Проект Семь-Я
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Шимкова Нина Анатольевна

 

Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». И хорошо, что это не отрывочные воспоминания (купил куклу, ел мороженое…).

   Хорошо, если ребёнок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их конечно постарается перенести в свою семью. Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормами поведения и добрыми привычками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sem-ya.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

                                Проект: «Семь -Я»

Автор:  Шимкова Нина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории.

                   

Проект групповой.

По срокам реализации - долгосрочный.

Проект познавательный, исследовательский,  творческий, креативный.

Участники: дети средней группы, воспитатель, музыкальный  руководитель, родители

 

Актуальность темы: Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». И хорошо, что это не отрывочные воспоминания (купил куклу, ел мороженое…).

   Хорошо, если ребёнок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их конечно постарается перенести в свою семью. Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормами поведения и добрыми привычками.

 Цели: Помочь детям понять, что самое дорогое и близкое, что есть это родители, родственники, семья, что ими дети должны дорожить, уважать их, помогать и гордиться своей семьёй, беречь и соблюдать её традиции.

 Задачи: 

Познакомить детей с понятием «семья», учить детей называть членов семьи;  прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым людям; Уточнить представление детей о трудовых обязанностях членов семьи (на работе и дома);об истории своей семьи (где и как жила семья, кем были дедушка и бабушка…), развить самопознание и воспитывать уважение к себе, помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки, вызвать желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье, взаимоотношениях, между взрослыми и детьми в семье.

Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.

1 этап

Погружение в проект, вхождение в игровую ситуацию.

   Создание сюжетной ситуации для детей. В группу приходит домовёнок Кузя и говорит детям о том, что ему очень грустно, когда все дети вечером уходят. Он спросил детей о том, куда они уходят. Дети объясняют, что у них есть мамы и папы и они забирают их домой. Домовёнок Кузя  стал расспрашивать детей о том, кто такие, мама и папа, бабушка и дедушка, чем они занимаются, как их зовут, что такое семья, чем любит заниматься мама, папа, бабушка и дедушка. Не все ребята смогли ответить на  эти вопросы.

   Ребятам было предложено узнать всё о своей семье, чтобы поделиться с домовёнком Кузей.

   С целью вовлечения родителей в проект было проведено собрание, где было предложено родителям помочь в решении данной проблемы. Родители были согласны, что данной проблеме уделяется мало времени, и было решено ………………

2  этап

Организация деятельности

1.Объединение детей в группы.

3  этап

Художественно-речевая деятельность детей.

1.     Придумать герб, девиз и песню своей семьи.

  1. Изготовить генеологическое древо.
  2. Подготовить материал для выставок: «Моя мама самая красивая», «Мой папа - солдат», «Бабушка рядышком с дедушкой».
  3.  Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
  4. Чтение рассказа В.Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».
  5. Чтение стихотворения И.Муравейко «Я сама».
  6. Беседа с детьми о прочитанных произведениях.
  7. Заучивание стихов о семье.
  8. Заучивание пословиц о семье.

  Изобразительная деятельность, конструирование, аппликация.      

  1. Выставки рисунков: «Моя мама лучше всех», «Золотые руки бабушки моей», «Мой лучший друг – дед», «Хочу быть похожим на папу».
  2. Конструирование  подарков для родителей к праздникам.

 Игровая деятельность         

  1. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки – матери», «Дом», «День рождения куклы Кати», «Мамин праздник».
  2. Дидактические игры «Кто чей детёныш», «Найди свою маму», «Мамы –детки».

Работа с родителями.

  1. Проведение родительского собрания.
  2. Помочь детям в придумывании и изготовлении герба, девиза, выбора песни, изготовлении генеологического древа.
  3. Подбор фотографий для фотовыставок.
  4. Проведение праздников «Армия Российская – смелая могучая», «Колобок наоборот», «Ёлочкин сон».
  5. Консультации. Анкеты. Занятия

Театрализованная деятельность.

  1. Драматизация сказки «Колобок наоборот», «Гуси –Лебеди», «Волк и семеро козлят».

Познавательная деятельность.

       1. Занятия.

4  этап.

 Презентация.

  1. Проведение итогового занятия «Мама, папа, ты и я –называется семья».
  2. Фотовыставки.

 Рефлексия..

Анкета.

  1. Что такое семья?
  2. Что обозначает герб твоей семьи?
  3. Что тебе больше всего понравилось в работе с родителями по изготовлению альбома.
  4. Узнал ли ты что либо-новое?
  5. Какое мероприятие тебе больше всего понравилось?

 


     Презентация проекта — проведение итогового занятия с выставкой фотоальбомов, макета, иллюстраций, рисунков.

   Рефлексия:

                               АНКЕТА

  1. Что мы хотели узнать?
  2. Кто узнал что-то новое?
  3. Что вас удивило?
  4. Узнал ли ты что-то такое чего раньше не знал?
  5. Какое мероприятие тебе понравилось больше всего?

                                                    Модель занятия

                                                       «Моя семья»

                                                     средняя группа

                                     

 Программное содержание:

  1. воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
  2.  познакомить с понятием «Семья»;
  3. закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.

 Словарная работа: родня, семья, забота, порадовать, любимые.

 Материал: кукла домовёнок  Кузя, дом-башенка, фланелеграф, фотографии членов семьи, сюжетные картинки (бытовые ситуации), игрушки, необходимые для дидактической игры.

 Предварительная работа:

  1. Рассматривание цветка. Выделить его основные части.
  2. Рассматривание семейных фотографий каждого ребёнка. Побуждение детей к рассказу о людях, с которыми они живут.
  3. Рассматривание серии сюжетных картинок. Выявление родственных отношений (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат).

Ход занятия:

Воспитатель. «Что за башенка стоит,

                       А в окошке свет горит?   (ответы детей.)

                       К этой башне подойдём,

                       А зовётся башня – дом!»

