Музыкально - литературная композиция "Подари себе храм"
презентация к уроку (подготовительная группа)

 

Цель -  развитие нравственных качеств личности ребенка.

Задачи:

  • формировать и воспитывать у детей чувство любви к Родине, духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
    • воспитывать основы музыкальной  культуры в единстве всех её важнейших компонентов: приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
    • развивать песенное, танцевальное, музыкально-игровое и импровизационно-мелодическое творчество детей;
    • способствовать формированию духовно – нравственных качеств через художественное слово и сказку, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 67

МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты»

«Храмы России»

(музыкально – литературная композиция

 для детей подготовительной группы)

Подготовила:

музыкальный руководитель

Олейникова Наталья Александровна

Апатиты

2012г.

Цель -  развитие нравственных качеств личности ребенка.

Задачи:

  • формировать и воспитывать у детей чувство любви к Родине, духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
  • воспитывать основы музыкальной  культуры в единстве всех её важнейших компонентов: приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
  • развивать песенное, танцевальное, музыкально-игровое и импровизационно-мелодическое творчество детей;
  • способствовать формированию духовно – нравственных качеств через художественное слово и сказку, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Ведущий:                У каждого человека есть земля, на которой он живёт, мама, которая дала ему жизнь и каждому человеку нужны хлеб, одежда, дом. Родина – это дом, в котором мы живём, это место, где мы родились и выросли. Свою Родину мы ласково называем «матушкой» и мы все хотим, чтобы наша Россия – матушка была самая красивая, самая прекрасная.

(слайд 1) »Русские берёзы», песня «Шум берёз» муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева в исполнении Д.Хворостовского.

1 – ребёнок:                 Россия, как из песни слово,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки

Раздолье – русская душа.

2 – й ребёнок:                Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Ведущий:                        Что мы Родиной зовём?

3- й ребёнок:                Дом, где мы с тобой живём,

                                Поле с тонким колоском,

                                И берёзки, вдоль которых

                                Каждый день мы все идём.

Ведущий:                Россия… Родина.…Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, наш детский сад, наша семья, наши друзья - это все то, что нас окружает. Россия!  Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился, где промчалось его детство и сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит свою семью, друзей, свою малую Родину.

(слайд 2) «Мой город», песня «Апатиты – город света» в исполнении детей подготовительной группы, музыка и слова И.Новицкой.

4 – й ребёнок:                Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

                                                                (П. Синявский)

Вед:                                Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей

(слайд )        «Храмы России», песня «Мой храм» музыка и слова О.Газманова, в исполнении детской вокальной группы «Непоседы».

 Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. Слово храм означает «здание», «дом», поэтому храм часто называют церковью. Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Бывает, придешь туда с тяжестью на сердце, а уходишь примиренным, утешенным, успокоенным. Почему так? Потому, что в храме сам Бог невидимо присутствует. В храме совершаются главные события жизненного пути человека: крещение, исповедь, венчание. С древних времен все самое лучшее, красивое посвящалось людьми Богу. Люди не жалели труда, сил, строя храмы, занимаясь иконописью, росписью храмовых стен, создавая храмовые песнопения.

(слайд 4) «Совет превечный» в исполнении Хора духовенства Санкт – Петербургской Митрополии.

 Поэтому и строится храм так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому назначению. Посмотрите, какие они особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и каждому русскому человеку! Жизнь русского человека без храма и представить себе невозможно!  Невозможно представить себе и наш город без храма. Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к богу молитвы, совершаются таинства. Ради этого общения с Господом люди приходят сюда.

5 – й ребёнок:                Вот я за карандаш берусь,

И думаю о том, что рисовать  хочу я Русь

На этом вот листе большом.

Святую Русь, которой след

Не смыт потоком грозных бед.

В чем Русь моя заключена? –

Да в храмах молится она!                («Русь святая», В. Афанасьев)

Ведущий:         А чтобы подчеркнуть величественность храма, его всегда возводили на холме. Рядом с храмом строили колокольню. С древних времен колокола на Руси неизменно сообщали людям о важных событиях, созывали людей на праздники и торжества, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи. Слышит эти звуки человек, и отзывается его душа на них, даже если раньше была погружена в глубокий сон.

