«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА»
статья (старшая группа) по теме

 

Утверждение о том, что искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает широкое и многостороннее воздействие на ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Искусство, как высшая форма освоения мира, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире, помогает определить идеальные эстетические ценности культуры, создать свою систему культурных ценностей, научиться определять неповторимую индивидуальность произведений искусства в единой картине мира, оно влияет на становление и развитие мировоззрения.

Важно, чтобы воздействие искусства на ребенка начиналось как можно раньше. В. А. Сухомлинский предупреждал: «… То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» (6). Он был убежден в воспитательной силе влияния музыки  на ребенка и ее неповторимых возможностях: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» (6).

На глубокое воспитательное значение искусства обращала внимание Е. И. Рерих. Она  отводила ему роль “самого мощного фактора в духовном развитии человечества” (2) и призывала к более полному и разностороннему использованию его возможностей в воздействии на личность ребенка. Вот что она писала по этому поводу: “Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами” (4).

Современная образовательная практика диктует необходимость активного привлечения искусства к процессу формирования у детей дошкольного возраста интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов музыкально-художественной деятельности, на наш взгляд, открывает новые возможности в работе по направлению «Художественно-эстетическое развитие» детей, повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Эстетическое отношение – духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Эстетическое отношение зависит как от богатства и многообразия природных и социальных качеств и связей объекта, так и от развитости эстетических способностей субъекта, его включенности в систему общественных отношений. Объектом эстетического отношения могут служить художественные произведения, обладающие «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей художественной деятельностью (7).

Эстетическое отношение – сложная многокомпонентная структура, интегрирующая эстетические категории, которые обозначают определенные способы эстетического освоения действительности:

  1. эстетические эмоции, чувства, переживания и состояния, которые выражают эмоционально-чувственное освоение действительности (эмоциональный компонент эстетического отношения);
  2. эстетическое восприятие, эстетические суждения и представления, которые обеспечивают эстетическое познание мира (гносеологический компонент эстетического отношения);
  3. эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, которые составляют все многообразие эстетических ценностей, а также связанных с ними эстетических мотивов, потребностей и способов их удовлетворения (аксиологический компонент эстетического отношения);
  4. эстетические поступки, которые выступают как продуктивный результат эстетического освоения окружающего мира, как предпосылка к новому познанию, оценке, чувствованию на более высоком уровне (деятельностный компонент эстетического отношения) (8).

Основу эстетического отношения у дошкольника составляют эмоциональность, интерес, активность ребенка, а становление эстетического отношения к искусству, происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Эстетическое отношение складывается и существует на фоне эмоциональной чувствительности к воздействию света, цвета, звука, ритма − всего того, что ребенок непосредственно воспринимает органами чувств и что делает его потенциально предрасположенным к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.

          Лыкова И.А выделила характерные особенности эстетического отношения к искусству у детей дошкольного возраста − непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального фона (1).

Эстетическое отношение к искусству – это прижизненно складывающееся образование. Б.Т. Лихачев считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту − музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (классическим произведениям живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития художественного вкуса и формирования эстетического отношения к искусству.

Каждый вид искусства обладает свойственными только для него способами воздействия на человека. Воспитание и развитие ребенка нельзя ограничивать лишь одним видом искусства. Полноценное эстетическое воспитание детей может обеспечить только совокупность различных видов искусства.

Положительная роль воздействия различных видов искусства и художественной деятельности на детей дошкольного возраста была подтверждена исследованиями в 60-е гг. ХХ в. Т.С. Комаровой, В.С. Косминской, И.А. Курочкиной, И.П. Сакулиной, Е.А. Флериной. Это позволило начать разработку системы комплексных и интегрированных занятий в детском саду (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова).

С 70-х гг. ХХ в. вопросы комплексного взаимодействия искусств получили систематическую научную проработку и вошли в практику многих педагогов.

Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 г. в научных разработках и публикациях лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЭВ РАО (в настоящее время это лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО). Это направление научно обосновано Б.П. Юсовым, который рассматривал полихудожественный подход как взаимодействие, интегрирование, комплексность используемых в образовательном процессе детского сада различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития и воспитания ребенка. Автор указывает на то, что использование полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста помогает педагогам воспитывать гармоничную личность, так как каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка. По мнению Б.П. Юсова, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен (9).