                       - Мы постучим, тук-тук, никого?!

                       - Постучим погромче, ведь звоночков нет, тук-тук!

                      (Кто-то выглядывает в окно.)

                       - Здравствуй, мальчик, как тебя зовут? (Кузя)

                       - Здравствуй, Кузя! (Ребёнок здоровается.)

                       - Кузя, с кем ты живёшь в этом доме?

                       - Один?!

- Кузя решил проверить ребят, смогут ли ответить на вопрос: «Как вы думаете, с кем живёт мальчик?» (Ответы детей, после каждого правильного ответа появляется картинка каждого члена семьи.)

- Молодцы, правильно отвечали! Кузя решил показать нам свой любимый цветок. Посмотрите, что есть у цветка? (Ответы детей.)

- А теперь Кузя хочет вам рассказать об этом цветке. Цветок наш зовётся «Родная семья».

 Сестричка Алёнка крепит картинку на лепестки цветка.

                       «Брат её – я.

                       Папа и мама у нас стебельки,

                       Дедуля с бабулей в семье корешки.

                       Цветок наш красуется в зелени луга.

                       Все мы в семье своей любим друг друга.»

   Воспитатель. Посмотрите на цветок «Родная семья» (Дети повторяют названия членов семьи.) Запомните, дети. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех есть своя семья, а дома вы все вместе встречаетесь. (Высказывания детей, повторение понятия «семья»).

   Физкультминутка:

                        «Чудеса у нас на свете,

                        Стали карликами дети.

                        А потом все дружно встали –

                        Великанами мы стали».

   Дидактическая игра «Помощники в семье»

   Цель: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, сочувствие к ним, желание помочь, освободить от хлопот.

   Игровое задание: суметь порадовать близких.

   Правила: подбирать сюжетные картинки только для придуманной ситуации. Помогать друг другу.

   Материал: Сюжетные картинки, на которых изображены разные бытовые сцены (кто-то помогает маме убирать квартиру, Бабушке лепить пироги, дедушке ремонтировать мебель…), соответствующие игрушки.

Модель занятия

«Дружная семейка»

средняя группа

Программное содержание:

  1. закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу;
  2. воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

 Словарная работа:

   а) ввести в словарь: мизинец, безымянный, средний,

     указательный, большой пальцы;

   б) активизировать слова: любит, хвалит, помогает, заботится,  

     ласковая, добрая, красивая, любимая, папочка, папулечка,  

     мамулечка.

 Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.

 Материал: силуэт лошадки, шапочки на каждый пальчик этой лошадки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребёнка; гуашь, силуэты перчаток на каждого ребёнка.

 Ход занятия 

Воспитатель: предлагает детям поиграть и изображает пальцами птичку, зайчика, петушка. Дети подражают воспитателю.

                        «Пять да пять - родные братцы,

                         Так все вместе и родятся,

                         Если вскапываешь грядку –

                         Держат все одну лопатку.

                         Не скучают, а играют

                         Вместе все в одни игрушки.

                         А зимою всей гурьбою

                         Дружно прячутся в теплушки.

                         Вот такие «пять да пять»,

                          Угадайте, как их звать».

   Дети отгадывают загадку.

   Воспитатель. А как вы догадались, что это пальчики? Что же за пальчики, в которые они прячутся? Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться ещё одной игре?

   Воспитатель.  Этот пальчик - дедушка,

                            Этот пальчик – бабушка,

                            Этот пальчик – папочка,

                            Этот пальчик – мамочка,

                            Этот пальчик – я.

                            Это вся моя семья».

   Воспитатель. О чём же эта игра? У меня есть вот такая ладошка (Демонстрирует силуэт). Давайте найдём на ней самый маленький пальчик – мизинец.

   Воспитатель. А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье?

   Воспитатель. Послушайте стихотворение:

                                  «Мы с мамой делали котлеты,

                                    А за окошком дождик шёл.

                                    Мы с мамой думали при этом,

                                    Как вместе быть нам хорошо!»

   - О ком я вам прочитала стихотворение? Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?

   Воспитатель. А как вы помогаете маме?

   Давайте найдём шапочку, на которой изображена мама, и надеваем ее на следующий – безымянный пальчик.

   Воспитатель. Хотите узнать, о ком следующее стихотворение? (Читает стихи Е. Серовой.)

                                     « Не терпит мой папа безделья и скуки.

                                       У папы умелые, сильные руки.

                                       И, если кому-нибудь надо помочь,

                                       Мой папа всегда поработать не прочь».

   - Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

   (Надевают шапочку на средний палец.)

   Воспитатель. Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читают стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева и сопровождает его жестами и движениями.)

                           «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

                            (Хлопают в ладоши.)

                             А у бабушки ладони все в ладоши собраны.                                                          

                            (Показывают руки ладонями вверх.)

                             А у бабушки ладони добрые-предобрые.

                            (Поглаживают ладони друг о друга.)

                             Всё работали ладони долгими годами

                            (Постукивают кулачком о ладони.)

                             Пахнут добрые ладони щами с пирогами.

                             (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)

                              По кудрям тебя погладят добрые ладони.

                              (Имитируют поглаживание.)

                        И с любой печалью сладят тёплые ладони.

                        (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)

                         Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

                        (Хлопают в ладоши)

   Воспитатель. Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?  Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!...»

   Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки-силуэта.

   Воспитатель. Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это? Правильно, дедушка. (Читает стихотворение Р. Гамзатова.)

                           «У меня есть дедушка,

                             Как зима, седой,

                             У меня есть дедушка

                             С белой бородой.

                              Мне на всё мой дедушка

                              Может дать ответ.

                              И не стар мой дедушка,

                              Хоть ему сто лет!»

   - Кто хочет рассказать о своём дедушке? Как дедушка заботится о вас? (Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку.)

