«Организация коррекционно-развивающей работы для воспитанников детского сада и их родителей в условиях внедрения ФГТ»
статья на тему

 

«Организация коррекционно-развивающей работы

для воспитанников детского сада и их  родителей   в условиях внедрения ФГТ»

Т.А. Беклемышева

учитель-логопед МБОУ «Рождественская

средняя общеобразовательная школа»

Карагайский муниципальный район

               «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                             В. А. Сухомлинский

 

  Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.  23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ   № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.  

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции.

ФГТ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.           

В качестве основной идеи работы с родителями используется концепция субъективного взаимодействия, разработанная А.А.Бодалевым.

Цель работы с родителями: разработать систему работы для логопеда и родителей по реализации коррекционно-развивающих задач.

Для организации взаимодействия с семьей и обеспечения полноценного развития ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

 - определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно- работу логопеда и семьи;

 - познакомить родителей с объемом знаний для успешной подготовки детей к школе;

 - формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с детьми;

 - привлечь родителей к активному участию в коррекционно-развивающей работе по исправлению речевых нарушений;

 - просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.

Работа с родителями разделена на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность коррекционно-развивающего процесса.

Работа ведется таким образом, чтобы родитель смог:

  - преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

  - достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;

  - узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

  - быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Взаимодействуя с родителями, реализуются идеи личностно-ориентированного подхода, которые строятся на основе:

 - установления доверительных отношений с родителями;

 - открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

- совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;

 - организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;

 - обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.

Разработанный учебно-методический комплекс «Занимаемся вместе», включающий в себя две тетради для выполнения заданий учителя-логопеда дома рассчитан на два возраста 5-6, 6-7 лет.

Цель учебно-методического комплекса – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружиться определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения. Новизна учебно-методического комплекса заключается в том, что в основу его разработки положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: обучение анализу и синтезу звукового состава речи, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения, развитие фонематического восприятия.

Используется  метод  проектной деятельности. В ходе реализации детско-взрослых образовательных проектов дети оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, успешно их преодолевали. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Реальная жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием. Родители с большим желанием откликались на выполнение предложенной работы, творчески раскрылись в глазах своих детей.

Таким образом, взаимодействие с родителями активизировало участие родителей в коррекционной работе, у них появилась удовлетворенность работой, повысилась педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей, наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики.

 Литература

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / Глебова Светлана Владимировна.- Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.
  2. Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? / Давидович Лариса Романовна.- Москва, ГНОМ и Д, 2005.
  3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду / Чиркова Светлана Владимировна. - Москва, Вако, 2000.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация коррекционно-развивающей работы

для воспитанников детского сада и их  родителей   в условиях внедрения ФГТ»

Т.А. Беклемышева

учитель-логопед МБОУ «Рождественская

средняя общеобразовательная школа»

Карагайский муниципальный район

                «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                             В. А. Сухомлинский

  Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.  23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ   № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.  

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции.

ФГТ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.            

В качестве основной идеи работы с родителями используется концепция субъективного взаимодействия, разработанная А.А.Бодалевым.

Цель работы с родителями: разработать систему работы для логопеда и родителей по реализации коррекционно-развивающих задач.

Для организации взаимодействия с семьей и обеспечения полноценного развития ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

 - определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно- работу логопеда и семьи;

 - познакомить родителей с объемом знаний для успешной подготовки детей к школе;

 - формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с детьми;

 - привлечь родителей к активному участию в коррекционно-развивающей работе по исправлению речевых нарушений;

 - просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.

Работа с родителями разделена на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность коррекционно-развивающего процесса.

Работа ведется таким образом, чтобы родитель смог:

  - преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

  - достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;

  - узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

  - быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Взаимодействуя с родителями, реализуются идеи личностно-ориентированного подхода, которые строятся на основе:

 - установления доверительных отношений с родителями;

 - открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

- совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;

 - организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;

 - обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.

Разработанный учебно-методический комплекс «Занимаемся вместе», включающий в себя две тетради для выполнения заданий учителя-логопеда дома рассчитан на два возраста 5-6, 6-7 лет.

Цель учебно-методического комплекса – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружиться определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения. Новизна учебно-методического комплекса заключается в том, что в основу его разработки положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: обучение анализу и синтезу звукового состава речи, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения, развитие фонематического восприятия.

Используется  метод  проектной деятельности. В ходе реализации детско-взрослых образовательных проектов дети оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, успешно их преодолевали. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Реальная жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием. Родители с большим желанием откликались на выполнение предложенной работы, творчески раскрылись в глазах своих детей.

Таким образом, взаимодействие с родителями активизировало участие родителей в коррекционной работе, у них появилась удовлетворенность работой, повысилась педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей, наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики.

 Литература

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / Глебова Светлана Владимировна.- Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.
  2. Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? / Давидович Лариса Романовна.- Москва, ГНОМ и Д, 2005.
  3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду / Чиркова Светлана Владимировна. - Москва, Вако, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур...

Музыка и движение в детском саду в соответствии с условиями внедрения ФГОС.

Моя задача разглядеть в каждом ребенке его природные данные, подобрать кнему свой "ключик"....

Программа коррекционно- развивающих занятий познавательной сферы для детского сада.

Настоящее пособие представляет собой программу занятий с воспитанниками ДОУ . Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и эмоциональной сферы д...

Работа детского сада и семьи в условиях внедрения ФГОС

Статья раскрывает различные формы и методы работы с семьёй  по ФГОС....

Статья на тему:"Современные формы взаимодействия детского сада и семьи.В условиях внедрения ФГОС".

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Проблема взаимодействия ДОУ и се...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Профессии работников детского сада» (лексическая тема «Детский сад»)

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи второго уровня. Понимание обращенной р...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...