"Роль музыки в жизни детского сада"
консультация по теме

Огоюкина Матрена Семеновна

 

Велика роль музыки в воспитании у ребенка правильного отношения к доступным явлениям жизни. Формирование общественных представлений происходит на занятиях, экскурсиях, прогулках, в ходе бесед воспитателя. При этом охватывается достаточно широкий круг понятий, начиная блажащего окружения – достопримечательностей родного города, села – до обобщенного впечатления детей понятия о России. Удачно выбранная песня, инструментальная пьеса помогает вызвать эстетическое отношение к окружающему, которое выражается чувствам радости, удивления, восхищения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_i_metodika_muzo.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО и Саха государственная педагогическая академия

Факультет педагогики и методики дошкольного образования

Кафедра педагогики и психологии дошкольного образования

Тема: «Роль музыки в жизни детского сада»

                                   

                                   

                                 

Якутск- 2009

План

  1. Роль музыки в жизни детского сада
  2. Музыка во время игр детей
  3. Музыка на прогулке
  4. Музыка на художественных занятиях
  5. Занятие по игровой терапии с использованием приемов музыкальной терапии «Волшебный клад»

Роль музыки в жизни детского сада

Исполнение песен, игр, хороводов, слушание музыкальных пьес обогащает деятельность детей, углубляет их представления, вводит мир разнообразных чувств. Это происходит и на занятиях, и в процессе игр, и на прогулке - песня может звучать в любой подходящей ситуации.

        Велика роль музыки в воспитании у ребенка правильного отношения к доступным явлениям жизни. Формирование общественных представлений происходит на занятиях, экскурсиях, прогулках, в ходе бесед воспитателя. При этом охватывается достаточно широкий круг понятий, начиная блажащего окружения – достопримечательностей родного города, села – до обобщенного впечатления детей понятия о России. Удачно выбранная песня, инструментальная пьеса помогает вызвать эстетическое отношение к окружающему, которое выражается чувствам радости, удивления, восхищения.

        Музыкальный репертуар для детского сада достаточно полно отражает общественную тематику. Торжественная и бодрая, широкая и плавная музыка вызывает у детей положительные чувства.

        Ознакомления с песнями, играми, танцами народов дает представление о той или иной республике, ее людях, жизни, помогает воспитанию у старших дошкольников интернациональных чувств.

        Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и.т.д.

        Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предлагая включение его в разные моменты в жизни ребенка.

        Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от  окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.

        Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей. Дети любят слушать музыки не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в грамзаписи.

        У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому так важно иметь в каждом детском саду электропроигрыватель и комплект грампластинок с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и.т.д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца. Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музыкальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.

        В повседневной работе с детьми воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо их сверстниками, либо профессиональными музыкантами.

        Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах.

Музыка во время игр детей

        Свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыка отводится значительная роль.

        Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода.

        Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально - дидактические игры, которые развивают музыкальных слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

        Во многих музыкально - дидактических играх используются детские музыкальные инструменты. Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.

        Для дидактической игры на различения ритма воспитатель заранее готовит карточки с условной записью ритмического рисунка знакомых детям попевок из «Музыкального букваря». С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что этот - полька, вальс или русская плясовая.

        Таким образом, музыка используется в разных играх. Знакомые песни часто звучат в сюжетно - ролевых играх: можно спеть колыбельную кукле или поплясать, напевая веселую мелодию. Песня организует действия, придает выразительность, ритмичность движениям, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.

Музыка на прогулке

        Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

        Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, вводить хороводы. Многие песни можно интересно инсценировать. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры.

        Играя в такие игры, как «пряжки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных  считалочек, например «зайка белый, куда бегал». Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.

        Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяется в ансамбль.

        Музыкально - дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь больше предпочтение следует отдавать подвижным играм, такие как «Узнай по голосу», «Тише, громче бубен бей» и др. Интересно можно привести игру на различение тембра музыкальных инструментов. Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно  овладели дети музыкальным репертуаром и  могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя. Летом на прогулке можно водить хороводы, устраивать игры под пение. Обычно это фольклорные игры разных народов, которые проводятся в сопровождении несложных песенок.

Музыка на художественных занятиях

        На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может нести широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.

        Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной  сказкой «колобок», он может изобразить на металлофоне как «покатился  колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь.

        Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами- исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинке.

        Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского.

        Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского. Прослушанная детьми в грамзаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить веселого и смешного клоуна в рисунке.

        На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры - ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап - капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее», - говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще дарим тебе гущи, дарим тебе ложку -, хлебай по нем ножку!».

        Таким образом, музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.

        Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

        Художественные впечатления углубляется при прослушивании записей детских оркестровых пьес опер. Дети смотрят диафильмы с музыкальным оформлением, слушают знакомые любимые  произведения, детские оперы, специально созданные для дошкольников.

        Музыка, песня может стать средством воспитания при  условии выразительного, правильного ее исполнения, что представляет достаточную трудность для воспитателя. Поэтому в дошкольной практике целесообразно применять разнообразные технические средства. Слушание музыки в грамзаписи усиливает художественные впечатления детей, позволяет в часы свободной деятельности послушать музыку, закрепить знания, полученные на занятиях. Совместная хорошо организованная работа в этом направлении музыкального руководителя и воспитателя группы дает хорошие результаты.