   Воспитатель. Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая, дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно, А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи на ладошке? Да, правильно, пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для «семейки» на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы «домик» был красивым, нарядным, уютным? Давайте постараемся, чтобы «домик» украшали все «члены семьи», пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке.

   Дети выполняют работу.

  Воспитатель предлагает детям подойти и рассмотреть домики – перчатки других детей, интересуется, какие пальчики принимали участие в составлении узора.

   - Друзья мои! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и «домики» получились нарядные!

   

  Цели: учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта, используя фотографии;

  1. активизировать в речи детей прилагательные; учить детей употреблять в речи слова обозначающие названия домашних животных, птиц и их детёнышей и птенцов;
  2. учить детей произносить правильно и чётко звукосочетания с разной силой голоса и интонацией.

   Ход занятия.

    Все дети собираются за «круглым столом». На занятие дети принесли фотографии своей семьи. Рассматриваются все фотографии. Примерные вопросы ребёнку:

  1. Кто на фотографии?
  2. Как зовут папу? Как зовут маму?
  3. У тебя есть брат или сестра? Как его (её) зовут?
  4. Кто ещё живёт вместе с вами?
  5. Расскажи о маме, какая она?
  6. Что любит твоя мама?
  7. Как мама ласково называет тебя?
  8. А как ты зовёшь маму, папу?
  9. Как зовёт тебя папа?

   Педагог, по возможности, опрашивает всех детей в подгруппе.

Затем предлагает желающим рассказать о своей семье, Если ребёнок затрудняется, педагог задаёт наводящие вопросы. (Один из вариантов помощи: педагог рассказывает о своей семье и показывает детям принесённую фотографию.)

   Педагог обращается к детям и просит их подойти к нему и показать ручки.

   - давайте поиграем с пальчиками. Поднимите ваши руки, соедините ладошки:

   Этот пальчик дедушка (постукивают кончики больших пальцев)…

   Пальчиковая гимнастика проводится несколько раз. Можно предложить одному из детей провести гимнастику для пальцев.

   Дидактическая игра. «Чьи детки?»

(Корова – бык – телёнок (телята), коза – козёл – козлёнок (козлята), кот – кошка – котёнок (котята), свинья – хряк – поросёнок (поросята), крольчиха – кроль – крольчонок (крольчата), петух – курица – цыплёнок (цыплята), гусь – гусыня – гусёнок (гусята)….  

Модель занятия

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Средняя группа

 Программное содержание: 

  1. учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картин;
  2.  развивать диалогическую речь, учить составлять небольшие рассказы о своей маме;
  3. учить анализировать, замечать неточности; учить употреблять в речи слова, соответствующие определённым профессиям, называть действия, производимые людьми этих профессий;
  4. воспитывать чувство любви и гордости за своего самого родного человека – маму.

 Ход занятия:.

   Воспитатель предлагает детям послушать рассказ в стихах С.В. Михалкова «А что у вас?»

   - Расскажите, о каких профессиях идёт речь в этом рассказе? Кем работают мамы этих детей? (Дети перечисляют: пилот, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница.) Пилот – чем занимается женщина этой профессии? (Пилот управляет самолётом…) Что делает мама - милиционер? (Следит за общественным порядком, дежурит на дорогах и улицах…) Инженер что делает? (Конструирует машины, самолёты, станки…) Что делает повар? (Готовит еду для людей.) Какую? Вагоновожатый – что он делает? (Управляет трамваем.) Портниха – эта профессия многим знакома. Что делает портниха? (Шьёт одежду для детей и взрослых.) Доктор? (Лечит людей, следит за их здоровьем…) Учительница? (Учит детей писать, читать, рисовать, петь, танцевать…)

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

   Какие профессии вы ещё знаете? Кем ещё могут работать мамы? (Музыкант, библиотекарь, продавец, воспитатель…)

   Расскажите о профессии вашей мамы. Как зовут вашу маму?

(Дети должны назвать имя и отчество. Каждый ребёнок рассказывает о своей маме. Например,: «Мою маму зовут Надежда Александровна. Она работает в детском саду воспитателем. Мама воспитывает детей и учит их рисовать, лепить, петь, танцевать, играть…»)

   Пальчиковая гимнастика.

                              В гости к пальчику большому

                              Приходили прямо к дому

                              Указательный и средний,

                              Безымянный и последний –

                              Сам мизинчик - малышок

                              Постучался на порог.

                               Вместе пальчики – друзья,

                               Друг без друга нам нельзя!

   (Ладошки поставлены вертикально, постукивают пальцы друг о друга, Дети произносят: тук-тук-тук. Пальцы переплетаются и сжимаются между собой.)

   Педагог собирает детей за круглым столом.

   - На дворе весна, скоро праздник, какой. (8 Марта – праздник мам и всех женщин на Земле) Вы готовите мамам, бабушкам и сёстрам подарки. Какие? (Дети рассказывают о рисунках, поделках.) Как вы будите отмечать этот день?

   Воспитатель ставит на стенд картины с изображением ситуации подготовки к празднику и предлагает внимательно рассмотреть их.

   Постарайтесь составить связный рассказ и дайте рассказу название.

   Примерные вопросы для подготовки к рассказу:

  1. Где происходит это событие?
  2. Кто является главными героями этого действия?
  3. Что делают дети?
  4. Что вяжет девочка?
  5. Как вы думаете, что будет рисовать мальчик?

Подарки готовы. Куда отправились дети? Что в это время делала мама? Какое настроение у детей? Почему? Что сделали дети? Какими словами они поздравляли своих мам? Что было дальше? Чем закончилась эта история? Что мама сделала с подарками?

Заслушиваются 4-5 рассказов. Анализируются рассказы – что не заметил рассказчик, что сказал не точно. Побуждать всех детей участвовать в рассказывании.

Модель занятия

«8 Марта – женский день»

Средняя группа

Программное содержание:

  1. развивать диалогическую речь, побуждать к монологу;
  2. продолжать учить чётко отвечать на вопросы, учить составлять описательный рассказ по фотографии и по памяти; активизировать в речи детей прилагательные;
  3. воспитывать любовь и бережное отношение к маме.

   Воспитатель читает стихотворение Убайра Раджая, обращаясь к детям:                        

Кто пришёл ко мне с утра? Мамочка!

Кто сказал: «Вставать пора?» Мамочка!

Кашу кто успел сварить?...

Чаю в чашку кто налил?...

Кто косички мне заплёл?...

Дома всё убрал, подмёл?...

Кто ребячий любит смех?...

Кто на свете лучше всех?...

   - О ком это стихотворение? Как ласково дети называют свою маму? Почему все дети и взрослые любят своих мам?

   Дети принесли на занятие фотографии своих мам – 2 или 3 (мама взрослая, в детстве).

   Игра «Расскажи о маме»

   Первым начинает педагог. Он показывает детям фотографии и рассказывает о своей маме (какая она была и какая стала). Обязательно обратите внимание на имя и отчество мамы.

   Физминутка «Мама спит»

   Маме надо отдыхать,

   Маме хочется поспать.

   Дети идут на цыпочках.

                     Я на цыпочках хожу,

                     Маму я не разбужу.

                                    Я на пяточках хожу,

                                    Маму я не разбужу.

                                                 Моих пяток слышен стук:

                                                 Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

   Мои пяточки идут –

   Меня к мамочке ведут.

   Дети подбегают к воспитателю.

   - Какой праздник отмечается весной? В этот день солнышко греет, птицы поют, ручьи журчат!

   - Объясните, почему мы так говорим: При солнышке тепло, при матери добро.

   (Мама нас любит, жалеет, учит, кормит, заботится о нас…)

   -Всё доброе, светлое, нежное дарит нам мама. Мама какая?)…

   -В этот день все дарят мамам, бабушкам, сёстрам подарки. Вчера на занятии по рисованию вы готовили рисунки – подарки к женскому дню 8 Марта. Покажите и расскажите, что вы нарисовали?

   Дети показывают свои рисунки и рассказывают о мамах, бабушках, сестрёнках.

   - А теперь немного поиграем. Все мамы любят своих детей.

   Дидактическая игра «Мамы – детки».

   Дидактическая игра «Найди пару»

   Педагог раскладывает на столе перевёрнутые картинки с изображением животных и их детёнышей так, чтобы получились пары. Дети берут по одной картинке, но не кому не показывают, а думают, как изобразить их. Как только зазвучит музыка, «животные-мамы» и «детёныши» двигаются по группе, имитируя движения медведицы, лисицы… Если по движениям затрудняются найти пару, то призывают друг друга характерными звуками. Когда пары восстанавливаются – общий танец.

Модель занятия

«Моя семья»

Средняя группа

 Программное содержание:

  1. уточнить представление детей о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе и дома);
  2. воспитывать внимательное и доброе отношение к членам семьи, желание помогать им; об истории семьи (где и как жила семья, кем были бабушки и дедушки);
  3. выяснить, есть ли в семье фотоальбомы или семейные видеофильмы.

Материал:

 генеалогическое дерево, альбом с сюжетными фотографиями семьи, фломастеры, листы белой бумаги.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, на которых  изображена семья. Беседа по иллюстрациям, сюжетно – ролевые игры «Наш дом», «Мамины помощники», «Мой папа – электромонтёр».  Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?» Беседы о составе семьи, трудовых обязанностях членов семьи.

Ход занятия.

 Чтение рассказа Д. Габе «Работа». Проводится беседа о трудовых обязанностях членов семьи. Затем педагог читает стихотворение Я.Акима «Родина».

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня,

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий - Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме – в кухню – волшебная щётка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч - сестрёнке,

Конфета – Тишке.

А ещё есть друг у меня.

Друг Серёжа мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра – не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

1

   Воспитатель. Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей.) Правильно, это стихотворение о дружной, заботливой семье, о самых дорогих и близких людях, которые любят друг друга, помогают, дарят друг другу не только подарки, но и тепло, нежность. А сейчас расскажите нам о своих семьях и покажите фотографии; мы увидим, как вы дружно живёте, вместе проводите выходные дни, отдыхаете, трудитесь.

   Дети по очереди берут свои семейные альбомы и рассказывают, кто изображён на фотографиях, где и когда сделаны снимки.

   Воспитатель. Ребята, вы рассказали, как вы дружно живёте в своих семьях. У каждого в семье есть корни. (Вывешивает на доске большой лист бумаги, на котором изображено генеалогическое дерево). Посмотрите на это дерево. Видите сколько здесь разных «корешков» - это ваши предки, а дерево называется генеалогическим древом. Посмотрите, от «корешков», то есть прадедушек, прабабушек, пошёл ствол – это ваши бабушки и дедушки, а от ствола идут веточки потоньше – это ваши родители, а совсем тоненькие веточки – это вы – дети. Вот какая дружная семейка живёт на вашем генеалогическом дереве. А какие традиции есть в ваших семьях? Вы дружно отмечаете дни рождения, праздники? (Ответы детей.) Вы знаете, что есть семьи, где нет любви друг к другу, заботы. Из таких семей дети убегают и становятся беспризорниками, поступают в приют, где о них заботятся совсем чужие люди. Давайте будем любить друг друга и дружно жить в своих семьях. А теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать свою любимую семью.

   Дети садятся за столы и рисуют. В конце занятия  они вместе с воспитателем рассматривают свои работы.

   Организуем выставку рисунков «Моя семья», чтобы их увидели родители.

Модель занятия

«Петушок и его семья»

Средняя группа

Программное содержание:

  1. знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама, папа заботятся о своих детях;
  2. воспитывать любовь к родным людям: маме, папе, бабушке, дедушке, родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений;
  3. родолжать знакомить с фольклорными произведениями.

 Словарная работа: образование звукоподражательных слов и звукоподражательных глаголов; образование слов с помощью    уменьшительно-ласкательных суффиксов («бородушка»); называние предметов («что это?», «кто это?»).

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах; заучивание потешки «Петушок», рассматривание игрушек и иллюстраций на индивидуальных занятиях с детьми.

Материал: игрушки ( петушок, курочка, цыплёнок), ширма, рисунки птиц, шапочка курочки.

  Воспитатель предлагает поиграть в игру «Машина».

 Дети въезжают на машине:

                             «Машина, машина идёт, гудит.

                               В машине, в машине шофёр сидит.

                               Би-би-би-, би-би-би.

                               Вот поле, вот речка, вот лес густой.

                               Приехали дети, машина, стой!»

   Воспитатель. Ребята, мы с вами приехали на птичий двор. (Вокруг иллюстрации домашних птиц.) Наша курочка в окно: «Ко-ко-ко».

   Дети Ко-ко-ко.

   Воспитатель. Наша уточка с утра: «Кря-кря-кря!»

   Дети. Кря-кря-кря!

   Воспитатель. Вот гогочет наш гусь у пруда: «Га-га-га!»

   Дети. Га-га-га!

   Воспитатель. А индюк среди двора: «Бал-бал-бал».

   Дети. Бал-бал-бал!

   Воспитатель. А как Петя –петушок раным-рано поутру нам споёт?

   Дети. Ку-ка-ре-ку!

   Воспитатель. Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы, присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз. Угадайте, о ком я говорю: «Рано встаёт, голосисто поёт, деткам спать не даёт». Кто это?

   Дети. Петушок, это петушок!

   Воспитатель. Правильно. А как он голосисто поёт?

   Дети. Ку-ка-ре-ку!

   Воспитатель. Да, а что он делает?

   Дети. Кукарекает.

   Воспитатель. Молодцы. Давайте позовём Петушка к нам: «Петушок, иди к нам!»

   Дети. Петушок, иди к нам!

   Петушок. Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети. Вы ведь знаете, кто я такой? А может вы стихотворение, про меня знаете? Прочитаете?

    Дети.            Петушок, петушок, золотой гребешок,

                          Масляна головушка, шёлкова бородушка,

                          Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

                          Деткам спать не даёшь?

   Воспитатель. Вот какой красивый папа-петушок. А он не один живёт. Кого он зовёт?

   Дети. Курочку.

   Воспитатель. Да, он маму-курочку зовёт. Давайте поможем ему, позовём громко: «Курочка иди к нам! Ку-ка-ре-ку!»

   Курочка. Ко-ко-ко! Здравствуй, Петя-петушок! Вы не видели, ребята, куда спрятались наши детки –цыплятки? Помогите мне их найти.

   Воспитатель.    Курочка-тараторочка по двору ходит,

                      Хохолок раздувает, малых деток созывает: «Ко-ко-ко»

   Дети. Ко-ко-ко!

   (Дети встают со стульчиков и ищут цыпляток.)

   Воспитатель.        «Петушок, петушок, золотой гребешок,

                                   Ты подай голосок.

                                   Через тёмный лесок, через лес за реку

                                    Покричи: «Ку-ка-ре-ку!»

   Ребята, давайте поможем Петушку и громко покукарекаем.

   Дети. Ку-ка-ре-ку!

   Воспитатель. Пи-пи-пи-пи. Дети, слышите, кто-то пищит. Как вы думаете, кто это?

   Дети. Цыплята.

   Воспитатель. Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они…

   Дети. Маленькие, пушистые, жёлтенькие.

Воспитатель. Какие у них маленькие клювики.

   Дети. Крылышки, лапки.

   Воспитатель. Вот какая дружная семья. Мама в этой семье кто?

   Дети. Курочка.

   Воспитатель. А папа  кто?

   Дети. Петушок.

   Воспитатель. А детки? Дочки и сыночки?

   Дети. Это цыплята.

   Воспитатель. А как пищат цыплята?

   Дети. Пи-пи-пи!

   Воспитатель. А почему они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама-курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовёт их за собой. Давайте и мы пойдём вместе с цыплятами.

   Воспитатель. «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

                             А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

                             «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко!

                               Лапками гребите! Зёрнышки ищите!

Модель занятия

«Я и моя семья»

Средняя группа

Программное содержание:

  1. развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки;
  2. вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;
  3. вызвать желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье.

 Предварительная работа: составление рассказов о себе, и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

  Ход занятия.

   Воспитатель. Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду… Как вы думаете, кем буду я?

   Дети. Телеведущей.

   Воспитатель. А все, кто в зале?

   Дети. Телезрителями.

   Воспитатель. Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята д/с «Айболит» г. Усть Илимска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях.

   В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.

   Дети. Разрешите представиться. Меня зовут Анастасия, мне 5 лет и живу я в городе Усть Илимске. По  своему характеру я весёлая, спокойная добрая девочка. У меня есть достоинства. Достоинства – это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратная, культурная, вежливая, бережливая. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности – я очень боюсь, прививок и уколов, начинаю плакать. Потом мне становится очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.

   Воспитатель. Благодарю участников передачи. Вы можете занять своё место в студии. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете.

   Дети. Никого роднее мамы в целом мире нет.

   Воспитатель. Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова  своей маме.

   Дети. Милая, красивая, нежная, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.

   Воспитатель. Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото». Стихотворение А.Костецкого.

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку,

Руку луч к себе протянет.

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама,

И умытым, и обутым,

Всё прибрав иди к ней прямо.

И скажи ей: «С добрым утром!»

И потом с улыбкой с песней

Выйди к травам, людям, птицам.

И весёлым интересным

День твой должен получиться.

   Воспитатель. А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах.

