Удивительный эксперимент
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ковалева Оксана Семеновна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_eksperiment.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема:« Удивительный эксперимент»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Программное содержание: 1. Познакомить с понятиями «статическое электричество».

  1. Закрепить и расширить знания об электричестве.
  2. Формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы.
  3. Развивать речь, мышление, наблюдательность, любознательность.
  4. Активизировать словарь детей словами: статическое электричество.
  5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  6. Стимулировать самостоятельность и активность детей.
  7. Воспитывать  доброжелательное отношение, умение работать в парах.

Оборудование: Воздушный шарик, полотенце бумажное, шерстяной шарф, рисовые хлопья,

цветик-семицветик, бейджики с волшебными именами, предметные картинки, кроссворды, пазлы,

карточки с буквами, обруч, короны.

Ход:

  1. Получение письма от феечек клуба ВИНКС.(Дети стоят вокруг В.)

В. зачитывает приглашение в ШКОЛУ ВОЛШЕБСТВА.

    Дорогие Ребята!!!

 Мы - феи клуба WINX приглашаем Вас в ШКОЛУ ВОЛШЕБСТВА. Там вы увидите удивительные эксперименты. Для этого вы должны стать настоящими волшебниками.

  1. Превращение в феечек ВИНКС с помощью цветика-семицветика.

В. предлагает девочкам оторвать один лепесток цветика, чтобы превратиться в фею ВИНКС.

Затем новая фея выбирает себе мальчика-Специалиста клуба ВИНКС, они получают бейджики с новыми именами и садятся за столы по парам.

- Вы должны  доказать всем, что можете быть настоящими волшебниками. Для этого Вам придется пройти несколько испытаний.

  1. Испытание № 1 «Ясновидящие»

- Все волшебники обладают даром ясновидения. Я предлагаю проверить Вас по картинкам, которые лежат у меня на столе. Ваша задача — угадать, что на них изображено. А помогут нам в этом — загадки.

 Удивительный Обжора

 Проглотил он кучу сора.

 Сам наелся до отвала

 И квартира чище стала. (Пылесос)

 Вы Рубашки-замарашки

 После стирки, без поглажки.

 Ох, нагрею свой живот

 Переглажу весь Народ. (Утюг)

 Стоит на кухне белый дом.

 Ох, и холодно же в нём.

 В каждой комнате  -   продукты,

 Яйца, овощи и фрукты.   (Холодильник)  

 У горящего Цветка

 Три хрустальных лепестка.

 Перевёрнутый Цветок

 Освещает потолок.    (Люстра.)

 Сушит ветер-суховей

 кудри мамочки моей.    (Фен)

 Попало наше тесто

 В горячее место.

 Попало - не пропало,

 Румяной булкой стало.  (Печь)

 Что за чудо, что за ящик?

 Сам-певец и сам рассказчик,

 И к тому же заодно

 Демонстрирует кино.   (телевизор)

 Эта прачка-автомат

нам стирает все подряд.  (стиральная машина)

  1. Беседа о бытовых предметах.

- Что общего у этих предметов?

- Как можно назвать эти предметы одним словом?

- С помощью чего работает эта бытовая техника?

 Кто по проводам

 В дом приходит к нам?

 К дальним селам, городам

 Кто идёт по проводам?

 Светлое величество! Это..?  (Электричество)

  1. Словесная игра «Зачем»

-Зачем в окружающем мире необходимо электричество?

  1. Демонстрация опыта В.

-В своем приглашении феечки клуба ВИНКС обещали, что в ШКОЛЕ ВОЛШЕБСТВА  вы увидите удивительные эксперименты. Я покажу Вам первый эксперимент, который называется «Танцующие хлопья». А поможет нам в этом опыте — статическое электричество. Электричество называют статическим, когда отсутствует ток. Оно образуется за счет трения предметов.

- Вы все, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу Вам, как они  умеют прыгать и танцевать.

В.  приглашает двух помощников.

Нам понадобятся:

 - бумажное полотенце

 - 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев

 - воздушный шарик

 - шерстяной свитер

 Подготовка:

 1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

 2. Высыпьте на полотенце хлопья.

 Начинаем научное волшебство!

 3. Надуйте шарик и завяжите его.

 4. Потрите шарик о шерстяной свитер.

 5. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.

 

 Результат:

  6.Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

- Чтобы понять, что происходит с хлопьями Вы должны познакомиться с новыми словами и их значениями.

  1. Испытание №2 « Практическая Магия»

В. предлагает найти зашифрованное слово в кроссворде.

 

1) Школа для фей клуба ВИНКС

2) Злобная ведьмочка.

3) Волшебный инструмент феи.

4) Фея музыки из клуба ВИНКС

         АЛФЕЯ

      СТОРМИ

 ПАЛОЧКА

        МУЗА

  1. Испытание № 3 «Изготовление Модели Атома»

Объяснение эксперимента В.

- Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов - отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным.

В. приглашает 4 волшебников для следующего испытания «Изготовление Атома».

Двум феечкам одевает на голову корону со знаком «+» - это будут протоны.

Двум специалистам одевает на голову корону со знаком «-» - это будут электроны.

Все частички находятся в атоме (дети находятся в обруче) и двигаются там.

В. показывает модель атома шерсти, а дети изготавливают модель атома хлопьев.

-Но есть объекты, - например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.

 Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.

  1. Словесная игра «Собери словечко»

В. раздает детям карточки с буквами и предлагает встать в ряд так, чтобы получилось слово «АТОМ»

  1. Физкультминутка.

      В понедельник я купался, (изображаем плавание)

 А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

 В среду долго умывался, («умываемся»)

 А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

 В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

 Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

 А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

 Целый день я отдыхал.

  1. Испытание № 4 «Управление предметами»

- Теперь Вы знаете, что такое атом, электрон и протон, как с их помощью можно создать статическое электричество. И следующее Ваше испытание — показать, что настоящие волшебники умеют управлять предметами. Следующий удивительный эксперимент вы проведете сами.

(Самостоятельная работа в парах)

- Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Давайте проведем опыт под названием «Сортировка»

 Нам понадобятся:

 - бумажное полотенце

 - 1 чайная ложка (5 мл) соли

 - 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца

 - ложка

 - воздушный шарик

 - шерстяной шарф

Подготовка:

 

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

 2. Насыпьте на него соль и перец.

 Начинаем научное волшебство!

 3. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Попробуйте отделить соль от перца.

 4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.

 5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат:

 6. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

 Объяснение В.:

- Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

 Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

  1. Испытание №5 «Защита от темных сил»

- Вы ребята молодцы! Всем доказали, что можете быть настоящими волшебниками.

Но мы с Вами совершенно забыли о тех кто всегда вредит добрым феечкам. Кто же это?

Чтобы защититься от темных сил и вернуться в группу, мы должны выполнить еще одно задание, собрать фоторобот злой ведьмы.

Дети собирают пазлы и угадывают кто изображен на картинке.

  1. Волшебное возвращение в группу и подведение итогов..

  1. Награждение грамотами ШКОЛЫ ВОЛШЕБСТВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс для педагогов ДОУ "этот удивительный эксперимент"

Данный конкурс позволил педагогом нашего ДОУ показать свою компетентность в области экспериментирования. Здесь представлены положение о проведении конкурса, критерии оценки и задания выполняемые педаг...

В копилку педагогам.Консультации для родителей "Лаборатория дома. Этот удивительный эксперимент"

Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок....

Познавательно-исследовательский проект «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» в средней группе

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми и родителями среднего дошкольного возраста.Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей среднего дошкол...

РАЙОННЫЙ КОНКУРС "ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ" СОД "ТАИНСТВЕННЫЙ ВОЗДУХ" (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), ВОСПИТАТЕЛЬ КРЫЛОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Цель: создать условия для детского экспериментирования, направленного на выявление скрытых свойств воздуха.Задачи:Продолжать способствовать развитию умения читать (понимать) схемы. Обеспечивать закреп...