Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» (опыт работы воспитателей старшей «В» группы)
материал (старшая группа) на тему

Материал представляет собой доклад с информацией о том, как педагоги реализуют опытно-экспериментальную деятельность а образовательной области "Познание". В работе содержится информация об организации предметно-развивающей среды в исследовательском уголке. Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc505 КБ

Предварительный просмотр:

     

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание»
(опыт работы воспитателей старшей «В» группы).

                                                                                    Выполнила: воспитатель Шепелева Е. А.

                                                      г. Нефтеюганск

        Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

 В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворять присущую им любознательность (почему? Зачем?, как?, что будет е, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

      В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

1. Случайные эксперименты.

Мы проводим в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Вот, например, наблюдение за облаками. Мы обратили внимание на их необычную форму, и предположили исчезнут они или останутся. Через какое-то время один из ребят заметил, что облака исчезли, и небо стало совсем чистое. После чего ребята строили заключения, куда делись облака.

Или вот наблюдение за радугой из окна, когда она появилась после дождя.

Наблюдали мы также за луной из окна. Обратили внимание на то, какая она полная, яркая. Ребята выдвинули предположения, куда она будет двигаться. Чуть позже луна сдвинулась в сторону девятиэтажного дома, а потом и вообще скрылась за ним.

Также очень часто зимой мы рассматриваем узоры на окне. И ребята заметили, что не на всех окнах есть узоры. Ребята выдвигали гипотезы и выяснили, что узоры появляются на окнах, которые пропускают воздух. В нашем случае это были окна с деревянными рамами. На пластиковых окнах узоров не было.  

 В перспективный  план образовательной деятельности мы включили плановые эксперименты. К занятиям по экспериментированию мы готовимся заранее: определяем задачи эксперимента, выбираем объект, продумываем приёмы и методы руководства экспериментом. Единственный недостаток проведения плановых опытов и экспериментов в том, что занятия ограничены по времени. Поэтому очень часто мы проводим  опыты во второй половине дня и ребёнок самостоятельно может выбрать, хочет он этим заниматься или нет!

В план мы включаем наблюдения за птицами: постоянно подкармливаем птиц. Делаем заключения, какой корм птицы любят больше.

Наблюдали за инеем: выясняли, почему иногда деревья  украшены, а иногда нет. Делаем заключения о температуре воздуха.

Наблюдаем за снегом: устанавливаем причинно-следственные связи по, почему иногда снег рассыпчатый, а иногда прилипает к варежкам, и опять установили зависимость от температуры воздуха. В группе мы так  планируем наблюдения:

- наблюдения за веточками тополя, поставленными в воду. Каждую неделю записываем изменения набухание почек, появление первых листочков. Также посадили семена петунии.

В свободном пользовании в группе имеется исследовательский уголок.

Дети берут микроскопы и рассматривают различные элементы.

После занятия о камне, ребята решили поработать с коллекцией камней, изучили особенности формы, особенности поверхности.

Изучив на занятии свойства магнита, ребята провели эксперимент и выяснили, что маленький магнит притянул скрепок больше, чем большой. Сделали заключение.

Проводили мы также мероприятие «Река времени». Мы исследовали, какую одежду носили на разных этапах развития общества, начиная с самого древнего, на каком транспорте ездили. Эту реку мы постоянно пополняем: орудия труда, жилище и так далее.

Ещё как на занятиях так и в совместной деятельности мы используем видео-презентации, которые способствуют развитию любознательности. Помогают ответить на многие вопросы.

3. Ну и, конечно же, детские вопросы по экспериментированию не остаются без внимания. Выслушав вопрос мы не отвечаем на него , а советуем детям самим установить причину, проведя несложное наблюдение или опыт. Иногда стараемся привлечь ещё некоторых ребят к выяснению истины данного вопроса.

В свободном пользовании находятся лупы, и мальчики очень часто рассматривают мелкие детали, фантики.

 Имеются в уголке карточки с мини опытами Н.М.Зубковой «Научные ответы на детские «почему», где в доступной для ребёнка форме изображена схема опыта.

Или вот, например, опыт по схеме (Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»): на прямом листе стакан с водой не стоит, а на бумаге, свёрнутой гармошкой стоит. Сделали вывод  о зависимости от плотности листа.

Или вот опыт как перенести воду с помощью трубочки. Кто-то выдвинул гипотезу, что можно, кто-то – нельзя. А  оказывается, можно.

Очень часто ребята берут информацию из энциклопедии.

 На этом опытно-экспериментальная деятельность детей не заканчивается. Они активно продолжают её дома. Вместе с родителями ребята занимаются дома исследованиями, а потом в группе выступают. Вот, например, исследование о лимоне. Мальчик изучил свойства лимона и даже провёл эксперимент и выяснил, что лимон может очистить загрязнение на коже.  А потом рассказал ребятам в группе.

         Представляли ребята также исследования о черепахе, о лошадях.

         В перспективе мы планируем ещё разнообразить опытно-экспериментальную деятельность детей, привлекать ребят, которые малоактивны и чаще являются наблюдателями, и конечно привлекать родителей к совместным с детьми исследованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного итогового занятия во второй младшей группе «Солнечное приглашение в весенний лес», Реализация задач происходит через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное

Реализация задач в занятии, происходит через интеграцию образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное творчество» (продуктивная деятел...

2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «Защитники Отечества» средняя группа

Цель: патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.Задачи: - образовательные: дать детям знания об армии, кто такие защитники Отечества; расширять представления о Российской арми...

реализация воспитателями опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области "Познание"

Описание необходимых материалов для экспериментальной деятельности в разных возрастных группах....

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» в младшей группе

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» из опыта работы в младшей группеКитайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, покажи...


 

Комментарии

В предварительном просмотре фото не отображаются.