   Дети. Это портрет моей мамы. Её зовут Надежда Александровна. Она у меня самая красивая женщина на земном шаре. А ещё она очень добрая. Она любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое – от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто бы солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всём. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой , красивой и здоровой. Дима, скажи, пожалуйста, ты сам рисовал портрет своей мамы или тебе помогали?

   Дима. Мне помогал папа.

   Воспитатель. Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу.

Давайте поиграем в игру «Мамы – детки».

   Воспитатель. Ребята, а про кого из членов своей семьи вы ещё смогли бы рассказать?

   Дети. Моего папу зовут Александр Иванович. Он работает милиционером, у него очень важная работа. Он следит за порядком в городе. Ночью, когда мы спим, он патрулирует по городу на машине. Если сильный обижает слабого, он придёт ему на помощь. Мой папа учит меня быть добрым и смелым, и честным.

   Воспитатель. А сейчас, ребята, мы ждём ваших рассказов о бабушках и дедушках.

   Дети. Я хочу вам рассказать о своей бабушке – папиной маме. Её зовут Ольга Семёновна. Меня назвали Ольгой в её честь. Бабушка работает медицинской сестрой в детской поликлинике уже 40 лет. Бабушка не живёт с нами, но мы часто ходим к ней в гости. У моей бабушки ласковые и тёплые руки, она и вкусно накормит, и пожалеет и приласкает.

   Дети. А я хочу рассказать о своём дедушке. Он немного ворчлив, но всегда справедливый, он заботится о всех нас, мы всегда поздравляем его с праздниками, с днём рождения, ведь ему нужна ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали генеалогическое древо нашей семьи. В корнях мы разместили наших прабабушек и прадедушек, чуть повыше на стволе древа, мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях – папа и мама, а на самой верхушке – я, Настя. Мы все похожи друг на друга и очень любим свою большую, дружную семью.

   Воспитатель. Ребята, а я сейчас предлагаю вам игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить о дедушках, а девочки о бабушках.                        Сильный – слабая.

Грустный – весёлая.

Быстрый – медленная.

Вспыльчивый – спокойная.

Хмурый – улыбчивая.

Внимательный – рассеянная.

Молчаливый – говорливая.

   Воспитатель. Ребята, вы любите отдыхать всей семьёй? Я предлагаю вам поиграть в игру «Карусель».

   Воспитатель. Ребята, пока вы катались на карусели, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас.

   Д\И «Назови ласково»

   Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

   Папа – папочка, папулечка, папуленька.

   Сын – сыночек, сынуля, сынулечка.

   Дед – дедушка, дедулечка, дедуся, дедуля.

   А теперь пословицы для наших телезрителей:

При солнышке тепло, а при матери добро.

Без корня и полынь не растёт.

Нет такого дружка, как родима матушка

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь крепче каменных стен.

Птица рада весне, младенец – матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.

Бабушке один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли, хвалит мать да бабушка.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

   Воспитатель. Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья». До новых встреч.

Модель занятия

«Мама, папа, ты и я называется семья»

Средняя группа

Программное содержание:

  1. закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу;
  2.  воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью;
  3. прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

 Словарная работа: активизировать слова: любит, хвалит, помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, папочка, папулечка, мамулечка.

  Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов своей семьи. Совместная работа с родителями по составлению семейного альбома; чтение художественной литературы.

Материал: силуэт ладошки, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением папы, мамы, бабушки, дедушки, и ребёнка; фломастеры. Силуэты перчаток на каждого ребёнка. Альбом семьи ребёнка.

   Ход занятия.

   Воспитатель читает стихотворение.

   Дети подражают воспитателю.

                        «Пять да пять - родные братцы,

                         Так все вместе и родятся,

                         Если вскапываешь грядку –

                         Держат все одну лопатку.

                         Не скучают, а играют

                         Вместе все в одни игрушки.

                         А зимою всей гурьбою

                         Дружно прячутся в теплушки.

                         Вот такие «пять да пять»,

                          Угадайте, как их звать».

   Дети отгадывают загадку.

   Воспитатель. А как вы догадались, что это пальчики? Что же за теплушка, в которую они прячутся? Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите поиграть?

 Воспитатель.  Этот пальчик - дедушка,

                            Этот пальчик – бабушка,

                            Этот пальчик – папочка,

                            Этот пальчик – мамочка,

                            Этот пальчик – я.

                            Это вся моя семья».

Воспитатель. О чём же эта игра?

 Воспитатель. Послушайте стихотворение: Кто пришёл ко мне с утра? Мамочка!

Кто сказал: «Вставать пора?» Мамочка!

Кашу кто успел сварить?...

Чаю в чашку кто налил?...

Кто косички мне заплёл?...

Дома всё убрал, подмёл?...

Кто ребячий любит смех?...

Кто на свете лучше всех?...

                                  «Мы с мамой делали котлеты,

                                    А за окошком дождик шёл.

                                    Мы с мамой думали при этом,

                                    Как вместе быть нам хорошо!»

   - О ком я вам прочитала стихотворение? Почему девочке было хорошо с мамой? Как ласково мы называем мамочку?

   Давайте найдём шапочку, на которой изображена мама, и надеваем ее на безымянный пальчик.

   Воспитатель. Хотите узнать, о ком следующее стихотворение? (Читает стихи Е. Серовой.)

                                     « Не терпит мой папа безделья и скуки.

                                       У папы умелые, сильные руки.

                                       И, если кому-нибудь надо помочь,

                                       Мой папа всегда поработать не прочь».

    Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

   (Надевают шапочку на средний палец.)   Папа – папочка, папулечка, папуленька.

Воспитатель. Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читают стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева и сопровождает его жестами и движениями.)

«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

(Хлопают в ладоши.)

А у бабушки ладони все в ладоши собраны.

(Показывают руки ладонями вверх.)

А у бабушки ладони добрые-предобрые.

(Поглаживают ладони друг о друга.)

