« Почему важно учить ребёнка играть?»
консультация (средняя группа) по теме

В консультации раскрыта роль игры в жизни ребёнка. Консультация рекомендована для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_igra_sad.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей « Почему важно учить ребёнка играть?»

   Как происходит становление личности ребёнка, каковы основы развития и формирования неповторимости каждого человека, его социализации?  Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять уважение к ним.

    Социализация - процесс вхождения и адаптации в новую социальную ситуацию, составляет основу психического развития и становление личности. Идентификация является основным механизмом социализации, т.е. личность себя отождествляет с носителями определенных социальных ролей. Обретение человеком осознанных убеждений и ценностных ориентации определяет его социальную роль. Формирование ролевых образов и представлений идёт в процессе непосредственного восприятия носителя социальной роли и общения с ним.

     У каждого из нас есть воспоминания детства, и, конечно, многие из них связаны с играми. И именно в игре ребенок входит в социальный мир, учится понимать другого, отзываться на его эмоциональное состояние, усваивает ценности, нормы, правила.              

Родители и даже педагоги, недооценивают, иногда не  знают и не понимают значение игры для социализации детей. А ведь именно  через игру, как самую доступную и эффективную деятельность,  дошкольник  входит в мир других людей. Он усваивает нормы и правила, установки, принятые в обществе, чтобы быть принятым и понятым в нём.  

    Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками.   Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления и произвольной регуляции деятельности. Главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником. Более того, по играм  можно судить об атмосфере, царящей вокруг ребёнка.

    В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.).  Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре нуждается в опоре, поэтому одна вещь заменяет другую (например, палочка заменяет ложку) для осуществления действия.

    Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

   Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Но это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

    Невозможно  переоценить значение игры для растущей личности. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит .

     Итак, в игре и благодаря игре развиваются все психические функции, механизмы интеллектуальной деятельности, поведение ребёнка становится произвольным,  общение между детьми в процессе игры способствует умению договариваться друг с другом, что ведёт к развитию коммуникации, и реальным взаимоотношениям. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на одном  из них, в дошкольном  возрасте игра выступает ведущим видом всей деятельности. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к мотивационно - потребностной сфере ребенка. Именно в игре,  а ни в другой деятельности, вхождение в жизнь взрослых эмоционально наполнено, выделены общественные  функции и смысл человеческой деятельности. Игра является эффективным средством формирования морально-волевых качеств и всей личности дошкольника в целом, в ней реализуется потребность воздействия человека на мир.       Именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, и  с первых лет жизни ребенок не просто копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения.

     Отечественный педагог В.А. Сухомлинский дал яркое определение игры, он писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

    Очень важно учитывать  стремление  детей к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру. Дети в игре переживают самые разнообразные чувства и эмоции, однако, основные из них – радость, удовольствие. Это мощный фактор, усиливающий воспитательное воздействие игры. Использование игры как средства воспитания предполагает активное руководство со стороны взрослых, создание условий. Приёмы  руководства зависят от вида игр, однако общим условием руководства является его направленность на развитие игры и на воспитание личности ребёнка в игре при сохранении свободы, самостоятельности и самоорганизации детей. Важно, чтобы процесс игры был окружающими взрослыми педагогически правильно организованным, направленным на положительное восприятие себя и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Почему важно учить ребёнка играть?»

В консультации раскрыта роль игры в жизни ребёнка. Предназначена для родителей и педагогов....

Консультация для родителей: «Почему важно учить ребёнка играть в шахматы».

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успе...

«Почему важно учить ребёнка играть в шахматы»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста...

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?...

Консультация для родителей «Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?»

Почему же загадкам отводится такое огромное значение? Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значени...