6 – й ребёнок:        Светлым облаком сияет 
На горе воздушный храм - 
Точно с озера взлетает 
Белый лебедь к небесам. 

Там, меж сосен изумрудных, 
Блещет озера хрусталь. 
Как молитва, в звуках чудных, 
Звон церковный льется вдаль...        («Храм», В. Шамонин)

(слайд 5) «Колокола»

«Звоны северные» (праздничный), в исполнении В. Петровского

Ведущий:                        В самом начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых Ангелов. Слово «Ангел» означает «вестник». Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела Хранителя, который всю земную жизнь оберегает этого человека от всякого зла, помогает ему делать добро и удерживает от грехов. Наши ангелы, с самого рождения, всегда с нами, они видят всё, что мы делаем и думаем.

7 – й ребёнок:        Если прислушаться к музыке сердца, 
И на мгновенье забыть о делах, 
Ты, приоткрыв бесконечности дверцу, 
Ангела света узришь в небесах.

Светлые кудри спадают на плечи 
А за спиной два огромных крыла, 
Это твой ангел явился на встречу, 
Он не покинет тебя никогда.

Всю твою жизнь он находится рядом, 
Шепчет подсказки на трудном пути. 
Ангелу жизни не нужно награды, 
Скверные мысли оставь позади…

(слайд 6) «Ангелы»

Песня «Ангел летит», музыка Е.Зарицкой, слова И.Шевчука в исполнении детской группы «Непоседы».

Ведущий:                Никогда ангел Хранитель не покинет вас, если в вашей душе царит мир, покой и согласие, а в вашем сердце живёт любовь: к Родине, отчему дому, семье, друзьям, детскому саду.

8 – й ребёнок:        Дом, где все окна распахнуты в детство.

        Я любуюсь тобой, не могу наглядеться.

        Мне милее и краше всех зданий на свете –

        Дом, в котором с утра собираются дети.

        Поселились здесь сказки, звучит звонкий смех.

         Внимания и ласки хватает на всех.

        Стал он домом родным для детей – дошколят.

        Неразлучны мы с ним – это наш детский сад!

9– й ребёнок:                Надежды и друзья - в нём все мечты!

        Которых любим мы, которым верим.

        Частицу сердца и души отмерим.

        И очень счастливы в том мире мы!

Ведущий:                        Сказка по лесу идёт - сказку за руку ведёт.

                                Из  реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот!

                                Это что за хоровод? Это сказок хоровод!                

                                Сказка - умница и прелесть, сказка рядышком живёт!

(слайд 7) «Маша и Медведь», музыка В.Богатырёва.

Музыкальная сказка «Маша и Медведь»

(автор текста О. Емельянова, обработка Н. Олейниковой)

Действующие лица:

Машенька
Медведь
Дед
Бабка
Подружки
Собака

Справа деревенский дом, слева дом Медведя, посредине несколько деревьев

Под музыку в зал заходят дед с бабкой, проходят к своему дому, садятся за стол.

Звучит музыка, заходят подружки Машеньки стучатся к ней дом, рассаживаются на скамейки.

Русская народная песня «Бабушка, испеки оладушки».

1 Подружка

Машенька, скорей вставай,
Все грибы не прозевай.
Петухи зарю пропели.
Хватит нежиться в постели!

Бабка выглядывает из окна.

Бабка

Не шуми! Проснётся, ведь.
Там в лесу живет медведь.
Не дай бог, он вас поймает,
Подерет иль заломает.
И себе я не прощу,
Коли внучку в лес пущу!

Из дома выходит Машенька с корзинкой. Вслед за ней выходит Бабка и начинает отбирать корзинку.

Машенька

Бабушка, ну отпусти!

2 подружка

Нам давно пора идти.
Солнце вон как высоко,
А до леса далеко.

3 подружка


Наберем мы землянички,
Говорят, пошли лисички,
Подберезовики в ряд
Возле просеки стоят...

Машенька

Бабушка, ну отпусти!

