Методический материал "Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Баранова Елена Сергеевна
  • адаптация детей раннего возраста.
  • психодиагностическое исследование детей определение уровня нервно – психического развития.
  • организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon адаптация198 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическое обследование детей

раннего возраста

  • адаптация детей раннего возраста.
  • психодиагностическое исследование детей

определение уровня нервно – психического развития.

  • организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

Диагностические методики

Используемые в работе педагога – психолога МКДОУ д/с №4 комбинированного вида Баранова Е.С.

                                                                                                                                                                                                                                       Таблтца №1


   

              Название

           Методические средства

               (методики, тесты)

           Возрастная категория


 Описание методики


                Критерий оценки


          Источник

       (литература)



1.

                   2.

                            3.

                 4.

                  5.

                 6.

1.

     Определение степени адаптации детей раннего возраста

1.1

Определение степени

адаптации детей

раннего возраста 

Шкала для определения

эмоционального профиля

дошкольников при адаптации

в условиях детского сада

М.И. Студеникин,

Ю.А. Макаренко

А.И. Баркан

Проводится наблюдение за эмоциональными проявлениями

ребёнка во всех режимных моментах и свободной деятельности.  

+13 и более – благоприятная адаптация;

От +6 до +12 – среднеблагоприятн

(условноблагоприятная)

Менее +6 - неблагоприятная

Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,

«Просвещение»,

1986г. К.Л.Печёра,

Л.Г. Голубева,

Г.В. Пантюхина

2.

Психодиагностическое исследование детей раннего возраста – определение уровня нервно – психического развития

2.1

Определение уровня нервно – психического развития детей раннего возраста

Диагностика нервно-психического развития.

К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина

Возрастная категория:

1г.3мес., 1г.6мес., 1г.9мес.,

2г., 2г.6мес., 3года.

Ребёнку предлагается выполнить тестовое задание по линиям развития:

-понимание речи

-активная речь

-сенсорное развитие

-игра и действие с предметами

-движение

-навыки

-конструктивная деятельность

-изобразительная деятельность

-социальное развитие

Выполнение ребёнком тестовых заданий в достигнутом им возрастном периоде оценивается как соответствие развитию в обозначенных эпикризных сроках

(1г.3мес., 1г.6мес., 1г.9мес.,

2г., 2г.6мес., 3года.)

Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,

«Просвещение»,

1986г. К.Л.Печёра,

Л.Г. Голубева,

Г.В. Пантюхина

       

Таблица №2

    Методика определения степени адаптации ребенка в ДОУ

Выделяются 4 основных фактора поведенческой адаптации:  эмоциональное состояние;

коммуникабельность;

послеполуденный сон;

аппетит.

        Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем 4 факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего определяются уровни адаптации.

        Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

  1. Эмоциональное состояние ребенка.

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

-1 Легкая плаксивость, хныканье.

-2 Плачет за компанию; плач приступообразно.

-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

   

  1. Социальные контакты ребенка.

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

  1. Сон ребенка.

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго.

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 Отсутствие сна, плач.

  1. Аппетит ребенка.

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный.

-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 Приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде, кормление мучительно.

Адаптация

    Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

до 5 дн.- 1 нед.

+12…+8

А-1 и П-1 высокий

А-1 и П-2 высокий

Средняя

до 15 дн.- 3 нед.

+7…0

А-1 и П-3 средний

А-2 и П-2 средний

Усложненная

до 25 дн.-5 нед.

-1…-7

А-2 и П-4 сложный

А-3 и П-3 сложный

Дезадаптация

более 5 нед.

-8…-12

А-3 и П-4 дезадапт.

А-4 и П-4 дезадапт.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

1.хороший аппетит,

2. спокойный сон,

3.охотное общение с другими детьми,

4. адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

5. нормальное эмоциональное состояние.

 

                                                                                                                                                   

Таблица №3

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (Н.М. Аксарина. К.Л Печера)

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с

предметами

Движения

Навыки

1год 1мес.

1год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости

Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1год 4 мес.

1год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации)

Пользуется облегченными словами («би-би») и произносит правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1год 7мес.

1год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «Где?»

Во время игры обозначает словами и двухсловными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа»ворот», «скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной         15-20 см.), приподнятой над полом              (15-20см.)

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1год 10 мес.

2года

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

таблица №3

Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н.М. Аксарина. К.Л Печера)

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструктивная

деятельность

Изобразительная

деятельность

Навыки

Движения

грамматика

вопросы

воспроизведение

формы

воспроизведение

цвета

одевания

кормления

2года-

2года 6мес.

Говорит многословными предложениями (более 3 слов)

Появляются вопросы

«Где?»

«Куда?»

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3)

Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки

Ест аккуратно

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28см.

2года 6мес.-

3года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения

Появляются вопросы

«Почему?»

«Когда?»

В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению

Называет 4 основных цвета

Появляются элементы ролевой игры

Появляются сложные сюжетные постройки

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого

Пользуется салфеткой по мере надобности и без напоминания

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35см.

Таблица №4

Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста

Разработано Н.М.Аксариной, К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной.

1). 1 год 3 месяца.

Пассивная речь.

Понимание речи

 /Запас понимаемых ребенком слов быстро расширяется.

Понимание названий окружающих предметов./

1.      

Материал.3-4 игрушки (разные виды транспортных средств, животных; предметы обихода, детских игр - автомобили, часы, мячик, собака).

Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: « Где?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти.

Поведение ребенка. По просьбе взрослого он находит ( показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным, если малыш выбирает не менее 3 предметов.

2.

Материал. Предметы одежды, обуви.

Методика. Ситуация естественная - в общении с ребенком в группе. Малышу предлагают найти 4 предмета одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку.

Поведение ребенка. По слову взрослого он находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным, если малыш найдет не менее 3 предметов.

Понимание ребенком действий.

Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить следующие действия: « Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».

Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку. 

Ребенок ориентируется в помещении группы.

Методика. Ситуация естественная. В режимных процессах, при организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: « Покажи, где у нас рыбка», « Найди, где часы»,

 « Покажи, где твой горшочек», « Иди мыть руки».

Поведение ребенка.  Выполняет не менее 3 поручений взрослого.

Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи. 

Активная речь.

/ Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления, радости./

Методика. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 минут.

Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», и др.).

Сенсорика.

/ Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см./

Материал. Кубы- вкладыши. Длина ребра большого куба 10 см, малого- 7см.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывают маленький куб из большого. Предлагают положить куб обратно (вложить маленький в большой).

Поведение ребенка. Вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз (не более 3 раз) повторить свое действие.

Игра и действия с предметами. 

/Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)./

1.

Материал. Кукла, тарелочка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные предметы и предлагают задание- покормить куклу. Если малыш затрудняется, можно ему показать действие.

Поведение ребенка. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.

Примечание. Данное задание можно не повторять, если ребенок выполнил его при выявлении понимания речи.

2.

Материал. 2 кирпичика, 2 кубика.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают поиграть с кубиками: сделать машину («биби») или построить дом. Если он затрудняется, действие можно показать.

Поведение ребенка. Самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика машину, двигает ее, воспроизведя движения, или кладет один кубик на другой (строит дом).

3.

Материал. Стержень с 4-5 кольцами (одной величины).

Методика. Ребенку предлагают надеть кольца на стержень.

Поведение ребенка. Надевает кольца на стержень. Задание читается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.

Движения.

/ Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)./

Методика. Ситуация естественная- наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности.

Поведение ребенка. Выполняет указанные движения.

Навыки.

/Самостоятельно ест густую пищу ложкой./

Методика. Ситуация естественная - процесс еды.

Поведение ребенка. Самостоятельно ест второе блюдо (каша, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может оставить пищу не съеденной, проявить неаккуратность.

2). 1 год 6 месяцев

Пассивная речь

Понимание речи

/Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи ( в конфликтной ситуации)/

1.

Материал.2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому- либо признаку ( цвету), предмет, сходный с одним из них по тому же признаку (кошка белая, кошка черная, собака черная), и контрольный предмет (кукла).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. Затем предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

2.

Материал. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и по цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика. Та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка. Находит однородные предметы по слову взрослого

( кошка белая и черная, ложка десертная и игрушечная).

 Активная речь.

/Пользуется словами облегченными  («би – би») и правильными  («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. /

Материал.  4 предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой их вынимают.

