные параметры методики и технологии обучения

Параметры

Методика обучения

Технология обучения

Определение

Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику

  1. совокупность способов организации учебного процесса, направленных на оптимизацию учебно-познавательного процесса;
  2. конструирование и применение методов и приемов для обеспечения эффективности учебного процесса

Предмет

Сфера пересечения профессиональной (преподавательской) деятельности учителя и научной области знаний в рамках учебного предмета

Система форм и видов взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, учитывающая возможности педагога и учащегося, адекватно применимая на различных учебных предметах

Задача

•        устанавливаются нормативные требования к обучающей деятельности учителя и учащихся;

•        определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия учителя и учащихся, наиболее полно отвечающие задачам обучения конкретной дисциплине;

•        учителю обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний;

•        создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом

•        обеспечивает решение одновременно трех задач в процессе обучения: учебно-познавательной; коммуникативно-развивающей, социально-ориентационной;

•        усиливает учебную мотивацию, оптимизирует систему оценки знаний-учений- навыков учащихся;

•        вооружает конкретными приемами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе познавательной деятельности;

•        дает учащимся представление об основах автодидактики, способах получения, обработки, воспроизведения информации

Формы

Семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др.

Урок, система занятий в виде «погружения», деловой, ролевой игр, непосредственное и опосредованное (дистантное, пролонгированное во времени, домашнее задание) учебное взаимодействие с со-учениками, педагогом, ТСО и т.д.

Результат

Повышение профессионального мастерства педагога - возможность повышения результативности учебного процесса в рамках конкретной учебной дисциплины

Повышение субъектности (активной, инициативной, ответственной, творческой позиции) всех участников учебного процесса: учителя, учащегося, психолога и др.   возможность повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в рамках образовательного учреждения

Проведенный сравнительный анализ позволяет убедиться в том, что технология обучения и методика действительно представляют собой самостоятельные области педагогического знания, которые имеют общие моменты (сфера педагогической деятельности, субъекты образовательного процесса и т.д.), но при этом каждая обладает своей спецификой.

Приложение 2

Т.В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании»

Уровень

овладения

технологиями

В теории

На практике

Оптимальный

Педагог знает научные основы разных технологий обучения; дает объективную психологическую оценку (и самооценку) эффективности применения технологий в образовательном процессе

Педагог целенаправленно и систематически применяет технологию обучения в своей деятельности; творчески моделирует сочетаемость разных технологий обучения в собственной практике; широко применяет методы диагностики

Развивающийся

Педагог имеет представление о различных технологиях обучения; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий

Педагог следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы

Элементарный

У педагога сформировано общее, эмпирическое представление о технологиях обучения; он выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках занятия; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с технологиями обучения

Педагог применяет элементы технологий обучения интуитивно, эпизодически, несистемно; придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения ]

Основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

  1. технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;
  2. методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми;
  3. технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инстру- ментальностью, методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью;
  4. технология отвечает на вопрос: «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учигь?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины;
  5. технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников;
  6. в методике сильно влияние личных характеристик и мастерства педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»...

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёно...

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, тане...

Мастер класс " Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста".

Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей детей....

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....