«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
консультация по теме

Нурхакимова Динара Ильдусовна

Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских  способностей  ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь экологическое содержание способствует повышению эффективности процесса экологического воспитания дошкольников, что приведет к качественно новому отношению детей к природе, окажет позитивное влияние на развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищяет, а также  раздражает, шокирует и возмущает. Такое поведение своих детей  ставит родителей в тупик. Ребенок  задает вопросы, потрясающие как своими бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем. Он боится дотронуться до новой привлекательной игрушки и бесстрашно, с изобретательностью, достойной лучшего применения, находит способы добраться и обследовать недоступные и опасные  предметы. Одна из принципиальных особенностей любознательности стоит в стремлении ребенка, сломав или обойдя все рамки, выйти в новые неизвестные области, используя новые и разнообразные способы. Новизна и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а следовательно – условия познавательного развития. С другой стороны, новизна объектов, к которым стремится ребенок,  и нестандартность, «неопробованность» изобретаемых им способов действия таят в себе  неизбежную опасность ошибок, в том числе фатальных.

Необходимо понять, какая мотивация движет детьми, что именно они хотят и способны исследовать, каковы особенности познавательной деятельности и, какие результаты достигаются детьми?

Познавательно исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу, как бы экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает категоризация по  цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.  

Они познают в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Поисковая активность – естественное состояние ребенка, это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Дети дошкольного возраста – пытливые  исследователи окружающего мира. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность переходит в особую деятельность со своими познавательными – мотивами, осознанными намерениями понять, как устроен окружающий мир.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, т.е. путь ребенка к знаниям лежит через собственный творческий, исследовательский поиск. У ребенка  появляется интерес узнать больше, он учится делать выводы и умозаключения, вырабатывается наблюдательность, внимание, сосредоточенность, доводить дело до конца. В будущем ребенок не будет бояться новшеств и трудностей, стоящих у него на пути, а наоборот  будет желание испытать себя и самоутвердиться.

Само понятие  исследовательского поведения находится на одном уровне с такими понятиями, как научение, интеллект, творчество. Это поведение заставляет ребенка думать, размышлять (Почему льдинка тает на ладошке? Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? и т.д.). Т.е. проявляется  в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Что дети стремятся исследовать? Объекты живой и неживой природы, людей, искусственные объекты.

При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и преподнести это так, чтобы привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Предлагаем типы исследования, доступные дошкольникам:

1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2. коллекционирование

3. путешествие по карте;

4. путешествие по «реке времени».

Каким образом следует выстраивать  занятие? Воспитатель может придерживаться следующей последовательности этапов:

1. актуализация контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.

2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3. опытная проверка или фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный исследователем вне актуального и привлекательного  смыслового текста, может оставить детей равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.

Отправным моментом могут быть реальное события, происходящие в данный период: яркие природные явления (н-р: листопад) и общественные события (н-р: предстоящий Новый год). Также это события, «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям (н-р: магнит, коллекция минералов, иллюстрации не определенную тему).

Много вопросов для  исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напротив напоминает детям (н-р: полет на воздушном шаре персонажей книги Н.Носова «Приключения незнайки и его друзей» или путешествие Чука и Гека из одноименной повести А.Гайдара и т.п.)

И наконец, стимулом к исследованию могут стать события, происходящие  в жизни группы, «зарождающие» детей и приводящие  к интересам (н-р: коллекцию динозавров, марок, сбор красивых камней)

Отталкиваясь от события, можно ставить вопросы для исследования (Почему дует ветер? Как получается радуга? Как добраться до Австралии?)

Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-тот явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Обсуждение проходит за «круглым столом», с использованием реального предмета, причем для каждого ребенка.

Занятие можно проводить  подгруппами, в разных уголках группового помещения, один-два раза в неделю в целом 30-35 минут

Литература:

  1. Журнал «Дошкольная педагогика». Под ред. С.Д.Ермолаевой. № 4 (8), 2002 год.
  2. Журнал «Обруч». Под ред. Е.Куликовой № 4 - 2000 год, № 6 - 1997 год.
  3. «Детский сад от А до Я». Раздел: «Исследовательская активность ребенка».  № 2 – 2004 г. гл. ред. С.Максимова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Рисование - насущная потребность ребенка дошкольного возраста. Большинство детей любят не только рисовать, но и лепить из пластилина, изготавливать поделки. Ребёнок воспринимает литературное произведе...

статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрыто значение  театрализованной деятельности в развитии дошкольников  в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО....

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

В данной публикации вы найдете материал о значении театрализованной деятельности  в развитии детей дошкольного возраста. Как и для чего необходимо использовать именно театрализованную деятельност...

Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....

Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей  "Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"...