КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗДРАВЛЯНДИЮ»
план-конспект урока на тему

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zdravlyandiyu.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗДРАВЛЯНДИЮ»

2011 Г.

Cодержание:

  1. Введение                                                       с.3
  2. Ход игры                                                      с.5
  3. Заключение                                                   с.11


Введение

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.

Термин "валеология", происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической        культуры        дошкольников:
•    Формирование осознанного отношения к  здоровью, как ведущей  ценности,        и мотивации к здоровому образу жизни;
•    Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
•    Становление валеологической компетентности ребенка как готовности  самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
•    Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Цель:    

Закрепить и систематизировать знания  детей по теме «валеология».

         Задачи:

  1. Научить  детей  осознанно относиться к своему здоровью.

Развивать интеллектуальные способности, способность к  умозаключению, память, речь.

  1. Воспитывать у детей потребность в ЗОЖ.

Предварительная работа:

Рассмотреть познавательную литературу, иллюстрации, чтение книги «Здравик», беседы с детьми о правилах правильного питания, о безопасном  поведении дома, на улице, во дворе. Просмотр видеофильма «зимние и летние виды  спорта».

Материал:

 Изготовление пособий:  игрового поля с волчком, эмблемы «Мудрая Сова», письма с вопросами,  «золотого»  ящика, бейджики - по количеству детей, скрипичный ключ, экспериментальная деятельность «Волшебные картинки»,  методические пособия «Спорт – лото», кроссворд «Наше тело», аудиопредставление «голоса  Здравляндии», медали «Почётному интеллектуалу», д/игры  «Копилка витаминов».

Методические приёмы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Музыкальная пауза.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Призы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня  мы с вами отправимся в гости в «Здравляндию», а это  значит,  что мы будем говорить о здоровье и как его сохранить.

   Как вы думаете, что такое здоровье?

(Ответы детей).

Воспитатель: Как мы можем определить, что человек здоров?

  Какой он здоровый человек?

          Дети:  У человека хорошее самочувствие, бодрое отличное настроение,  желание   двигаться, играть, трудиться.

         Воспитатель:  Молодцы. Правильно. В   «Здравляндии»,   нас ждут наши друзья.

   (Звучит голос «Здравляндии»).

«Здравляндия»:  Здравствуйте ребята!  Я рада вас видеть снова. Сегодня в честь нашей встречи,  я приготовила для вас игру, которая называется «Клуб интеллектуалов».    Помогут мне провести игру жители моего города Здоровёнок,  Витамяшка,  Улыбка,  Физкультяшка,  Обережка.

          Ведущим игры я назначаю вашего воспитателя. Эта игра подарит вам новые знания, хорошее настроение, позволит с пользой провести время.

          У «Клуба  интеллектуалов», есть своя эмблема -  «Мудрая Сова» и каждый из вас становится участником «Клуба  интеллектуалов» и получает  бейджик.

 Воспитатель: Спасибо тебе «Здравляндия»,  за такое интересное предложение

  (надевают бейджики). Объясняет правила игры: « Ребята,  в  «Клубе интеллектуалов» – есть свои традиции, свои определенные правила которые надо выполнять»

   (подходят  к  изображению  Совы, с грамотой в крыле, на которой  написаны  правила игры):

  1. Игра проходит за игровым полем.
  2. Участники игры  играют по правилам предложенным ведущим, он может предложить вопросы, проведение экспериментов, игр, кроссвордов, ребусов.
  3. Все участники игры уважают мнение друг друга, не перебивают, могут дополнять ответы.
  4. Показывают все свои знания, и способности.
  5. В конце игры, если  игроки справятся с заданиями, им достается приз от «Здравляндии».

           Воспитатель: Подойдите,  пожалуйста  к игровому полю, занимайте  места. На игровом  столе лежат задания в конвертах, приготовленные жителями города. Последовательность выполнения задания нам поможет определить волчок, который будет крутить каждый  из вас по очереди. И так начинаем игру.

 Я желаю вам удачи.

(Звучат фанфары).

              Воспитатель:  Игру начинает интеллектуал …………, крути колесо.

1-й вопрос  от « Витамяшки»,  она спрашивает:

    «Какие вы знаете витамины,  и какую пользу они приносят  нашему организму?»

  Дети подходят к столу на которых лежат карточки с изображением витаминов А, В, С, Д, Е, К - берут по одной карточке и рассказывают о пользе данного витамина.

1 – ребенок:

         А – Витамин А. Очень важен для зрения и для кожи. Витамина  А  много в моркови, рябине, абрикосах и чернике.

2 – ребенок:

         В – Витамин В. Помогает нам расти, быть сильными, очень важен для работы сердца, чтобы оно хорошо работало. Витамина  В много в черном хлебе, геркулесе, орехах, зеленом горошке и мясе.

3 – ребенок:

        С – Витамин С. Укрепляет наш организм, помогает бороться с простудами, восстанавливает силы после болезни и травм. Витамина С  много в апельсинах, лимонах, шиповнике и петрушке.

4 – ребенок:

       Д – Витамин Д. Его называют витамином роста, делает наши кости, ноги, руки крепкими, укрепляет зубы. Витамина Д много в рыбе, молоке, сыре и яйцах.

5 – ребенок:

       Е – Витамин Е. Укрепляет клетки организма, замедляет старение. Много  витамина Е содержится в орехах,  семечках, кукурузе, растительном масле.

6 – ребенок:

       К – Витамин К.  Нужен для того, что когда мы поранимся ранка быстро заживет и покроется корочкой. Много витамина  К в помидорах, капусте, грушах, петрушке.