Всё работали ладони долгими годами

(Постукивают кулачком о ладони.)

Пахнут добрые ладони щами с пирогами.

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)

По кудрям тебя погладят добрые ладони.

(Имитируют поглаживание.)

И с любой печалью сладят тёплые ладони.

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.).

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

(Хлопают в ладоши)

   Воспитатель. Давайте похвалим  бабушку: «Моя бабушка самая!...» Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

   Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки-силуэта.

   Воспитатель. Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это? Правильно, дедушка. (Читает стихотворение Р. Гамзатова.)

                           «У меня есть дедушка,

                             Как зима, седой,

                             У меня есть дедушка

                             С белой бородой.

                              Мне на всё мой дедушка

                              Может дать ответ.

                              И не стар мой дедушка,

                              Хоть ему сто лет!»

Д/И «Назови ласково»:

  Дед – дедушка, дедулечка, дедуся, дедуля.  ( Надевают последнюю шапочку.)

Воспитатель. Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилось?

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня,

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок, лопоухий - Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Воспитатель. Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей.) Правильно, это стихотворение о дружной, заботливой семье. А кто мне скажет, что такое семья? Ответы детей.

Да, семья это самые дорогие и близкие люди, которые любят друг друга, помогают, дарят друг другу не только подарки, но и тепло, нежность. А сейчас расскажите нам о своих семьях и покажите фотографии; мы увидим, как вы дружно живёте, вместе проводите выходные дни, отдыхаете, трудитесь.

   Дети по очереди берут свои семейные альбомы и рассказывают, кто изображён на фотографиях.

  1. Кто на фотографии?
  2. Как зовут папу?
  3.  Как зовут маму?
  4. У тебя есть брат или сестра? Как его (её) зовут?
  5. Кто ещё живёт вместе с вами?
  6. Расскажи о маме, какая она?
  7. Что любит твоя мама?
  8. Как мама ласково называет тебя?
  9. А как ты зовёшь маму, папу?
  10. Как зовёт тебя папа?

 Воспитатель. Ребята, вы рассказали, как вы дружно живёте в своих семьях. У каждого в семье есть корни. (Вывешивает на доске большой лист бумаги, на котором изображено генеалогическое дерево). Посмотрите на это дерево. Видите сколько здесь разных «корешков» - это ваши предки, а дерево называется генеалогическим древом. Посмотрите, от «корешков», то есть прадедушек, прабабушек, пошёл ствол – это ваши бабушки и дедушки, а от ствола идут веточки потоньше – это ваши родители, а совсем тоненькие веточки – это вы – дети. Вот какая дружная семейка живёт на вашем генеалогическом дереве. А какие традиции есть в ваших семьях? Вы дружно отмечаете дни рождения, праздники? Ответы детей.

   А теперь давайте вспомним пословицы о семье:

При солнышке тепло, а при матери добро.

Без корня и полынь не растёт.

Нет такого дружка, как родимая матушка

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь крепче каменных стен.

Птица рада весне, младенец – матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.

Бабушке один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

 Воспитатель. Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая, дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно, А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи на ладошке? Да, правильно, пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для «семейки» на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы «домик» был красивым, нарядным, уютным? Давайте постараемся, чтобы «домик» украшали все «члены семьи», пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке.                                  

Дети выполняют работу.

  Воспитатель предлагает детям подойти и рассмотреть домики – перчатки других детей,

интересуется, какие пальчики принимали

  участие в составлении узора. Друзья мои! Я очень рада, что

  ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг      

  другу и «домики» получились нарядные!

 

Модель занятия

«Мама, папа, ты и я называется семья»

Средняя группа

Программное содержание:

-  закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу;

-  воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью;

- прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

 Словарная работа: активизировать слова: любит, хвалит, помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, папочка, папулечка, мамулечка.

 Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов своей семьи; Совместная работа с родителями по составлению семейного альбома; чтение художественной литературы.

 Материал: домовёнок Кузя (кукла). Клубочки ниток, клей, бумага, кисточки. Альбом семьи ребёнка.

 Ход занятия.

   В группе на мольбертах портреты семьи. Кукла домовёнок Кузя.

   Домовёнок Кузя. Ребята, я заглянул к вам в группу, а у вас здесь очень много фотографий, рисунков. Это что? Выставка? Кто здесь изображен?

   Дети. Это наши родители, бабушки и дедушки?

   Домовёнок Кузя. Ребята, а кто такие родители? Расскажите мне, пожалуйста.

   Воспитатель. Хорошо! Послушай, Кузя, наших ребят!

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шёл.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!

Эти фотографии своих мам принесли ребята. Кто хочет рассказать  Кузе о своей маме.

Ответы детей. (Мою маму зовут… Она работает…. Дома она стирает, гладит, готовит, убирает, ухаживает за детьми, играет с детьми, водит в детский сад, читает книжки, гуляет…)

   Д/ игра «Какая твоя мама?».(Тактильные дощечки.)

   

Воспитатель. Кто не терпит безделья и скуки?

У кого умелые, сильные руки?

И, если кому-нибудь надо помочь,

То кто всегда поработать не прочь?

 Молодцы ребята. Правильно это папа. Ребята, какой у вас папа?

   Ответы детей. (Моего папу зовут…. Он работает… Дома он любит заниматься….)

   Д\игра «Наоборот» Твой папа слабый?  Нет, он сильный.

    (Ленивый, трусливый, он не заботится о тебе, злой, грустный.)                                              

Домовёнок Кузя. А это чьи добрые лица?

Дети. А это наши бабушки.

П\Игра«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

(Хлопают в ладоши.)

А у бабушки ладони все в морщинки собраны.

(Показывают руки ладонями вверх.)

А у бабушки ладони добрые-предобрые.

(Поглаживают ладони друг о друга.)

Всё работали ладони долгими годами

(Постукивают кулачком о ладони.)

Пахнут добрые ладони щами с пирогами.

