Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Федько Жанна Валерьевна

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вашему вниманию предлагается   Долгосрочный исследовательско-творческий проект на тему

«Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Проблема. Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Поэтому разработанный нами проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения» в настоящее время актуален.

Его Актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность,более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии в коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений, развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями зрения мелкой моторики, тактильной чувствительности, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.

Активными участники проекта являются дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, родители воспитанников групп.

Из направления работы, а именно:

  1. Диагностико-коррекционного и Профилактического

Вытекает цель данного проекта. Это развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями зрения.

Задачи проекта

  1. обеспечение  психологического  благополучия  и  здоровья  детей, безопасности  при  работе  с песком;
  2. обогащать  представления  детей  о  разнообразных  качествах  песка (сыпучий, лёгкий), способах  действия  с  ним   в  зависимости  от  состояния (сухой, мокрый); формирование  предпосылок  поисковой  деятельности, интереса  к  экспериментированию;
  3. пробуждать  познавательную  активность  детей, расширять коммуникативные навыки, развивать  осязательно-перцептивные действия, мелкую моторику рук;
  4. развивать  творческое  воображение  и  творческие способности.

Учитывая региональный компонент, родители становятся непосредственными участниками данного проекта, так как в летний период происходит оздоровление детей на песках нашего теплого морского побережья.

Считаю приоритетной целью в своей работе пескотерапией - эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности.

Срок реализации проекта: 1 год

 Педагогический мониторинг включает в себя два направления:

  1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук и осязания у детей с нарушениями зрения.
  2. Исследование познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Данные, полученные в ходе диагностики, заносятся в таблицы. Обследование познавательной сферы и состояния ручного праксиса осуществляется с использованием методик в соответствии с ФГТ  мониторинга образовательной деятельности по программе «От рождения до школы». Эти методики были дополнены и адаптированы с учетом особенностей детей с нарушениями зрения.

В качестве песочной терапии используем следующее оборудование

1. Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном зеленого цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.

2. Центр воды и песка.

3. Чистый, просеянный песок.

 4.  «Коллекция» миниатюрных фигурок

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы»,  релаксационную и классическую  музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

В завершении проекта планируется:

  1. Коллективная постройка детьми Песочной страны в песочнице на участке.

В летний период будет использоваться разноцветный песок, изготовленный по методике Эдварда де Боно, который поможет больше мотивировать детей к деятельности, проявлять яркие положительные эмоции.

     

2.Показ Мастер-класса для родителей «Игры с песком дома»

Мы не только используем песочный модуль и аквамодуль. В дальнейшем готовится проект по использованию воды как здоровьесберегающего компонента с учетом региональной направленности.

                                Используемая литература

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Как помочь «особому»     ребенку. – Спб., 1998.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.

3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

4. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

5. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.

6. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007.

7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.

8. Шиманская А.  Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.:  Речь, 2010.

9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

в работе раскрыты основные направления и принципы работы с детьми с нарушением зрения в рамках дефектологического сопровождения в ДОУ комбинированного вида; даны характеристики зрительных нагрузок для...

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

"Зрительная гимнастика как компонент коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения зрения"

Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система зрительной гимнастики – это комплексы упражнений для глаз различно...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»

С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...