Театрализованная деятельность в экологическом воспитании детей
материал (средняя группа) по теме

Влияние театрализованной деятельности на развитие детей. Также здесь описывается связь театра и экологии. Кратко говорится об экологических сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Велико значение театрализованной  игры речевого развития (совершенствование диалога, монолога, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театр, со слов С.В. Образцова – «Средство воспитания человеческих душ». Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно игровые моменты дает возможность ребенку естественно, с удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. В результате наблюдения за детьми я сделала вывод, что дети испытывают трудности в своих отношениях со сверстниками и взрослыми. В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения друг к другу. Я заметила, что наибольший интерес у моих воспитанников вызывает театрализованная игра, поэтому перед собой поставила цель: через театрально – игровую деятельность помочь детям сформировать навыки общения. Так как театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной намечены следующие задачи:

-создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира, осознанному отношению к природе и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;

-создать развивающую художественную сферу, стимулирующую художественно-речевую и театрально – игровую деятельность;

-формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

-развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);

-активизировать словарь ребенка.

Я решила начать свою работу с игр – драматизаций и с игровых заданий; с их последовательным усложнением. Сначала это были игры  имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитации различных эмоциональных состояний человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши). В этих играх дети участвовали с удовольствием, ведь они способствуют развитию эмоциональной сферы. Затем я стала использовать игры импровизации по текстам коротких сказок и стихов. Потом перешла на вовлечения детей в ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Куян өе”, “Өч аю”, “Теремкәй”. Только тогда я инсценировала с детьми сказки о животных «Йомры Калач», «Кызыл калфак». Эти сказки учат детей любить животных, любить природу, воспитывают положительные эмоции. Следующая ступень моей работы – это  игры - драматизации с несколько персонажами по народным сказкам: «Алдакчы аю», «Зимовье зверей».

Постепенно предлагала детям настольный плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Процесс освоения включал мини – постановки по сюжетам народных и авторских стихов, сказок рассказов. Также я использовала фигурки пальчикового театра в совместных импровизациях на заданные темы.

Поначалу замысел театральной игры появлялся только с помощью взрослого, потом некоторые дети стали предлагать его самостоятельно, также возросло количество игровых задач. Постепенно игровые действия с предметами – заместителями, воображаемыми предметами, куклами, которые ранее совершались только с помощью взрослого, стали самостоятельными. Многие дети стали принимать на себя роль какого-либо персонажа, появилась выразительность речи, ролевых высказываний. Кроме того, наблюдался переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентирований на зрителя, от игры, в которой главное сам процесс,  к игре, где значимы и процесс и результат; от игры в малой группе к игре в группе 5-7 сверстников, ролевые позиции которых различны; от создания в игре – драматизации простого «типичного» образа  к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя.

Дети среднего возраста в театрализованных играх объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива; то есть происходит развитие «дипломатических» качеств общения. Этот вид игр давал возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являлись пассивными созерцателями, они сопереживали героям, искали пути решения сложных ситуаций, а значит, учились общению, взаимоотношениям, которые могут им встретиться на жизненном пути. Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, мои ребята познакомились с различными видами театра. В ходе работы выяснилось, что им необходимо совершенствовать образные исполнительские умения, а для этого больше всего подходит такая форма работы, как постановка спектакля.

Прежде чем, приступить к постановке спектакля, я с музыкальным руководителем обсудила, какое из литературных произведений подойдет для постановки. При подборе художественных и музыкальных произведений учитывались следующие подходы:

Соответствие возрасту детей, нравственная направленность, наличие диалогической речи, количество персонажей и т. д.

Для спектакля решили взять сказку «Кирлемән кыз».

Я понимала, чем полнее, эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении я широко использовала весь комплекс интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

При распределении ролей я учитывала темперамент детей, их речевые, пластические и актерские способности, и конечно же их желание.

При этом особое внимание я обращала  на эмоциоанльность, память, выразительность речи, вокальные данные, личные особенности каждого ребенка. В ходе работы у многих детей была выявлена такая структура как застенчивость. Это для меня была причиной , осложняющая общение, так как она удерживала ребенка от выражения своего мненияи отстаивания своих нравов. Но постепенно они раскрепощались, их интонации, мимика, жесты становились более выразительными. Также они учились правильно двигаться: не поварачиваются к зрителям спиной, не наталкиваются друг на друга во время действия, не перебивают партнера по диалогу, выслушивают его до конца, не подсказывают. Так дети учились быть внимательными, дисциплинированными, сдержанными. Меня радовало то, что постепенно “маленькие актеры” начинали самостоятельно находить выразительные средства (позы, жесты), что всегда поощрялось.

Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопериживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи: повеселить, разжечь фантазию и т. П. Поэтому авторы при отборе содержания не ставят перед собой цель дать точную, научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторских фантазий, Характерным примером таких сказок являются сказки Ш. Маннура “Күгәрченнәр сөйләшә”, Җ. Тәҗеманов “Таякка атланып”, Алтын бөртекләр” и другие.

Авторские сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления о закономеронстях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

К таким произведениям относятся: “Большое чудо”, “Зимняя пирушка”, Н. Павловой; “Сова” В. Бианки; “Корноушка” Э. Сетон – Томпсона; “Русачек” Н. Романовой и другие.

Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. Обычно наблюдения имеют взаимосвязь с занятиями по сезонам. Поэтому экологические сказки испоьзовала как часть наблюдения или как побуждения к самому наблюдению, или итогом наблюдения.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть карсоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Эколгическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определнное душевное состояние, воспритятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Весомую помощь в работе оказали родители. Они помогали нам сшить костюмы для детей, для кукол; сделали маски и полумаски сказочных персонажей.Также они помогли преобрести пальчиковый, настольный театр.

Я думаю, что работа над спектаклем объеденила детей и родителей, развила чувство партнерства, взамовыручки, сняла скованность, ускорила процесс овладения навыками публичных выступлений, помогла преодолеть стеснительность, поверить в себя.

Я считаю, что чем раньше и больше разных ролей ребенок “перепробует”, тем легче ему будет ощущать себя.

Человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу через сказки. А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет  в конечном счете, любовь к Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Цветочное наслаждение».

Хочется чтобы данный материал помог педагогам побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)

Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано.  Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...

Статья "Театрализованная деятельность и экологическое воспитание"

Предназначена для воспитателей детских садов...

Конспект театрализованной деятельности по экологическому воспитанию «Защитим лесные растения»

Цель: расширить имеющиеся у детей знания лекарственных растениях полезных для животных и людей.Образовательные :1. Активизировать словарь детей.2. Дать представление о целебных свойствах растений, поз...

Интегрированная театрализованная деятельность с экологическим воспитанием. Тема: «Осенняя история».

Конспект будет полезен воспитателям ДОУ. включает в себя стихотворения, загадки, песни, игры театрализованные инсценировки на осеннюю тематику....

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация....