Организация коррекционной и лечебно-оздоровительной работы в условиях начальной школы – детского сада IV вида
статья по теме

Игнатьева Анжелика Викторовна

В статье рассказывается об организации коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, проводимой  на базе комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignateva_a.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционной и лечебно-оздоровительной работы в условиях   начальной школы – детского сада IV вида

Игнатьева Анжелика Викторовна

                                           государственное бюджетное образовательное    

                                         учреждение Белебеевская специальная (коррекционная)

                                           начальная школа - детский сад №37 «Ягодка» IV вида

         

         Ранняя коррекция зрительного дефекта и обеспечение комплексной офтальмологической и педагогической помощи в настоящее время является наиболее актуальной проблемой.  

         Опыт  показывает,  что  у  детей  с  нарушениями  зрения  часто  имеют  место  и  общепатологические  процессы.  Зрительный  дефект  еще  в  ранний  период  жизни  ребенка  снижает  у  него  не  только  познавательную  активность,  но  и  двигательную.  

         Лечение  косоглазия  и  амблиопии  в  условиях поликлиник  сопряжено  со  многими  бытовыми  трудностями;  эффективность  этого  лечения  недостаточна.  Положительный  результат  достигается,  как  правило,  лишь  в  процессе  многолетнего  регулярного  лечения.      

         Государственное бюджетное образовательное учреждение   Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад   «Ягодка»   IV  вида    - учреждение для детей с нарушениями зрения.  

         Ясли – сад  №  37  «Ягодка»  был  построен  и  сдан  в  эксплуатацию  в  1990  году.  Учредитель  -  Учебно-производственное предприятие  Всероссийское Общество Слепых города Белебей (Решение исполкома Белебеевского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от 09.08.1990 года № 15-216 «Об открытии детского комбината № 37 учебно-производственного предприятия ВОС»).

        В   1994  году  Управлением  народного  образования  ясли-сад  был  реорганизован  в  начальную  школу – детский  сад  для  детей  с  врожденной  патологией  зрения  в целях обучения, воспитания и лечения детей с врожденной патологией зрения.

         С 2006 года учреждение находится в ведомственном подчинении Министерству образования Республики Башкортостан.  

         В данное время в учреждении действует 3 дошкольные группы и 5 классов начальной школы.  Количество детей в дошкольных группах – 33;  наполняемость дошкольных групп – 11 детей.   Количество обучающихся – 60; наполняемость классов – 10 – 13 детей.  Общее количество воспитанников и обучающихся  - 93.

Учреждение обеспечивает работу по компенсации первичного дефекта посредством развития сохранных анализаторов всех видов восприятия,  которое, как правило, нарушается у детей  с нарушениями зрения, не находящихся под постоянным тифлопедагогическим и медицинским наблюдением.

          Целью учреждения является решение задач дошкольного и начального школьного образования, а также лечение и коррекция зрительных нарушений.

         Основные направления работы учреждения: коррекция зрительного восприятия, интеллектуальное развитие, национально-патриотическое воспитание,  эмоционально-волевое воспитание, физическое развитие и воспитание, духовно-нравственное, трудовое воспитание, художественно-эстетическое и музыкальное воспитание. 

         В учреждении - 25 педагогов. Это: воспитатели, учителя начальных классов, учитель башкирского языка, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель. Коррекционную работу в учреждении ведут: учителя – дефектологи (тифлопедагоги), учитель - логопед, педагог – психолог. Кроме этого,  коррекционная направленность обучения и воспитания обеспечивается  на уроках, занятиях и во внеурочной деятельности.          

        Учреждение  расположено  в  типовом  6-групповом  2-этажном  здании. Созданы    условия для  успешного  лечения,  воспитания  и  обучения  детей  с  нарушениями  зрения:  групповые  помещения  для  дошкольников,    изолированные  спальные  комнаты,   классные  комнаты для  учащихся  начальной  школы,   музыкальный  зал,   кабинеты  учителей  дефектологов,  кабинет  учителя – логопеда,  оборудован  и  оформлен  кабинет  башкирского  языка,   кабинет  психологической разгрузки,   методический кабинет, хорошо  оборудованы  офтальмологический кабинет,  физиотерапевтический   и процедурный кабинеты, изолятор.