Из окна выглядывает зевающий Дед.

Дед

Ладно, можете идти.
Бабка, хватит воеводить!
Там давно медведь не бродит,
Вот уже как третий год.
Застрелил его Федот.

Бабка

Хорошо бы коли так,
Но Федот твой врать мастак!
Он во вторник утром рано
Про козу твердил с баяном,
Ну а вечером в четверг
Сам же все и опроверг.

Машенька

Бабушка, ну отпусти!

Бабка

Ладно, внученька, иди.
Только засветло вернись
Да в лесу не заблудись.

Дед с Бабкой уходят в дом, а Машенька с подружками  медленно идут к лесу.

«Хоровод»,  на тему русской народной песни «Травушка – муравушка», обработка Б. Страннолюбского.

Вдруг Машенька бежит вперед и наклоняется возле дерева.

Машенька

Ой, смотри, я гриб нашла!

Машенька показывает подружкам гриб и кладет в корзину. Подружки догоняют Машеньку.

1 Подружка

Ты куда одна пошла?
Далеко не уходи.

Машенька

Вон еще гриб впереди!

 Машенька

Вот свинушки, вот опята,
Вот лисички, вот лисята.
Ой, а сколько земляники,
И калины, и брусники!
Чтоб не гнуть напрасно спину,
Десять в рот - одну в корзину!

Русская народная песня «Пошла Маша во лесок»,  на проигрыш Маша идёт в глубь леса.

Подружки:

Машенька, ты где? Ау!
Очень страшно нам в лесу.
Где ты, Машенька, вернись,
Ну, ау! Ну, отзовись!

Подружки прислушиваются, Машенька не отвечает.

2  Подружка

Видно, Маша заплутала.
Ну и мы совсем устали.
Начало уже смеркаться,
И пора нам  возвращаться.

Подружки идут  к деревне, и скрываются за декорациями. С другой стороны леса рядом с медвежьей избушкой появляется Машенька с полным лукошком ягод.

Машенька
Где же вы, мои подружки?
Ой! А тут стоит избушка!
Если кто-то здесь живет,
Он домой нас отведет.

Машенька подходит к избушке и стучится в дверь. Ей открывает Медведь.

Медведь

Коль пришла, так заходи
Да порядок наводи.
Будешь ты топить мне печь,
Пироги с малиной печь,
Оставайся насовсем,
А не то тебя я съем!

Машенька (плача)

Как же я останусь тут?
Ведь меня дед с бабкой ждут.
Плачет бабка, плачет дед,
Кто же сварит им обед?

Медведь

Ты со мной живи в лесу,
Я обед им отнесу.
Мне в хозяйстве ты нужней.
Утро ночи мудреней!

Машенька и Медведь уходят в избу. Совсем стемнело. Из деревенского дома выходят Бабка и Дед с фонарем и направляются к опушке.

Бабка (причитая)

Говорила: "Не ходи",
А ты все: "Иди, иди!"
Сердце чуяло мое.
Где искать теперь ее?

Дед

Я-то что, али забыла,
Что сама ее пустила?!
Кто же знал, что дотемна
Не вернется к нам она.

Бабка

Внученька, ау! Ответь!
Может, съел тебя медведь?

Из-за деревьев навстречу Бабке с Дедом выходит Медведь.

Медведь

Ну-ка хватит здесь орать!
Вы мешаете мне спать.

Медведь угрожающе поднимает лапы и ревет. Бабка с Дедом бросаются бежать.

Дед и Бабка (хором)

Ой, спасите! Караул!

Медведь снова возвращается в свою избу, рассуждая по дороге.

Медведь

Нечего ходить в мой лес.
Ладно, я на печь полез.

Медведь уходит в дом. Вскоре раздается крик петуха и наступает утро. Из избушки выходит Машенька с большим коробом. Тут же из дома выбегает Медведь.

Медведь

Ишь, какая! Ты куда?

Что ещё  там у тебя?

Машенька

Еда!
Испекла я пирожки,
Будут рады старики.
Здесь с черникой и с малиной.

Машенька показывает на короб.