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)

По кудрям тебя погладят добрые ладони.

(Имитируют поглаживание.)

И с любой печалью сладят тёплые ладони.

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

(Хлопают в ладоши)

Воспитатель. Разыгрывание этюдов. (Заболела бабушка. Разбилась тарелка. Дочка упала и разбила коленку )

Воспитатель. А это чьи же портреты?

                              Мне на всё мой дедушка

                              Может дать ответ.

                              И не стар мой дедушка,

                              Хоть и много лет!»

Д/игра «Кто я дедушке».

   Воспитатель. А это, Кузя, ребята вместе с мамами сделали альбомы своей семьи. Ребята, что такое семья? Кто хочет рассказать о своей семье? Дети по очереди берут свои семейные альбомы и рассказывают, кто изображён на фотографиях.

   Ответы детей. (Рассказы детей о своей семье.) Да, семья это самые дорогие и близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга, помогают, дарят друг другу не только подарки, но и тепло, нежность. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. Вы дружно живёте, вместе проводите выходные дни, отдыхаете, трудитесь.

  1. Кто на фотографии?
  2. Как зовут папу?
  3.  Как зовут маму?
  4. У тебя есть брат или сестра? Как его (её) зовут?
  5. Кто ещё живёт вместе с вами?
  6. Расскажи о маме, какая она?
  7. Что любит твоя мама?
  8. Как мама ласково называет тебя?
  9. А как ты зовёшь маму, папу?
  10. Как зовёт тебя папа?

   Воспитатель.           Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня,

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок, лопоухий - Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Кузя. Ребята, мне так грустно, что у меня нет семьи.

Воспитатель. Кузя ты не переживай, мы тебе поможем. Ребята, давайте для домовёнка сделаем маленьких домовят, чтобы ему не было скучно.

    Ребята садятся за стол и из ниток и бумаги делают домовят.

   

В заключении ребята дарят Кузе своих домовят. Кузя благодарит ребят.

Паспорт проекта

   

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО деятельности


Количество детей

24


Количество занятий в месяц

2



Продолжительность проекта

5 месяцев

Основные направления реализации проекта

Занятия, анкетирование, беседы, игры, изготовление альбомов о семье, изготовление герба, гимна семьи, семейного древа, рисование портретов мам, пап, дедушек, бабушек, изготовление подарков к праздникам, проведение праздников для родителей, драматизация сказок «Колобок – наоборот», «»Гуси – лебеди».

Предполагаемый результат

На основании  полученной  информации    у детей  будут достаточные знания о своей семье: о традициях семьи, о родственных связях

Продуктивность проектной деятельности


Аппликация

Рисунки детей

Анкета

   

                                                         Семья глазами ребёнка

  1. С кем ты живёшь?

  1. Тебе нравится проводить время дома?

  1. Твои родители часто разговаривают с тобой?

  1. Как они разговаривают – ласково или ругают?

  1. Тебе спокойно дома? Не страшно?

  1. Как ты думаешь, что больше всего любит делать твоя мама? Папа?
  2. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?

  1. Если ты сломаешь игрушку, мама поможет тебе её починить или будет ругаться? А папа?

  1. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился ты сразу пойдёшь и всё расскажешь маме или папе? Кому?

10.Что больше всего любишь делать в субботу, в воскресенье?

11. Что любят делать твои родители в субботу, воскресенье?

12. Часто ли вы все вместе куда-нибудь идёте или просто играете  

      в выходные дни?

13. Какой последний подарок сделали родители?

14. Когда ты вечером ложишься спать мама или папа целует тебя и желает спокойной ночи.

Давайте познакомимся!

Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.

  1.  Домашний адрес. Телефон.

  1.  Мама: имя, отчество, возраст, образование, место работы, рабочий телефон, кем работает, увлечения.

Папа: имя, отчество, возраст, образование, место работы, раб. телефон, кем работает, увлечения.

  1. Бабушка (имя отчество, где живёт, телефон…)

  1. Дедушка (Имя, отчество…..)

  1. Есть ли в семье другие дети, кто, возраст…

  1. Есть ли в семье животные….

  1. Как называют в семье ребёнка…

9. Просьбы, пожелания….

   

    10. На что, по вашему мнению, необходимо обратить внимание.

ПРОВЕРЬТЕ: «Что знает ваш ребёнок о Вас»

Вопросы про маму

(Проверяет папа)

  1. Какой у мамы цвет глаз?
  2. Назови цветы, которые любит мама.
  3. Какое время года ей нравиться больше всего и почему?
  4. Чем любит заниматься мама в свободное от работы и домашних дел время?
  5. Что создаёт твоей маме хорошее настроение?
  6. Что ценит в тебе твоя мама?

Вопросы про папу

(Проверяет мама)

  1. Какая профессия у твоего папы?
  2. Нравиться ли папе его работа?
  3. Какое у папы любимое занятие, увлечение?
  4. В каких случаях папа рад за тебя?
  5. Что ценит в тебе папа больше всего?
  6. В чём бы ты хотел быть похожим на своего папу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРоект "Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"

Рапсширять представления детей о семье через организациюразных видов деятельности....

Творческо - информационный, исследовательский проект " Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"

Обогатить отношения родителей и детей посредством совместной познавательно - творческой деятельности....

Проект «Семья – это семь Я».

Актуальность темы связана с тем, что мы, взрослые, должны помочь сформировать первые представления о семье совместно с родителями. Семья для ребёнка-дошкольника – первое и основное звено, которое связ...

Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"

Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Проект "Семья. Фольклор в семье"

В дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.Ребёнок должен осознавать себя членом семьи. Только семья является хранителем тради...

Проект "Семья". Воспитание у детей уважительного отношения к членам семьи и взрослому поколению в семье.

План работы с детьми по воспитанию уважительного отношения к членам семьи и старшему поколению. Роль матери и отца в семье. Роль бабушки и дедушки....