Остальные дети играют в игру «Копилка витаминов» используя  на столе карточки с изображением витаминов, а в пустую  клетку кладут карточку с продуктом  в котором содержится данный витамин. Дети  которые рассказывали про витамины по окончании проверяют  правильность выполнения игры.    

         Воспитатель: Спасибо ребята с 1 заданием вы справились. Вы можете занять свои места. Продолжаем нашу игру.  Знаток ………крути колесо.

2 –й вопрос от «Здоровёнка», он спрашивает:

     Ребята, народная мудрость гласит: «Какое самое главное богатство человека?»

Дети: ответы   (если дадут правильный ответ постараться запутать).

Воспитатель:   Чтобы узнать правильный ответ на этот вопрос вы должны будете разгадать кроссворд «Наше тело», разгадав его,  в заштрихованных  клеточках  по вертикали мы  сможем прочитать  правильный ответ.

1.                               Я    З    Ы    К

2.                    С   Е   Р    Д   Ц   Е

3.                               М   О   З   Г

4.                                 К  Р   О   В   Ь

5.                            Б  Р   О   В   И  

6.                                      В   О   Л   О   С   Ы              

  7.                     П   А   Л   Ь   Ц   Ы  

  8.                            С  К   Е   Л    Е   Т 

  1. У кого из, вас, его нет,  тот не сможет дать ответ?
  2. Тук, тук – тук! Мотор стучит, пульс послушать нам велит?
  3. Орган главный ум дает, кто его нам назовет?
  4. Жидкость,  которая несет организму питательные вещества?
  5. Назовите защитников у глаз?
  6. На голове они растут,  косы все из них плетут?
  7. По пять на каждой руке, по пять на каждой ноге?
  8. Что поддерживает наше тело, и отвечает за осанку?    

Воспитатель: Ребята,  кто умеет читать, давайте прочитаем, какое слово у нас получилось ? Слово «Здоровье». Значит,  народная мудрость говорит:

  «Главное богатство человека – это здоровье».

Воспитатель: Молодцы, присаживаемся и продолжаем игру.

     Интеллектуал   …….., крути барабан.

3-й вопрос прислала «Обережка»:

  Внимание «золотой»  ящик, а что в нем?  Странно лежат белые пустые листики. «Обережка» нам пишет: «Ребята, я вам присылаю волшебные картинки, на которых изображены «Запрещающие знаки»,  знаки о том, чего не нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье.

            Воспитатель: Я,  кажется,  догадалась, мы сейчас с вами проведем эксперимент, нанесем краску на чистый лист бумаги и  посмотрим, что из этого получится.

          ( наносят краску, появляется изображение, рассказывают).

  1. Нельзя играть с пожароопасными предметами.
  2. Нельзя трогать горячие предметы: утюг, чайник, электрическую плиту.
  3. Нельзя  рвать ядовитые грибы, ягоды, лекарство.
  4. Нельзя переходить улицу, если нет пешеходного перехода или светофора.
  5. Нельзя играть детям  на проезжей части.
  6. Нельзя сидеть в сугробе, можно замерзнуть.
  7. Нельзя трогать колющие или режущие предметы.
  8. Никогда не надо трогать животных на улице.
  9. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.
  10.  Нельзя открывать дверь незнакомым людям, если нет взрослых дома.

  Воспитатель: Замечательно и с этим заданием вы справились. Интеллектуал ………крути волчок.

            Музыкальная пауза.

Воспитатель:  Интеллектуал ………, крути волчок.

4-й вопрос от «Физкультяшки», он спрашивает:

     «Посмотрите внимательно на эти предметы  (мяч, коньки, шапочка для плаванья     и очки)  и  дайте правильный ответ, для каких видов спорта , нужны эти  предметы.?»

        Воспитатель: Предлагаю провести игру «Спортивное лото», дети делятся на три команды и заполняют   поля большой карточки, известными видами спорта, в которых встречаются данные спортивные атрибуты.

Мяч – футбол, баскетбол, волейбол, теннис, водное поло.

Коньки – фигурное катание, одиночное фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт.

Шапочка и очки - прыжки с трамплина,  плаванье,  синхронное плаванье.

Воспитатель:  Хорошо, справились мы и с этим заданием. Продолжаем дальше.

Остался последний вопрос от «Улыбки». «Улыбка»  пишет: «Какое настроение бывает у людей?»

Дети. Отвечают.

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Изобрази настроение». Я буду называть, а вы изображать.

 Изобразите:

 Грусть,

 Злость,

 Страх,

 Обиду,

 Радость,

 Веселье.

 А теперь изобразите настроение здорового человека.  Молодцы, со всеми заданиями мы справились.

Воспитатель: Уважаемые интеллектуалы, я благодарю вас за прекрасную игру. От «Клуба интеллектуалов», все получают медали  «Почетных интеллектуалов».

Вы, сегодня доказали, что являетесь настоящими знатоками подготовительной группы. Много  знаете  и готовы делится своими знаниями с другими. Наши с вами знания помогут сохранить наше здоровье.

         Здоровье – это знания, правильное питание, смех, движение и безопасность.

Заключение

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по валеологии на тему: «Путешествие в страну Здоровья».

Данный конспект можно использовать в подготовительной группе по валеологии....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ЗАНЯТИЯМ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводит...

Конспект игры - занятия в первой младшей группе "Путешествие на паровозике".

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру - путешествие, в процессе которой дети осваивают приемы звукоподражания, формируют представления о цвете, учатся бесконфликтно играть рядом....

Конспект итогового занятия по финансовой грамотности дошкольников «Путешествие по городу Эконом Град»

Конспект итогового занятия по финансовой грамотности дошкольников «Путешествие по городу Эконом Град»...