Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Зубкова Марина Владимировна

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individulnaya_programma_korrekciya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного

и младшего школьного возраста прогимназия № 2

Советского района Волгограда

Программа

коррекционно-развивающей работы c воспитанником

старшего дошкольного возраста

на развитие познавательных процессов

«Знайкина страна»

Автор-составитель:

педагог-психолог

Зубкова Марина Владимировна

Волгоград, 2013


Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов.

Вид программы: – коррекционно-развивающая.

Описание участников программы: программа предназначена для воспитанника старшего дошкольного возраста, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез), в развитии способности к аналогическому мышлению, в  развитии логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, в  развитии мелкой моторики рук.

Цель программы: развить познавательные процессы.

Задачи программы:

 1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.

 2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.

 3. Развития коммуникативных навыков.

 4. Обучение математическим способностям.

 5.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

 6. Повышение самооценки.

Основания для программы: при разработке программы были использованы отдельные элементы из программы Саниной Т.А. «Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет» и другие источники, представленные в списке литературы. Предложенные авторами упражнения и приемы были мной переработаны и скомпонованы в соответствии с целями программы в целом и отдельных занятий в частности, а затем дополнены упражнениями, разработанными мной в процессе реализации программы.

Наполняемость детей в группе 1человек.

Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 30 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.

В конце каждого занятия проводится рефлексия  по поводу того, какое впечатление осталось у воспитанника от занятия.

Это развивает у него умение выражать свое отношение к происходящему, а психологу оценить эффективность и при необходимости вносить коррективы в последующие занятия.

Пояснительная записка

На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на те слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей.

Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Воспитанник с низкими показателями не может в полном объеме усвоить программу. Не может нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в прогимназии и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке воспитанника к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержке воспитаннику, является одной из самых важных задач, которые психологу приходиться решать в прогимназии. Для ее решения мной была разработана программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»

        

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы.

Занятия проходят в кабинете психолога. Необходимо место для подвижных игр.

Раздаточный материал для воспитанника.

Необходимое оборудование: рабочая тетрадь; краски и кисточки, цветные карандаши, пазлы, музыкальное сопровождение, стимульный материал (картинки с изображениями части суток), сюжет из картинок.

Методы и приемы: коррекционно-развивающие занятия включают в себя элементы сказкотерапии, упражнения на релаксацию и дыхание, приемы арт-терапии (свободное и тематическое рисование), рефлексию.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

- Повышение самооценки.

- Возрастающий интерес к выполнению  заданий.

- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.

- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.

- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.

- Повышение уровня развития познавательных процессов.

Методы оценки:

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).

На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).

Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).

Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.

Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой  моторики. Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.

Тематическое планирование.

Цель занятия

Разминка

Упражнение

1

Упражнение 2

Упражнение

3

Упражнение

4

Заключение

Время

Занятие 1

Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных представлений и  формы,  речи, мелкой моторики рук

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание к предстоящему занятию.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Доска


Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений.


Собери картинку.


Цель: развитие целостного восприятия.


Круги.


Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук.

Утро и день, вечер и ночь.


Цель: развитие временных представлений


Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 2

Развитие логического мышления,  пространственных представлений, целостного восприятия, временных преставлений, цвета  и формы, речи, мелкой моторики рук

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания


Метод: пальчиковая гимнастика.

Морковь на грядке.


Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений.

Собери картинку.


Цель: развитие целостного восприятия.

Круги и квадраты.


Цель: развитие восприятия цвета и формы, развитие мелкой моторики рук

День и ночь.


Цель: развитие временных представлений.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 3

Развитие мышления, способности к классификации, навыка прямого счета, временных представлений, целостного восприятия, а также восприятия формы и цвета, речи, мелкой моторики рук

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие бодрого, активного звука.


Метод:

пальчиковая гимнастика

Фрукты и круги.


Цель: развитие логического мышления, способности к классификации, навыка прямого счета.

Собери картинку.


Цель: развитие целостного восприятия.

Коврики и треугольники.


Цель: развитие восприятия формы, цвета, мелкой моторики рук.

Четыре времени года.


Цель: развитие мышления, временных представлений, речи.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 4

Развитие восприятия формы, логического мышления, способности к классификации, обобщению, логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок, памяти, мелкой моторики рук.

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Овощи и фрукты.


Цель: развитие логического мышления, способности к классификации и обобщению, мелкой моторики рук.


Два козлика на мостике.


Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Прямоугольники.


Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук.

Запоминалки.


Цель: развитие памяти, мелкой моторики рук.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 5

Развитие мышления, целостного восприятия, временных представлений, формы, речи, мелкой моторики рук.

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Находим и обводим.


Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению, восприятие формы, мелкой моторики рук.

Собери картинку.


Цель: развитие целостного восприятия.

Овалы


Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук.

Утро и день, вечер и ночь.


Цель: развитие временных представлений.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 6

Развитие восприятия формы и цвета, мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, временных представлений, мелкой моторики рук.

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Что во что превратится?


Цель: развитие мышления.


Лягушка и цапля.


Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Геометрические фигуры.


Цель: развитие восприятия формы и цвета, мелкой моторики рук.

Четыре времени года.


Цель: развитие мышления, временных представлений, речи.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 7

Развитие мышления, восприятия формы, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации, внимания, мелкой моторики рук.

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Находим и обводим.


Цель: развитие мышления, восприятие формы, мелкой моторики рук.


Спасение птенчика.


Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Раскраска.


Цель: развитие мелкой моторики.


Рядки.


Цель: развитие внимания.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 8

Развитие пространственных преставлений, логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации и обобщению, временных представлений

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Стрелочки.


Цель: развитие пространственных представлений, восприятия цвета.

По лестнице ледяжке.


Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Четвертый лишний.


Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению.

Утро и ночь.


Цель: развитие временных представлений.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 9

Развитие пространственных представлений, целостного восприятия, мышления, мелкой моторики рук, речи.

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания, плавного, напевного звука, развитие широкого дыхания.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Зверята.


Цель: развитие пространственных представлений.

Собери картинку.


Цель: развитие целостного восприятия.

Коврики.


Цель: развитие мышления.

Дорожки.


Цель: развитие мелкой моторики рук.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 10

Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи.

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие лёгкого звука.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Найди то, что не подходит.


Цель: развитие мышления.


Фигуры.


Цель: развитие внимания, восприятия цвета..

Коврик.


Цель: развитие мелкой моторики

«Запоминалки – слова».


Цель: развитие памяти.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Занятие 11

Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи

Приветствие


Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания.


Метод: пальчиковая гимнастика.

Аппликация из ватных шариков.

«Цыплята»


Цель:  развитие мелкой моторики, умения действовать в соответствии с инструкцией, помочь детям поверить в собственные силы

«Мишуткины покупки»


Цель: развитие творческого воображения.

«Как это можно использовать»


Цель:  развитие творческого воображения.

«Сказочный ералаш»


Цель: развитие творческого воображения.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

30 мин

Итого

5 часов 30 мин

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

 Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.

 Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? : книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.

 Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.

 Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.

 Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.

 Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.

 Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.

 Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.

 Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по использованию сказкотерапии в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Несказочные превращения»

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время,  она может выступать инструментом воздействия на эмоциональн...

«Каплетерапия» в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста (Мастер-класс).

ознакомление педагогов с арт-терапевтической технологией «Каплетерапия»....

«Каплетерапия» в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста (Мастер-класс), презентация

ознакомление педагогов с арт-терапевтической технологией «Каплетерапия»....

Методическое пособие по использованию кинезиологических комплексов в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Пособие предназначено для использования воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «В мире профессий»

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию«В мире профессий»...