Способные дети от рождения или в процессе развития?
материал на тему

Якимова Татьяна Ивановна

Развитие творческого мышления ребенка - это принцип работы всех функций в организме, начиная от биохимического уровня до психологического. Творчество - обязательное и универсальное условие формирования здорового ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposobnye_deti_ot_rozhdeniya_ili_v_processe_razvitiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

 Способные дети от рождения или в процессе развития?

(Педагог-психолог.)

Многое, если не почти все,

что в нас есть сегодня,

было заложено в наши первые семь лет.

(П. Вайнцвайг.)

Развитие творческого мышления ребенка  - это принцип работы всех функций в организме, начиная от биохимического уровня до психологического. Творчество - обязательное и универсальное условие формирования здорового ребенка. К сожалению, бытует ошибочное мнение о том, что логическое мышление нужно развивать, а творческое - должно развиваться само. Между тем не случайно, что сама природа человека, строение его мозга предусмотрели теснейшую анатомическую связь центров творчества, центров адаптации, центров вегетативной, эндокринной и иммунной регуляции.

Умственно одаренные дети отличаются следующими задатками:

  1. крепким здоровьем,
  2. хорошим физическим развитием,
  3. повышенный потенциал «умственной энергии»,
  4. сильная, подвижная и, как правило, уравновешенная нервная система,
  5. необычная для детского возраста высокая регулированность. Это, в свою очередь, способствует высокому темпу продвижения в усвоении разнообразной информации,
  6. Подвижность и гибкость нервно-психических процессов, равно как и опережающий темп общего психического развития, служат предпосылкой общей умственной одаренности.

Задатки определяют пределы настоящих и будущих достижений ребенка в умственном развитии. А именно в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде.

Проблема одарённости — это соотношением роли задатков, способностей и культурно-воспитательной среды .

Исследователи считают, что исходные природные различия между людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки очень многозначны и могут развиваться в различных направлениях. Они лишь предпосылка развития способностей, между задатками и способностями очень длинная дистанция - весь путь развития личности. Большое значение придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности. Ученые полагают, что концепция социальной обусловленности различий в уровне психического развития между людьми единственно практически плодотворна, ибо только в ней можно найти опору для создания условий расцвета личности.

Ребенок с богатыми интеллектуальными задатками может родиться в любой семье, в том числе и в той, родители которой не обладают, предположим, полноценным здоровьем или высоким культурным уровнем. А вот то, в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформированы на их базе, уже зависит от культурно-педагогических факторов.

Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается роль родителей: «Родители - важнейший элемент в системе воспитания одаренности у детей. Однако сила у родителей не столько в том, что они дают ребенку еще до рождения (гены), сколько в том, что они способны ему дать после рождения».

Мы видим, что при всех различиях в существующих взглядах неоспоримым является следующее положение: биологические задатки составляют обязательное условие развития одаренности, однако столь же необходима благоприятная культурно-воспитательная среда. Для развития креативности важна нерегламенти-рованная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Сенситивный период развития креативности приходится на возраст с 3 до 5 лет. Именно в это время ребенок максимально сенситивен к развитию творческих способностей через подражание. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку. В ходе личностного становления огромную роль играет профессиональный образец - педагог, на которого ориентируется ребенок. Важным аспектом в работе с дошкольниками является создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве для полноценного развития способных детей.

Несколько советов для педагогов в работе с детьми:

1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способные дети от рождения или в процессе развития ?

Многое, если не почти все, что в нас есть сегодня, было заложено в наши первые семь лет....

Консультация для родителей на тему: «Музыкальные способности детей от рождения до 7 лет»

Психологическая наука определяет способности как индивидуально психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности. Известн...

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ

                                                      ...

«Музыкальные способности детей от рождения до школы.»

Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Врождёнными могут быть лишь анатомо- физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же...

"Музыкальные способности детей от рождения до 7 лет"

Музыкальные способности детей от рождения до 7 лет жизни....

"Музыкальные способности детей от рождения до 7 лет"

quot;Музыкальные способноси детей от рождения до 7 лет"...