Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Пермикина Любовь Михайловна

Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."

Л.С.Выготский

Основные направления моей работы:

  • тифлопедагогическое обследование дитей;
  • проведение специальных коррекционных занятий;
  • участие в методической работе ДОУ;
  • работа с родителями детей с нарушением зрения.

Специфической особенностью работы с детьми с нарушением зрения является сочетание лечебно - восстановительной и коррекционно - воспитательной работы.

После обследования детей провожу кооррекционно - воспитательную работу в форме подгрупповых, индивидуальных и комплексных занятий следующего вида:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • ориентировка в пространстве;
  • социально - бытовая ориентировка.

Одним из важнейших направлений моей работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушением зрения. Она включает в себя несколько направлений:

  • выступления на родительских собраниях;
  • индивидуальные и подгрупповые консультации;
  • показ занятий и вечеров развлечений;
  • выставки детских работ и методической литературы.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия

в средней группе с нарушением зрения, МДОУ

«Детский сад компенсирующего вида 242»

1. Тема: Путешествие в голубую страну

Цель; Закрепить представление о голубом цвете,

Развивать цветовосприятие ,зрительное внимание, память, мелкую моторику.

Воспитывать чувство прекрасного в природе.

Оборудование: голубая королева , радуга пейзажи.

Методика: А.А. Вахрушев, Кочемасова «Здравствуй, мир.

Ход занятия:

1Организационный момент.

Пальминг

2 Основная часть.

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

-На чем поедем?

-Сколько вагонов?

-В каком вагоне поедем

-В каком вагоне поедем Чтобы узнать свой вагон, надо купить билет, на котором этот вагон

обозначен (каждый пассажир получает билет цвета спектра, кроме голубого)

Один вагон остался пустым. Какого он цвета?

(голубого)

-Какого цвета должен быть билет в этот вагон?

Остальные дети получают получают голубые билеты и садятся в голубой вагон.

(Звучит песня «Голубой вагон»)

- Вот мы и приехали.

Выходим, осматриваемся. Над головой голубое-голубое небо. Под ногами голубые цветы

незабудки (пейзажи).

-В какую страну вы попали?

-Нас встречает голубая королева.

(Рассматривают Голубое королевство, пейзажи, одежда, посуда, игрушки.)

Закрепление.

Показать радугу, выяснить, где расположен голубой цвет, куда поставить голубую

королеву.

Итог занятия..

Зрительная гимнастика

Конспект дидактической игры "Солнечные краски"

для детей с нарушением зрения (4-5 лет)

Тема: солнечные краски (дидактическая игра)

Цель:

  • Продолжать формировать эталоны основных цветов радуги;
  • Познакомить с последовательностью расположения цветов в спектаре;
  • Развивать зрительную память, внимание, микроориентировку.

Оборудование: картина "Радуга", полоски 7 цветов радуги.

Ход игры:

  • Организационный момент

Пальминг

  • Рассказ сказки: (сопровождается показом)

- Рано-рано проснулось солнышко. Проснулось и сказало:

- А ну-ка, лучик, прыгай на землю!

Спрыгнул лучик с неба на землю. А на земле трава. А на траве - роса. Отразился лучик в капельке росы, и засияла маленькая радуга.

- Какими цветами?

- А вот какими: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Солнышко по небу катится, лучик по земле скачет - навстречу новым солнечным краскам. Петушок взлетел на забор и закукарекал:

"Кука-реку! Кука-реку! Здравствуй Солнышко!"

- А давайте рассмотрим, какого цвета у нас петушок? (Называют цвета)

- Спряталось солнышко за тучку и пропала радуга. Давайте восстановим ее по памяти

Практические действия:

Дети раскладывают полоски - радугу.

Итог: -Что слушали?

-Что делали?

Зрительная гимнастика

 

Конспект дидактической игры "Солнечные краски"

для детей с нарушением зрения (4-5 лет)

Тема: солнечные краски (дидактическая игра)

Цель:

  • Продолжать формировать эталоны основных цветов радуги;
  • Познакомить с последовательностью расположения цветов в спектаре;
  • Развивать зрительную память, внимание, микроориентировку.

Оборудование: картина "Радуга", полоски 7 цветов радуги.

Ход игры:

  • Организационный момент

Пальминг

  • Рассказ сказки: (сопровождается показом)

- Рано-рано проснулось солнышко. Проснулось и сказало:

- А ну-ка, лучик, прыгай на землю!

Спрыгнул лучик с неба на землю. А на земле трава. А на траве - роса. Отразился лучик в капельке росы, и засияла маленькая радуга.

- Какими цветами?

- А вот какими: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Солнышко по небу катится, лучик по земле скачет - навстречу новым солнечным краскам. Петушок взлетел на забор и закукарекал:

"Кука-реку! Кука-реку! Здравствуй Солнышко!"

