Обобщение опыта работы по теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха".
методическая разработка по теме

Татьяна Юрьевна Панова

В материале представлен опыт работы педагогов МБДОУ по актуальной теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха". Описаны направления деятельности и пути решения поставленных педагогами цели и задач. Подведены итоги проведенной работы. Мне, как представителю рабочей группы, предоставилась возможность заниматься обобщением творческого процесса по внедрению актуальной темы в образовательный процесс МБДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы.

В жизни ребенка игра не выполняет одной какой-либо определенной замкнутой функции. Игра для ребенка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых – источник радости. Игра дает ребенку полноту жизни, которую он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания.

Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей.

В жизни ребенка с нарушением слуха роль игры имеет огромное значение. Игра является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играю, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия. Игра – как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающих ее от других видов деятельности, - в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение. В игре происходит отрыв от значения реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. Предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушением слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обуславливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. В связи с этим считаем актуальным работу над этой темой.

Цель: создание условий для формирования и обогащения предметной и игровой деятельности, речевого развития неслышащих дошкольников.

Задачи: 

1. Полноценно развивать игровую деятельность, посредством обогащения

содержания игр, овладения механизмами замещения, специального методического руководства со стороны взрослых.

2. Внедрить в образовательный процесс инновационные технологии игровой деятельности, посредством использования «Пальчиковых игр»,  «Речевого тренажера», «Сухого бассейна».

3. Развивать коммуникативное общение со сверстниками и взрослыми, посредством усвоения слов и фраз, повышения уровня речевого развития в игровой деятельности.

       Работа по теме велась в трех направлениях: взаимодействие с детьми, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями. Важная роль отводилась учету принципов коррекционной направленности и дифференцированного подхода.

      Проводимая работа по взаимодействию педагогов позволила повысить их профессиональную компетенцию. Во время проведения тематического педсовета, подготовки и проведения деловой игры уточнено понятие игровой деятельности, методы и приемы ее развития, раскрыты особенности игровой деятельности глухих дошкольников. Педагоги познакомились с инновационными технологиями игровой деятельности, посредством использования «Пальчиковых игр»,  «Речевого тренажера», «Сухого бассейна», которые успешно внедряются воспитателем и учителями-дефектологами ДОУ.

       Открытый просмотр занятий позволил педагогам обменяться опытом по развитию игровой деятельностей, получить «обратную связь», скорректировать и наметить дальнейшее направление работы по теме.

      Консультация: «Подвижные игры на улице» заострила внимание на актуальности подвижных игр для дошкольников с нарушением слуха, позволила пополнить «копилку» педагогов новыми играми, уточнить методику и приемы проведения подвижных игр, обсудить объем включаемого речевого материала.

      Смотр-конкурс позволил по-новому взглянуть на развивающую среду в группах, устранить имеющиеся недостатки, пополнить уголки новыми играми и игрушками.

      Фотовыставка в полной мере отразила разнообразие игр, используемых в ДОУ. Родители смогли наглядно познакомились с различными видами игр. Во время проведения индивидуальных консультаций с родителями, воспитатели ответили на возникшие вопросы по особенностям проведения заинтересовавших на фотовыставке игр в домашних условиях.

      В ходе работы по использованию игрового моделирования педагогам удалось достичь усвоения в игровой форме простейших нравственных правил. Воспитанники познакомились с отношением между людьми, у них сформировано верное понимание некоторых норм поведения.

        Игровые задания и упражнения, предлагаемые педагогами, позволили расширить представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни; наиболее полно раскрыли назначения, свойства предметов и отношения между ними. Воспитанники научились воспроизводить и отражать в играх существенные элементы, внутренние смысловые отношения. Приобретенные умения и навыки были отображены детьми в рисунках на тему: «Моя любимая игрушка».

       Праздники и развлечения позволили объединять вместе всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Во время их проведения наиболее полно раскрывалось усвоение воспитанниками слов и фраз, их предметная отнесенность, коммуникативные умения. Полученная информация, позволяла педагогам оценивать уровень развития игровой деятельности и коммуникативных навыков, корректировать свою дальнейшую работу по теме. Родители могли почувствовать свою роль и важность участия в развитии игровой деятельности своих детей.

         Проводимое анкетирование родителей позволило выяснить  их включенность в развитие игровой деятельности детей; проследить процесс изменения отношения к своей роли в развитии игровой деятельности ребенка, родители смогли поделиться своими успехами в организации и проведение игр в домашних условиях.

          На родительских собраниях родители получили информацию об особенностях развитии игровой деятельности дошкольников в разном возрасте; разнообразии игр, способах их проведения; необходимостью речевого общения; прочувствовали свою важность в участии и развитии игровой деятельности; смогли поделиться с другими родителями имеющимся опытом.

      Во время консультаций родители узнали об играх с использованием инновационных технологий: «Пальчиковые игры»,  «Речевой тренажер», «Сухой бассейн», познакомились с приемами их проведения, получили информацию по интересующим вопросам, научились организовывать и правильно проводить игры в домашних условиях.

       Предлагаемые игровые задания для домашнего общения помогли сблизить взрослых членов семьи с ребенком, мотивировать ребенка к игровой деятельности и коммуникативному общению, побудили желание  родителей интересно проводить досуг совместно с ребенком.  

        Проведенная работа по теме с учетом возрастных особенностей и психофизического развития воспитанников, с включение в работу по развитию игровой деятельности всех участников педагогического процесса, позволила решить поставленные задачи. В образовательный процесс активно внедряются инновационные технологии игровой деятельности: «Пальчиковые игры»,  «Речевой тренажер», «Сухой бассейн». Совершенствуется развивающая среда. Включенность родителей в процесс развития игровой деятельности является неотъемлемой частью и важным показателем успешного решения поставленных задач.

План мероприятий.

Направления работы.

Мероприятия.

Взаимодействие с педагогами.

  1. Педсовет: «Игра в жизни детей с нарушением слуха».
  2. Открытый просмотр занятий.
  3. Мастер-класс: «Развитие игровых умений у детей старшей группы».
  4. Консультация для воспитателей: «Подвижные игры на улице».
  5. Деловая игра: «Знатоки игр».
  6. Смотр-конкурс: «Развивающая среда».
  7. Фотовыставка: «Калейдоскоп игр».

Взаимодействие с детьми.

  1. Игровое моделирование.
  2. Игровые задания и упражнения.
  3. Конкурс детских рисунков: «Моя любимая игрушка».
  4. Праздники, развлечения.

Взаимодействие с родителями.

  1. Анкетирование.
  2. Общее собрание.
  3. Групповые собрания.
  4. Консультации.
  5. Игровые задания для домашнего общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

Обобщение опыта работы "ОБЖ в исследовательской деятелдьности дошкольников "

На протяжении трех лет с детьми старшего дошкольного возраста велась кружковая работа по опытно эксперементальной деятельности "Хочу все знать". С детьми проводились наблюдения, беседы, опыты в которы...

Обобщения опыта работы по теме:"Математическое развитие дошкольников на занятиях и в свободной деятельности"(младший возраст)

Огромное значение развитии устной и в будущем письменной речи ребёнка имеет развитие ручной и пальцевой моторики.Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления....

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Обобщение опыта работы на тему: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Ведущая педагогическая идея опыта по теме. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акце...