Статья "Психолого-педагогические средства создания безопасного образовательного пространства для детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ"
статья (подготовительная группа) на тему

Сергеева Ольга Михайловна

Психолого-педагогические средства работы с туб.инфицированными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sergeevoy_o.m.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические средства создания безопасного образовательного пространства для детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ

Сергеева Ольга Михайловна,

педагог МБДОУ детский сад присмотра и ухода №43,

г. Иркутск  

В настоящее время ситуация по туберкулезу во всем мире является крайне напряженной - ежегодно в мире заболевает 9 млн. человек, из которых каждый тридцатый живёт в России [М.И. Перельман, 2001; В.А. Аксёнова 2002; Л.С. Унтанова с соавт., 2004]. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) заболевание туберкулёзом объявлено глобальной проблемой.

Начиная с 1990 года, показатель заболеваемости вырос более чем в два раза и продолжает расти. Причинами этого в нашей стране являются: ухудшение условий жизни большой части населения, усиление миграционных процессов, нарушение экологического равновесия, уменьшение объёма и снижение качества профилактики и раннего выявления туберкулёза, некачественного лечения заболевания в условиях учреждений пенитенциарной системы. Тревожной тенденцией стал неуклонный рост заболеваемости туберкулёзом в детской среде.

Наибольшее количество тубинфицированных и заболевших туберкулезом детей выявляется из социально незащищенных слоев и семей мигрантов, групп риска, инфицированных впервые, что характерно для современной эпидемиологической ситуации. Установлено, что повышение заболеваемости происходит на фоне высокого уровня инфицированности, выявляемой уже в младшем дошкольном и школьном возрасте [И.А. Сиренко, Н.М. Подопригора, 2001; С.А. Шматько с соавт., 2004; А.Ф. Стукалов, С.А. Немцева, 2007]. До 95 % тубинфицированных выявляется в семьях, где распространены курение, алкоголизм, наркомания и существуют многочисленные психологические проблемы при отсутствии мотивированного настроя на длительную превентивную химиопрофилактику.

Наличие риска к тубинфицированию детей приводит к напряжению всех функциональных структур организма и требует дополнительных ресурсов, обеспечивающих повышение уровня безопасности ребенка. В то же время потребность в безопасности одна из ведущих потребностей человека, которая определяет полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В своей структуре потребность безопасности обеспечивается на нескольких уровнях – физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов. Угрозу для полноценного развития личности представляют различные механизмы природного и социального характера, в том числе наличие болезни или риска ее развития.  

В научной литературе представлены работы, посвященные изучению отдельных особенностей детей с туберкулезной интоксикацией. В исследованиях показана большая подверженность инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулёзом, детей с низким уровнем физического развития [А.Г. Щедрина, 1989; 2001, А.А. Ефимова с соавт., 1994]. У детей с туберкулезной интоксикацией в отличие от средне нормативных показателей отмечается снижение основных антропометрических данных (длины и массы тела, окружности грудной клетки), задержка физического развития, функционального созревания, снижение  гипоксической  устойчивости и толерантности к гиперкапнии, состояние системы кислородообеспечения организма, функциональной активности сердечно-сосудистой системы, смещение вегетативного баланса в сторону симпатикотонии.

Психологические исследования раскрывают негативное влияние болезни на  психоэмоциональное состояние тубинфицированных детей и взрослых. Показано, что среди   этой группы детей увеличена встречаемость негативных психоэмоциональных состояний, резко повышен уровень личностной и ситуативной тревожности, отмечается высокая подверженность действию стрессовых факторов, что создает условия для срыва адаптационных механизмов [Н.Ю. Исаева с соавт., 1998; Е.Н. Лукашова, 2004; С.Н. Глазунова, 2006]. Таким образом, процессы физиологической, психологической и социальной адаптации детей с тубинфицированной интоксикацией оказываются затруднены в образовательном учреждении.

В доступной научной и научно-методической литературе, предназначенной для педагогов, работающих с детьми с тубинтоксикацией, в основном раскрываются вопросы соблюдения санитарно–гигиенического и противоэпидемиологического режима, качества питания, регулирования физической нагрузки. В тоже время практически отсутствуют работы, раскрывающие специфику психолого-педагогической помощи детям с тубинтоксикацией.

В связи с этим актуальной проблемой дошкольного учреждения, работающего с тубинфицированными детьми, является поиск и совершенствование психолого-педагогических средств, обеспечивающих безопасность образовательного пространства.

В условиях нашего дошкольного образовательного учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией организована работа разновозрастной группы. В связи со спецификой работы этих групп  2-3 раза в год происходит обновление контингента детей, таким образом ежегодно учреждение обеспечивает медико-психолого-педагогическим сопровождением  более 50 детей с тубинтоксикацией.

По результатам мониторинга психофизического развития, эти дети характеризуются отставанием  по показателям физического развития (антропометрические показатели, уровень физического развития и подготовленности). В силу их соматической ослабленности у них наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которой отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение их чаще пониженное, они очень чувствительны к сенсорному воздействию (яркому свету, шуму). Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению. Часто отмечаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли (в силу недостаточного снабжения головного мозга кислородом), повышение потливости, колебания артериального давления. Отмечаются трудности к адаптации как следствие нарушения функций приспособления. Часто отмечаются признаки нарушения  эмоциональных состояний и поведения (агрессивность, невротические страхи, личностная и ситуативная тревожность), что в свою очередь негативно отражается на сфере общения ребенка.

В связи с специфическими особенностями физического, психосоматического развития, дети с туберкулезной интоксикацией нуждаются с специальном медико-психолого-педагогическом сопровождении. На основе анализа мониторинга психофизического развития нами были определены основные направления комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения их развития в условиях ДОУ:

  • индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его составляющих, учет степени адаптации, динамики работоспособности, изменение выраженности нагрузок в соответствии с состояние ребенка, строгое дозирование физической нагрузки, специальный подбор закаливающих воздействий);
  • формирование и повышение нервно-психической устойчивости, сочетание занятий с различной нагрузкой, снижение напряжения за счет внедрения специальных адаптированных здоровьесберегающих программ (например, лечебная гимнастика, система дыхательных упражнений, массаж биологически активных точек, аэрофитотерапевтические модули, песочная терапия, элементы музыкотерапии, пестовый фольклор, нервно-мышечная релаксация, «адаптационная юбка»);
  • создание оптимальных гигиенических условий жизни (подбор специальных фитонцидосодержащих комнатных растений, адаптогенная диета.)


             

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду»

В статье отражена организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду, представлена системa мер по обеспечению безопaсного обрaзовательного пространствa в ДОУ....

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ОВЗ.

Доступная или безбарьерная среда, по определению В.Н. Куницина, в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инв...

"Создание открытого образовательного пространства на основе принципов Реджио педагогики в условиях ДОУ"

Распространение опыта на республиканской педагогической ярмарке  "Сельская школа. Образовательная марка - 2018"...

«Использование нетрадиционных форм работы с семьей, как эффективное средство создания единого образовательного пространства"

*Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все род...

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2025 гг.)

В рамках обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации«Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» КАУ ДПО «АИРО имени А.М. ...