- А давайте рассмотрим, какого цвета у нас петушок? (Называют цвета)

- Спряталось солнышко за тучку и пропала радуга. Давайте восстановим ее по памяти

Практические действия:

Дети раскладывают полоски - радугу.

Итог: -Что слушали?

-Что делали?

Зрительная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезилогические упражнения.

Кинезиология -наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древностии прогрессивных течения современ-

ности.Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий,что позво-

ляет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.Самый благоприятный период

для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет,когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.При этом ,чем более

интенсивна нагрузка , тем значительнее эти изменения.Сила,равновесие ,подвижность, пластичность нервных процессов осущест-

вляется на более высоком уровне.Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.В последнее время от-

мечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адапта-

ции.Для  имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной рабо-

ты.Одним из составляющих элементов такой работы является ккинезиологическая коррекция.Применение данных методик позволяет

улучшить у детей память, внимание, речь,пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость,

повышает способность к произвольному контролю.Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающий эффект

для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполне-

ние движений и приемов.Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.Занятия должны прово-

диться в спокойной, доброжелательной обстановке. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 до

10 минут в день.Заниматься необходимо ежедневно.Длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней.

Кинезиологические упражнения.

Комплекс 1.

Предварительно нарисуйте на карточке две пересекающиеся линии в виде символа х .Зафиксируйте взгляд на пересечении этих

линий, выполняя при этом следующие упражнения:

1 Стоя.Поднимите высоко левую ногу, согнув ее в колене, кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги,поменять руку

и ногу.7 раз.Взгляд не отрывать от пересечения линий.

2 Паровозик.Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12маленьких кругов согнутой в локтевом

суставе левой рукой плечом вперед, затем столько же назад.Поменять позицию.Взглд не отрывать.

3 Перекрестное марширование.Сделайте 6 пар перекрестных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра,

и наоборот.

4.Мельница.Выполняйте так, чтобырука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо,влево,вверх,

вниз.При этом касайтесь рукой противоположного колена, пересекая среднюю линию тела.(1-2 мин.)

5.Перекресток.Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на немсимволом Х.

Он располагается на плоскости на расстоянии 20 см от глаз.Необходимо в течение 45 секунд смотреть вцентр перекрестка,а

затем перевести взгляд на светлый фон.(3 раза).Через неделю образ перекрестка вызывается произвольно.С появлением образа

глаза закройте, а перекресток мысленно перенесите в область лба,а затем в темя.Это символ единства мозга.

Комплекс 2.

1.Оттяните уши вперед,а затем назад, медленно считая до 10.Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми.(7 раз).

2.Одну минуту массируйте щеки круговыми движериями пальцев.Двумя пальцами рисуйте круговые движения на подбородке и лоб-

ной части лица.Считайте при этом до 10.

3.Массируйте верхние и нижние веки ,не закрывая глаз в течение минуты.

4.Массируйте нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания до ноздрей 20 раз.

5.Вращение шеи. По ворачивайте голову медленно из стороны в сторону.Подбородок опустить ,плечи расслабить.Вращать головой

сначала с открытыми глазами ,затем с закрытыми в течение 1 минуты.

6. Восьмерки. Закройте глаза.Пальцами одной руки проведите перед глазами продольную восьмерку.

7.Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная сногтевой фа-

ланги, сначала в тыльно-ладонной,затем в межпальцевой плоскости.Потом меняем руки.Большим пальцем правой руки нажимаем на

середину левой ладони.С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии. по спирали с выходом

на большой палец.Поменять.

8.Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью.Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.

9Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону.Поменять.

10.Положите руки на колени крест-накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки.

11.Отдать честь правой рукой, левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом:ВО. За-

тем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, быстро сменив руки.

12.Ведущий чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета в течение 5сек.Показывает остальным играющим свой рису-

нок.Все дружно как можно точнее его копируют.Повтор 4-5раз.Рисунок с каждым разом усложняется, время увеличивается.

13.Ведущий рисует на доске одну за другой(стирая поочередно) 3 геометрические фигуры (например: круг, треугольник, квадрат).

Каждая из них демонстрируется 7сек.,затем стирается,а на ее место рисуется новая.Просмотрев все фигуры, надо в течение

мин. на своем листе бумаги восстановить по памяти увиденное.

Кинезиологические физминутки.

1.Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно все другие.

В прямом и обратном порядке.Каждой рукой отдельно,затем двумя сразу.

2.Кулак- ребро- ладонь.(ладонь смотрит вниз)-8-10раз

3.Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак,большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе.Правой рукой прямой ладонью

в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.После этого одновременно смените положение правой и левой рук.6-8р.

4.Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу,сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.Двигайте пальцем, который укажет веду-

щий.Палец должен двигаться точно и четко.Прикасаться к пальцу нельзя.Последовательно в упражнении должны участвовать все

пальцы  обеих рук.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...

Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (теоретические подходы)

Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения...