Способные дети от рождения или в процессе развития ?
материал по теме

Осинина Галина Николаевна

 

Многое, если не почти все, что в нас есть сегодня, было заложено в наши первые семь лет.

                                                                                                П.Вайнцвайг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobnye_deti_ot_rozhdeniya_ili_v_processe_razvitiya.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Способные дети от рождения или в процессе развития ?

Многое, если не почти все, что в нас есть сегодня, было заложено в наши первые семь лет.

                                                                                                П.Вайнцвайг.

     Развитие творческого мышления ребенка обычно рассматривается в педагогическом и психологическом аспектах. Однако творчество-это принцип работы всех функций в организме, начиная от биохимического уровня до психологического. Творчество обязательное и универсальное условие формирования здорового ребенка. К сожалению бытует ошибочное мнение о том, что логическое мышление нужно развивать, а творческое-должно развиваться само. Между тем не случайно, сама природа человека, строения его мозга предусмотрели теснейшую анатомическую связь центров творчества, центров адаптации, центров вегетативной, эндокринной и иммунной регуляции.

     Исследователи неизменно отмечают, что умственно одаренные дети отличаются крепким здоровьем, хорошим физическим развитием. У них повышенный потенциал «умственной энергии», сильная, подвижная, и, как правило, уравновешенная нервная система'(Ч.Спирмен, А.Ф.Лазурский). Подобные показатели высшей нервной деятельности обеспечивают умственные действия одаренного ребенка высокими формально-динамическими качествами - повышенной скоростью при необычайной для детского возраста высокой регулированное™. Это, в свою очередь, способствует высокому темпу продвижения в усвоении разнообразной информации. Подвижность и гибкость нервно-психических процессов, равно как и опережающий темп общего психического развития, служат предпосылкой общей умственной одаренности.

 Однако задатки, помимо всего прочего, выступают и как некая данность, определяющая пределы настоящих и будущих достижений ребенка в умственном развитии. В сжатом виде эта идея представлена в модели «диапазона» В.Н. Дружинина, в которой интеллект ограничивает верхний уровень достижений в любой деятельности, но не детерминирует его результат. С ростом общего интеллекта растет и диапазон. Эта модель позволяет интерпретировать тот факт, что успешность одаренных людей определяется не уровнем их интеллекта, а силой мотивации и активностью.

Данная концепция не отрицает существенной роли природных задатков, но в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде. Наиболее широко в русле данной концепции представлены взгляды отечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природные предпосылки способностей, реализуемые посредством социальных механизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение и воспитание.

      Соответственно, способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие успешность выполнения деятельности. Именно соотношением роли задатков, способностей и культурно-воспитательной среды определяется широта концептуальных взглядов на проблему одаренности.

 Исследователи считают, что исходные природные различия между людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки очень многозначны и могут развиваться в различных направлениях. Они лишь предпосылка развития способностей, между задатками и способностями очень длинная дистанция — весь путь развития личности. Большое значение придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности. Ученые полагаю], что концепция социальной обусловленности различий в уровне психического развития между людьми единственно практически плодотворна, ибо только в ней можно найти опору для создания условий расцвета личности.

Ребенок с богатыми интеллектуальными задатками может родиться в любой семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, и независимо от их культурного уровня. А вот то, в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформированы на их базе, это уже зависит от культурно-педагогических факторов.

Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается роль родителей: «Родители - важнейший элемент в системе воспитания одаренности у детей. Однако сила у родителей не столько в 'том, что они дают ребенку еще до рождения (гены), сколько в том, что они способны ему дать после рождения».

Мы видим, что при всех различиях в существующих взглядах неоспоримым является следующее положение: биологические задатки составляют обязательное условие развития одаренности, однако столь же необходима благоприятная культурно-воспитательная среда. Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Сензетивный период развития креативности приходится на возраст сЗ до 5лет. Именно в это время ребенок максимально сензетивен к развитию творческих способностей через подражание. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку. В ходе личностного становления огромную роль играет профессиональный образец-педагог на которого ориентируется ребенок. Важным аспектом в работе с дошкольниками является создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве для полноценного развития способных детей.

Несколько советов для педагогов в работе с детьми:

1.Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

2.Не сдерживайте инициативы детей.

З.Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4.Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5.Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

-анализировать и синтезировать, классифицировать и обобщать информацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способные дети от рождения или в процессе развития?

Развитие творческого мышления ребенка - это принцип работы всех функций в организме, начиная от биохимического уровня до психологического. Творчество - обязательное и универсальное условие формировани...

Тема: «Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе конструирования из природных и бросовых материалов»

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, ...

педагогическая консультация "Развитие творческих способностей детей 4-5 лет в процессе лепки из соленого теста"

В консультации даются практические рекомендации по работе с соленым тестом...

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...