       Физкультурные  занятия и уроки  физкультуры, ритмики  проводятся  в музыкально-физкультурном зале учреждения, в котором имеется все необходимое оборудование: мячи, скакалки, гимнастические палки, кегли, кубы, обручи, кольцебросы и прочий физкультурный  инвентарь. В зале проходят не только физкультурные занятия, уроки  физкультуры, занятия ритмикой, но и различные физкультурные праздники, конкурсы, развлечения, соревнования, в которых принимают участие не только учащиеся и воспитанники учреждения, но их родители. Кроме этого, проводятся различные мероприятия:  праздники, утренники, развлечения, внеклассные мероприятия, спортивные  соревнования  и олимпиады, устраиваются представления кукольного театра  и театрализованные представления,  а сотрудники учреждения проводят здесь педагогические советы, семинары, методические объединения, совещания.

         Спортивная площадка оснащена  разнообразным оборудованием: круги, перекладина,   лестницы, и пр., что позволяет проводить занятия и уроки физкультуры  на свежем воздухе. У каждой группы – свои игровые площадки, оборудованные скамейками, песочницами, горками, качелями, т. е. оснащены необходимым оборудованием для  физического развития детей, проведения  подвижных игр.

          Учреждение оснащено современными компьютерами,  компьютерными программами, имеется ноутбук, принтеры для печати,  сканер для копирования материалов с бумажных носителей,  мультимедийный проектор с экраном на штативе, цифровые видеокамера и фотоаппарат. Четыре компьютера учреждения подключены к сети интернет. Пять учителей имеют персональные ноутбуки, которые были получены в рамках модернизации образования. Кроме этого, в 2012 году по республиканской целевой программе «Доступная среда» учреждению было выделено 100 тысяч рублей на обеспечение информационной доступности детей-инвалидов. На эти средства были приобретены 3 ноутбука и еще один мультимедийный проектор с экраном на штативе. Такое оснащение образовательного процесса  позволяет педагогам достаточно широко использовать различные компьютерные технологии.

           Имеющееся оборудование используется по назначению, находится в технически исправном состоянии. Сохранность оборудования, здания обеспечена. Помещения в ночное время охраняются сторожем. Установлена круглосуточная система видеонаблюдения, тревожная кнопка,   функционирует система оповещения людей о пожаре, современная  автоматическая пожарная сигнализация. Обеспечен вывод сигнала АПС в пожарную часть.        

         Дети, поступающие в учреждение имеют такие заболевания как:  гиперметропия,  амблиопия,  косоглазие,  астигматизм,  миопия,  афакия,  спазм  аккомодации,  есть  дети  с  врожденной  патологией  зрительного  нерва,  сетчатки. Лечение детей с нарушениями зрения проходит в хорошо оборудованном кабинете. Кабинет  оснащен  следующими аппаратами: амблиотренер,  локатокорректор,  макулотестер,  мукулотренер,  аккомоконвергенцтренер,  синаптофор,  бивизиотренер,  электростимулятор,  магнитный  стимулятор «Атос» с приставкой «Амблио 1»  и «Амблио-2», аппарат «КРОТ», «ЛАСТ - 01»,  «АСИР», «СОКОЛ», «ФОРБИС»  и другие.

        За 2008-2012 годы  учреждение приобрело такие аппараты для лечения зрительных нарушений как: монобиноскоп,  «ФОРБИС», «Визотроник», «ИНФИТА-М».

        Учреждение имеет 2 лицензии на осуществление медицинской деятельности по 4 видам деятельности.  Медицинскую работу ведут следующие специалисты: врач, ответственный за организацию здравоохранения в учреждении, врач-офтальмолог, старшая медицинская сестра и медицинский персонал, который проводит плеопто-ортоптическое,  диплоптическое лечение и физиотерапевтическое лечение.