Занятие по игровой терапии с использованием приемов музыкальной терапии «Волшебный клад»

  1. «Знакомство с картой».

Дети знакомятся с картой. На карте изображен путь к волшебному кладу с рисунками тех препятствий, которые предстоит преодолеть детям. Карта может быть в виде лабиринта. В начале лабиринта изображен «Паровоз», в конце – «Клад». Кто первый пройдет по лабиринту, тот будет «Паровозом».

  1. Отбор пассажиров на поезд.

Детей просят подумать и подойти к психотерапевту – сначала тех, у кого имя начинается на букву «с», за тем тех, у кого в одежде есть красный цвет и.т.д.

  1. «Пещера», «Паровоз» приводит детей к «пещере». Дети выходят из поезда пролезают в «пещеру». Музыка – фон.
  2. «Веревка с колокольчиками».

В пещере спит дракон. Необходимо пройти мимо него и не разбудить, около дракона – веревка. Веревка натянута на уровне середины бедра ребенка. К веревке привязан вандатский колокольчик. Заранее – перепрыгнуть, перешагнуть через веревку и не давать ее. Колокольчик не должен зазвенеть. Если он зазвенел, то заранее выполняется снова. Дети помогают друг другу.

       5) «Дракон». Дракон проснулся. Дети становятся «паровозиком». Первый – голова дракона, последний держит за один коней, гирлянду из гремящих коробочек. Первый ребенок должен поймать «хвост» дракона - схватить гирлянду за другой конец. Если тело «дракона» разрывается, задание возобновляется.

         6) «Спуск с гор». Дракон остается в пещере. Дети благополучно выходят из пещеры, двумя ногами прыгают в обручи. Приземляются на поляне. Музыка – фон.

         7) «Ковер - самолет». На поляне детей ожидает ковер самолет. Дети «летят» на ковре – самолете, глаза закрыты, звучит музыка. Психотерапевт не произносит никаких вербальных установок. Единственное условие – закрытые глаза, неподвижная поза. Затем, сидя на ковре, дети рассказывают о том, что каждый из них видел над чем «пролетал» ковер- самолет, что им снилось. При этом они передают друг другу зажженную свечу; если кто-то пропустил свою очередь – свеча гаснет.

        8) «Водопад и ручей» Ковер- самолет. Приземляется около ручья, который заканчивается водопадом. Звучит запись шума водопада и ручья. Дети сравнивают эти звуки. Чем они похожи, чем отличаются?

         9) «Перекричи водопад». Перебраться через водопад невозможно. Его необходимо остановить. Кто крикнет громче всех и перекричит водопад – тот остановит его. Дети кричат волшебное слово, которое должно остановить водопад. Водопад превращается в ручей.

          10) «Бутылка». В ручье все замечают плывущую бутылку. Дети за веревку подтягивают бутылку из моря (озера) или достают ее крючком. В бутылке лежат карточки с незавершенными рисунками. Их испортила вода. Необходимо их дорисовать. Дети дорисовывают их. В бутылке также находится рассказ о следующем задании.

           11) «»Шляпа волшебника. Волшебник надевает шляпу- невидимку и уходит от детей. На нем оказывается шляпа с колокольчиками – шляпа- волшебника. Остальным участникам игры завязывают глаза. Волшебник стал невидимкой. Слышно лишь, как звенят колокольчики на его шляпе. Дети двигаются по звуку колокольчиков за волшебником. Они должны поймать его. Волшебник приводит детей к нескольким дверям. Дети открывают все двери теми ключиками, которые они выиграли, разгадывая загадки волшебника, за одной из дверей находится «клад».

            12) «Клад». В результате дети находят «клад», сюрприз. Сундук (красивая коробка), в которой лежит декорация к кукольному спектаклю «Щелкунчик». Декорацию достают, звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Детям раздают конфеты, которые прислали жители этого города.

Литература:

  1. Н.А. Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.; Просвещение, 1981- 240с.
  2. Н.А. Ветлугина. Моторика музыкального воспитания в детском саду. – М.; Просвещение, 1989- 270с.
  3. О.А. Воронцова. Музыка и игра в детской психотерапии. Изд. Института психотерапии, М.- 2004- 90с.
  4. Б. Теплов. Психология музыкальных способностей. М., 1985
  5. Игровая терапия. М., 2000

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фоновая музыка в жизни детского сада.

Фоновая музыка в жизни Детского сада!Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реал...

Фоновая музыка в жизни детского сада

консультация для воспитателей и родителей...

Роль музыки в жизни детского сада

Семинар - практикум для педагагов в форме конкурса...

Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в жизни детского сада"

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Праздник в дет.саду - это день, наполненный радостью, весельем, музыкой.Но музыка способна украсить повседневную жизнь детского сада...

Тема: «Роль классической музыки в жизни детского сада»

Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, ...

Фоновая музыка в жизни детского сада

Консультация для воспитателей и родителей...

Консультация для воспитателей детского сада "Музыка в жизни детского сада"

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детского сада"...