Медведь

Может, план твой и хорош,
Да меня не проведешь!
Нет умней меня в лесу,
Сам я короб отнесу.

Машенька

Отнеси, но я в тревоге,
Что ты съешь все по дороге.
Короб ты не открывай,
Пирожков не вынимай.
Я залезу на сосну!

Медведь

Да не лазь, не обману!

Машенька

А чтоб я сварила кашу,
Дров неси мне!

Медведь

Ладно, Маша!
Наломать для печки дров
Твой Медведь всегда готов!

Медведь скрывается в лесу, а Маша залезает в короб. Через некоторое время возвращается Медведь с дровами, заносит их в дом, выходит, взваливает короб на спину и медленно идет к деревне.

Медведь (поет)

Косолапый я Медведь,
Песни я умею петь.
Конкурентов не люблю,
Всем на ухо наступлю!

Перед лесом Медведь останавливается.

Медведь

Я присяду на пенек,
Съем один лишь пирожок!

Из короба выглядывает Машенька.

Машенька

Очень высоко сижу,
Очень далеко гляжу.
Не садись ты на пенек
И не ешь мой пирожок.
Деду с бабушкой неси.
По пути не растряси!

Медведь вздыхает и идет дальше.

Медведь

Вот глазастая какая,
Там сидит, а я таскаю!

Медведь выходит на опушку перед деревней, останавливается и оглядывается.

Медведь

Вот как сяду на пенек,
Съем с черникой пирожок.

Машенька выглядывает из короба.

Машенька

Очень высоко сижу,
Очень далеко гляжу.
Не садись ты на пенек,
И не ешь мой пирожок.
Деду с бабушкой неси.
По пути не растряси!

Медведь вздыхает и идет к деревне.

Медведь

Это где ж она сидит,
Что так далеко глядит?!

Медведь подходит к избушке и стучится в дверь.

Медведь

Эй, дед с бабкой, открывайте,
Да гостинец принимайте.
Машенька вам шлет привет!

Дед выглядывает в окно.

Дед

Уходи, нас дома нет!

Из-за дома выбегает собака и с лаем бросается на Медведя. Медведь бросает короб и убегает в лес. Собака за ним. Из дома выходят бабка с дедом. Из леса возвращается собака. Бабка ее гладит.

Бабка

Ах, какой хороший пес!

Дед

Что же нам медведь принес?

Короб открывается. Из него выглядывает Маша.

Бабка

Маша, внучка! Ты ли это?

Бабка обнимает Машеньку.

Дед

Ай – да, Маша! Молодец

Все:

Тут и сказочке конец!

Ведущий:                        Дети из ладошек солнышко сложили,

                                Чтобы непременно люди все дружили.

                                Чтобы это солнце для людей сияло.

                                В каждое оконце в гости забегало.

                                Так чего ж нам стоит переплавить пушки?

                                Прекратить все войны, накупить игрушки!

                                Солнце из ладошек лучше всех на свете!

                                Посмотрите, люди – это наши дети!!!                («Счастливое детство», О.Маслова)

(слайд 8) «Счастливое детство», песня «Давайте будем счастливыми», музыка и слова Любаши, в исполнении группы «Барбарики»

Музыкально – ритмическая композиция «Светит солнышко для всех», музыка и слова А.Ермолова

Список использованной литературы:

1. «Пойди туда, не знаю куда», осенние праздники на основе фольклора, И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, Издательство «Композитор Санкт-Петербург», 2005г.

2. «Как у наших у ворот…», русские народные песни в детском саду, И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений, Издательство «Композитор Санкт-Петербург», 2003г.

3. «Музыкальная палитра» № 4, 2004г., учебно-методический журнал для музыкальных руководителей ДОУ, ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра».

4. «Музыкальный руководитель» № 5,  2010г.,  иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

5. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, учебно-методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей по ознакомлению детей с русским народным творчеством, Апатиты 1999г.

6. www.solnet@ee.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...

«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)

laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...


 

Комментарии

Рыбак Евгения Владимировна

Наталья! Интересно! И очень хорошо, что материал грамотно оформлен (есть список литературы).