       Врач-офтальмолог учреждения оказывает детям постоянную медицинскую помощь,  направленную на профилактику раннего выявления отклонений в состоянии здоровья и своевременное лечение, экстренную и неотложную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы  профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей с нарушениями зрения.

        Врач совместно со старшей медицинской сестрой и медицинскими  сестрами проводят анализ состояния зрения детей, эффективность лечения в учреждении, разрабатывают индивидуальные схемы по лечению детей.

        Врач-офтальмолог руководит работой медицинских сестер, организует просветительскую работу для родителей,  ведет соответствующую медицинскую документацию,  ежемесячно совместно с  администрацией  рассматривает причины заболеваемости детей и вносит предложения по их устранению. Проверяет  остроту  зрения,  характер  зрения,  определяет  фиксацию,   подбирает  очки, назначает медикаментозное  и  аппаратное лечение (плеопто-ортоптическое, диплоптическое) в соответствии с заболеванием  и направленное на улучшение остроты зрения, улучшение работы мышц глаза, выработки бинокулярного и  стереоскопического зрения,  составляет график лечебных процедур. Совместно с  медсестрой - ортоптисткой проводят  окклюзию   детям.  

        В  учреждении с первых дней возникла тесная связь медиков и педагогов. Все осмотры, обследования и назначения  врач – окулист  ведет  совместно  с  учителями – дефектологами (тифлопедагогами). Без  тесной  взаимосвязи  медицинской  и  психолого-педагогической  коррекции   эффективность  обоих  будет  ниже.

         У  детей,  находящихся  на  лечении,  имеются  специальные  медицинские  предписания  и  рекомендации,  которые  необходимо учитывать  дефектологам, психологу  и  другим  педагогам.  Без  знания  степени  выраженности  дефекта  и  характера,  содержания,  медицинских  мероприятий,  а  также  создания  офтальмо – гигиенических  условий   осуществлять  психолого-педагогическую  помощь  невозможно.

       Обследование детей, поступающих в учреждение ведется по следующей схеме: сбор анамнестических данных (время появления косоглазия или снижения остроты зрения, предполагаемые факторы, сопутствующие заболевания, наследственность), исследование остроты зрения (без очков, в очках), определение бинокулярного зрения – на цветотесте (для дали, для близи), характеристика косоглазия.            

       Во  всех  группах  и  классах  специалисты  и  педагоги  проводят  работу  по  выявлению  и  ранней  диагностики  отклонений  в  развитии  детей,  определении  актуальных  и  резервных  возможностей  ребенка,  обеспечению  индивидуального  подхода,  отслеживанию  динамики  развития  и  эффективности  коррекционно - развивающих  программ.

       Разработанная коллективом модель коррекционной работы позволяет проводить успешную комплексную психолого-педагогическую коррекцию в тесном единстве с лечением зрения. Работа по коррекции зрительного восприятия  направлена на активизацию  и  стимуляцию  зрительных  функций,  развитию  различных  способностей зрения: цветоразличение, движение глаз, фиксации, локализации  взора,  конвергенции  и  аккомодации. Особое внимание уделяется гигиене зрения в соответствии с требованиями  лечебно – восстановительной  работы.  

      У нас созданы все условия для успешного  лечения,  воспитания  и  обучения  детей  с  нарушениями  зрения, а также условия для коррекционно-развивающей среды во всем пространстве учреждения. Это: специальные зрительные яркие ориентиры,  лабиринты, схемы, условные цветовые сигналы.       Действуют  кабинеты тифлопедагогической помощи, кабинет сенсорного развития, которые оснащены необходимым оборудованием, дидактическими материалами и тифлоприборами, такими как «Светлячок», «Графика».       