Особенностью полихудожественного подхода является обогащение доминирующего вида искусства другими искусствами, когда эстетическое отношение формируется под воздействием нескольких взаимоинтегрированных искусств, что обусловливает многогранное отношение к миру, развивает ассоциативное творческое мышление, способности к созданию художественных образов.

По мнению Б.П. Юсова, взаимодействие, представляющее собой лишь взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия и непосредственно организованной деятельности, отличается от интеграции, которая предполагает взаимопроникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнения. Предложенный им полихудожественный подход − это не автоматическое смешение искусств, а возможность каждого из них на своем языке рассказать об одном и том же явлении действительности, что развивает умение старших дошкольников логически сравнивать и сопоставлять на основе вербальных и невербальных форм. Полихудожественный подход предполагает опору на внутреннюю связь слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста, реализуемую ребенком в процессе творчества. Единая художественная природа всех искусств, по утверждению Б.П. Юсова, соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п. (9).

К.А. Самолдина и Е.П. Маркова выделяют синтезирующие элементы всех видов искусств. Ими могут выступать следующие наиболее общие для всех видов искусств художественные средства: ритм, темп, интонация, художественные повторы, цветовая окраска, параллели, мелодия, «звукопись» и т.п. При этом произведения искусства могут совпадать по темам, настроениям, жанрам. В работе с детьми дошкольного возраста наиболее важной, по мнению авторов, является возможность синтезировать художественные произведения на основе нравственно-эстетических ценностей, которые обеспечивают гуманизацию человеческого бытия.

В организации образовательного процесса в дошкольном учреждении К.А.  Самолдина и Е.П. Маркова рекомендуют опираться на следующие положения:

  • для полихудожественого воспитания используются сразу несколько видов искусств одновременно и в комплексе;
  • одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркое эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа;
  • наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребенка, при общении с искусством педагог должен стремиться воспитывать в ребенке способность к сочувствию и сопереживанию, что является одним из признаков духовности;
  • восприятие произведений искусства должно сочетаться с собственной творческой деятельностью детей (танцевальной импровизацией, подбор на детских музыкальных инструментах пропевание мелодий, создание графического, пластического, живописного образов разными художественными средствами, речетворчество, сочинение стихов, театрализация и т.п.);
  • основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление (5).

В заключении отметим, что, к сожалению, в практике современных дошкольных учреждений в большинстве случаев детей знакомят с каким-то определенным видом искусства без привлечения других, либо различные виды искусства воспринимаются детьми поочередно и изолировано друг от друга, а простого иллюстрирования одного вида искусства другими явно не достаточно для формирования эстетического отношения к искусству. Вместе с тем, эффективность реализации полихудожественного подхода в построении образовательного процесса по музыкальному развитию дошкольников доказана многими учеными. Полихудожественный подход поднимает образовательный процесс на качественно новый уровень, открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию, художественному освоению действительности в дошкольном детстве. Реализация полихудожественного подхода в образовательном процессе дошкольного учреждения способствует развитию у ребенка целостного мировоззрения и формирования эстетического отношения к окружающему миру и искусству, как отражению этого мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: дисс. ... д-ра пед. наук. – М., 2009. – 435 с.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
  3. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.–Т. 1.– 440 с.
  4. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.–Т. 2.– 432 с.
  5. Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО, 2007. – 65 с.
  6. http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
  7. Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат. 1989. – 447с.).
  8. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. − М.: Академия, 2002. – 256 с.
  9. Юсов Б.П. Живой мир искусства // Дошкольное воспитание. − 1993. − №6. − С.35-40.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_estet._vosp.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

                                                                                                                     Н. А. Липа

                                                                                                                    воспитатель

                                                           ДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и                       оздоровительных мероприятий и процедур № 48 «Айболит»

                            (г. Удачный, Мирнинский  район,  Республика Саха (Якутия))

                                                                                     

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА»

Утверждение о том, что искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает широкое и многостороннее воздействие на ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Искусство, как высшая форма освоения мира, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире, помогает определить идеальные эстетические ценности культуры, создать свою систему культурных ценностей, научиться определять неповторимую индивидуальность произведений искусства в единой картине мира, оно влияет на становление и развитие мировоззрения.

Важно, чтобы воздействие искусства на ребенка начиналось как можно раньше. В. А. Сухомлинский предупреждал: «… То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» (6). Он был убежден в воспитательной силе влияния музыки  на ребенка и ее неповторимых возможностях: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» (6).

На глубокое воспитательное значение искусства обращала внимание Е. И. Рерих. Она  отводила ему роль “самого мощного фактора в духовном развитии человечества” (2) и призывала к более полному и разностороннему использованию его возможностей в воздействии на личность ребенка. Вот что она писала по этому поводу: “Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами” (4).

Современная образовательная практика диктует необходимость активного привлечения искусства к процессу формирования у детей дошкольного возраста интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов музыкально-художественной деятельности, на наш взгляд, открывает новые возможности в работе по направлению «Художественно-эстетическое развитие» детей, повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Эстетическое отношение – духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Эстетическое отношение зависит как от богатства и многообразия природных и социальных качеств и связей объекта, так и от развитости эстетических способностей субъекта, его включенности в систему общественных отношений. Объектом эстетического отношения могут служить художественные произведения, обладающие «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей художественной деятельностью (7).

Эстетическое отношение – сложная многокомпонентная структура, интегрирующая эстетические категории, которые обозначают определенные способы эстетического освоения действительности:

  1. эстетические эмоции, чувства, переживания и состояния, которые выражают эмоционально-чувственное освоение действительности (эмоциональный компонент эстетического отношения);
  2. эстетическое восприятие, эстетические суждения и представления, которые обеспечивают эстетическое познание мира (гносеологический компонент эстетического отношения);
  3. эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, которые составляют все многообразие эстетических ценностей, а также связанных с ними эстетических мотивов, потребностей и способов их удовлетворения (аксиологический компонент эстетического отношения);
  4. эстетические поступки, которые выступают как продуктивный результат эстетического освоения окружающего мира, как предпосылка к новому познанию, оценке, чувствованию на более высоком уровне (деятельностный компонент эстетического отношения) (8).

Основу эстетического отношения у дошкольника составляют эмоциональность, интерес, активность ребенка, а становление эстетического отношения к искусству, происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Эстетическое отношение складывается и существует на фоне эмоциональной чувствительности к воздействию света, цвета, звука, ритма − всего того, что ребенок непосредственно воспринимает органами чувств и что делает его потенциально предрасположенным к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.

        Лыкова И.А выделила характерные особенности эстетического отношения к искусству у детей дошкольного возраста − непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального фона (1).

Эстетическое отношение к искусству – это прижизненно складывающееся образование. Б.Т. Лихачев считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает:

  1. обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  2. организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту − музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
  3. предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  4. поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (классическим произведениям живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития художественного вкуса и формирования эстетического отношения к искусству.

Каждый вид искусства обладает свойственными только для него способами воздействия на человека. Воспитание и развитие ребенка нельзя ограничивать лишь одним видом искусства. Полноценное эстетическое воспитание детей может обеспечить только совокупность различных видов искусства.

Положительная роль воздействия различных видов искусства и художественной деятельности на детей дошкольного возраста была подтверждена исследованиями в 60-е гг. ХХ в. Т.С. Комаровой, В.С. Косминской, И.А. Курочкиной, И.П. Сакулиной, Е.А. Флериной. Это позволило начать разработку системы комплексных и интегрированных занятий в детском саду (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова).

С 70-х гг. ХХ в. вопросы комплексного взаимодействия искусств получили систематическую научную проработку и вошли в практику многих педагогов.

Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 г. в научных разработках и публикациях лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЭВ РАО (в настоящее время это лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО). Это направление научно обосновано Б.П. Юсовым, который рассматривал полихудожественный подход как взаимодействие, интегрирование, комплексность используемых в образовательном процессе детского сада различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития и воспитания ребенка. Автор указывает на то, что использование полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста помогает педагогам воспитывать гармоничную личность, так как каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка. По мнению Б.П. Юсова, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен (9).

Особенностью полихудожественного подхода является обогащение доминирующего вида искусства другими искусствами, когда эстетическое отношение формируется под воздействием нескольких взаимоинтегрированных искусств, что обусловливает многогранное отношение к миру, развивает ассоциативное творческое мышление, способности к созданию художественных образов.

По мнению Б.П. Юсова, взаимодействие, представляющее собой лишь взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия и непосредственно организованной деятельности, отличается от интеграции, которая предполагает взаимопроникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнения. Предложенный им полихудожественный подход − это не автоматическое смешение искусств, а возможность каждого из них на своем языке рассказать об одном и том же явлении действительности, что развивает умение старших дошкольников логически сравнивать и сопоставлять на основе вербальных и невербальных форм. Полихудожественный подход предполагает опору на внутреннюю связь слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста, реализуемую ребенком в процессе творчества. Единая художественная природа всех искусств, по утверждению Б.П. Юсова, соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п. (9).

К.А. Самолдина и Е.П. Маркова выделяют синтезирующие элементы всех видов искусств. Ими могут выступать следующие наиболее общие для всех видов искусств художественные средства: ритм, темп, интонация, художественные повторы, цветовая окраска, параллели, мелодия, «звукопись» и т.п. При этом произведения искусства могут совпадать по темам, настроениям, жанрам. В работе с детьми дошкольного возраста наиболее важной, по мнению авторов, является возможность синтезировать художественные произведения на основе нравственно-эстетических ценностей, которые обеспечивают гуманизацию человеческого бытия.

В организации образовательного процесса в дошкольном учреждении К.А.  Самолдина и Е.П. Маркова рекомендуют опираться на следующие положения:

  1. для полихудожественого воспитания используются сразу несколько видов искусств одновременно и в комплексе;
  2. одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркое эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа;
  3. наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребенка, при общении с искусством педагог должен стремиться воспитывать в ребенке способность к сочувствию и сопереживанию, что является одним из признаков духовности;
  4. восприятие произведений искусства должно сочетаться с собственной творческой деятельностью детей (танцевальной импровизацией, подбор на детских музыкальных инструментах пропевание мелодий, создание графического, пластического, живописного образов разными художественными средствами, речетворчество, сочинение стихов, театрализация и т.п.);
  5. основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление (5).

В заключении отметим, что, к сожалению, в практике современных дошкольных учреждений в большинстве случаев детей знакомят с каким-то определенным видом искусства без привлечения других, либо различные виды искусства воспринимаются детьми поочередно и изолировано друг от друга, а простого иллюстрирования одного вида искусства другими явно не достаточно для формирования эстетического отношения к искусству. Вместе с тем, эффективность реализации полихудожественного подхода в построении образовательного процесса по музыкальному развитию дошкольников доказана многими учеными. Полихудожественный подход поднимает образовательный процесс на качественно новый уровень, открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию, художественному освоению действительности в дошкольном детстве. Реализация полихудожественного подхода в образовательном процессе дошкольного учреждения способствует развитию у ребенка целостного мировоззрения и формирования эстетического отношения к окружающему миру и искусству, как отражению этого мира.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: дисс. ... д-ра пед. наук. – М., 2009. – 435 с.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
  3. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.–Т. 1.– 440 с.
  4. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.–Т. 2.– 432 с.
  5. Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО, 2007. – 65 с.
  6. http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
  7. Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат. 1989. – 447с.).
  8. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. − М.: Академия, 2002. – 256 с.
  9. Юсов Б.П. Живой мир искусства // Дошкольное воспитание. − 1993. − №6. − С.35-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые ситуации, направленные на формирование эстетического образа Санкт – Петербурга у старших дошкольников.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста. В этом в...

"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"

в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...

Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у старших дошкольников.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести ма...

Презентация "Развитие языковой компетенции в процессе физического воспитания старших дошкольников на основе гендерного подхода"

Презентация о совместной работе инструктора по физической культуре и учителя логопеда....

План саморазвития «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»

Тема: «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»Актуальность, планирование на весь учебный год , работа с родителями, литература...

Развитие речи на основе полихудожественного подхода у детей старшего дошкольного возраста

Применение полихудожественного подхода в условиях дошкольного учреждения эффективно для реализации задач речевого развития как детей с речевой патологией, так и для детей с нормальной речью....