          По рекомендации тифлопедагогов  учителя и воспитатели проводят коррекционные минутки на уроках и занятиях, коррекционные динамические паузы, соблюдают режим зрительной нагрузки, для детей готовится специальный раздаточный в материал, в котором учитывают величину, цвет, форму и фон. Одной из основных целей занятий тифлопедагогов является развитие мелкой моторики, осязания, всех сохранных анализаторов для формирования целостного представления  об окружающем мире. На занятиях используются элементы моделирования, схемы, планы, знаки-символы, задания с  применением шаблонов, трафаретов, штриховки.

         Кроме этого, в своей работе педагоги успешно применяют различные технологии:

-  здоровьесберегающие  технологии разработанные профессором В.Ф.Базарным (методика периодически  меняющихся  поз, автоматические  световые  маячки (у нас нет возможности внедрить  автоматическую систему световых сигналов, поэтому мы широко используем вместо маячка луч фонарика или игрушечного «лазера»), методика  зрительно-координаторных тренажей с помощью идеальной схемы универсальных символов, местом для нанесения схемы-тренажера является потолок, доска, место над доской в классе, стены групп и классов.

- водный массаж глаз (или водная гимнастика), который был разработан врачом –офтальмологом нашего учреждения совместно с дефектологами, основная цель: улучшение кровоснабжения  глазного яблока (снятие зрительной утомляемости, повышение работоспособности воспринимаемого, глазодвигательного и аккомодационного отделов глаза), профилактика простудных заболеваний переднего отрезка глаза (ячменей, блефаритов, коньюктивитов); снятие общей утомляемости;

-  тренировочные  упражнения для глаз (или  гимнастика  для  глаз),

-  дыхательные упражнения;

-  элементы энергетической гимнастики;

-  используются некоторые  арттерапевтические техники: игротерапия, изотерапия, сказкатерапия,  музыкотерапия;  логоритмика  и  психогимнастика.

        Педагогами используются информационные компьютерные технологии, проектная деятельность.  

         Для решения комплекса задач на занятиях наряду с традиционным оборудованием используется и нестандартное. Это: многофункциональная сенсорная доска, магнитный тренажер, сетка для пропедевтических, дефектологических занятий, математическое лото, нестандартное пособие – карточная система для словарной работы  и другое.

        Учреждение – активный участник муниципальных, республиканских   и всероссийских конкурсов и мероприятий. Результаты работы нашего коллектива, достижения  наших воспитанников и учащихся не раз отмечались, о чем свидетельствуют многочисленные  дипломы и грамоты.

         Воспитанники школы - сада принимают активное участие в школьных и муниципальных олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных состязаниях, являются победителями и призёрами  муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья.              

        Практика  показывает,  что  эффективность  лечения  глазных  заболеваний  в  нашем  учреждении  выше,  чем  в  глазных  кабинетах  детских  поликлиник,  кабинетах  охраны  зрения.  Это  обусловлено   сочетанием  интенсивной  длительной  комплексной  лечебной  работы  с  коррекционно-педагогическими  мероприятиями, проводимыми в нашем учреждении, а также тесное взаимодействие всех специалистов учреждения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» в средней группе для слушателей методического объединения воспитателей МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1 Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «пос

Занятие адресовано для воспитателей и узких специалистов для работы с детьми среднего дошкольного возраста имеющих нарушение зрения. Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».Задачи...

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - детском саду для детей с нарушениями зрения

В статье  говорится о видах информационно-коммуникационных технологий, используемых в воспитательно-образовательном процессе  в практике работы педагогического коллектива....

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару

Тема   самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной  работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года  по  30 декаб...

"Час творчества" в рамках городского проекта «Подари улыбку миру» (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б. Остеру

quot;Час творчества" в рамках городского проекта "Подари улыбку миру" (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б.Остеру...

"Час творчества" в рамках городского проекта «Подари улыбку миру» (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б. Остеру

quot;Час творчества" в рамках городского проекта "Подари улыбку миру" (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б.Остеру...