Методика.  Ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: « Кто там?», « Кто это?»,     « Что это?».

Поведение ребенка. Называет предметы правильно («ляля», «зайка») или

облегченными  словами.

 Сенсорное развитие.

/Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма )./

Материал. 3 шарика , 3 кубика, 3 кирпичика , 3 призмы, скат (предметы

одного цвета и близкие по размеру).

Методика.  Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вперемежку. Берет кубик, ставит перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если малыш затрудняется действовать по слову взрослого, ему надо показать, как и что надо делать (поставить один кубик на другой). Затем целесообразно снять кубики, вновь поместить перед ребенком один кубик и предложить выполнить задание. Далее педагог берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает найти еще шарики и скатить их так же.

Поведение ребенка. По образцу и слову взрослого выполняет задание: подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).  

Игра.

/Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия./

1.

Материал. Кукла, носовой платок.

Методика.  Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: « У ляли грязный носик. Вот платок».

Поведение ребенка. Прикладывает носовой платок

 к носу куклы.

2.

Материал. Кукла с волосами, расческа.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: « Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа».

Поведение ребенка. Прикладывает расческу к голове куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Движения.

/Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом./

Материал. 4 брусочка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная (проверка возможна и на занятии гимнастикой). На пол, на некотором расстоянии друг от друга кладут брусочки. Ребенку предлагают перешагнуть через них. Если малыш не понимает задание, можно показать ему движение, затем встать перед ним и позвать к себе.

Поведение ребенка. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

Навыки.

/Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой./

Материал. Глубокая тарелка с жидкой кашей, десертная ложка.

Методика. Ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка.  Самостоятельно съедает жидкую пищу ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулаке).

3). 1 год 9 месяцев.

Пассивная речь.

Понимание речи.

/Понимает несложный рассказ по сюжету картинке, отвечает на вопросы взрослого./

Материал. Кукла, носовой платок.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и задает соответствующие вопросы («Где дети умываются?» и др.).

Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого, указывая на нужную картинку.

Активная речь.

/Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями./

Методика. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий.

Поведение ребенка. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное развитие.

/Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см./

Материал.  3 куба- вкладыша одного цвета. Длина ребра первого 10 см, второго- 7 см, третьего- 4 см.

Методика. Взрослый на глазах у малыша достает кубы один из другого и ставит их вперемежку, после чего предлагает ребенку собрать их вновь.

Поведение ребенка. По слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может сделать 2-3 попытки.

Движения.

/Ходит по ограниченной поверхности (ширина15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)./

Материал. Скамейка высотой 15-20 см, ширина доски 15-20 см.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают пройти по доске без помощи взрослого (взойти и сойти можно с помощью взрослого).

Поведение ребенка. Проходит по ограниченной поверхности (доска) без помощи взрослого.

Навыки.

/Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку)./

Методика. Ситуация естественная (при раздевании ребенка).

Поведение ребенка. Снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку.

4). 2 года.

Пассивная речь.

Понимание речи.

/Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях из его личного опыта./

Материал. Специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок может находиться в группе с другими детьми (2-3), сидящими полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает сначала одну часть текста, после чего задает 2 вопроса. Затем продолжает рассказ и задает 2 следующие вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть).

После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что Машенька надела?»

«На улице гуляли детки. Вдруг выскочила собака и залаяла на Машу: «ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собака не кусается». Собака убежала. Маша больше не плакала и пошла играть с детьми» (вторая часть).

« Кто испугал Машу на улице?», « А что сказала Маше тетя?»- спрашивает воспитатель по окончании рассказа.

Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого.

Активная речь.

/ При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. /

Методика. Ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении с взрослым).

Поведение ребенка. Общается с взрослым посредством речи (двух- и трехсловные предложения).

Сенсорное развитие. 

/ Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета./

Материал. 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красную, зеленую, синюю, красную, синюю, зеленую. Воспитатель дает ребенку варежку и предлагает найти такого же цвета. Затем порядок варежек меняет на следующий: синюю, красную, зеленую, синюю, красную, зеленую. Задание повторяется.

Поведение ребенка. Правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке - красную, к синей - синюю, к зеленой - зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

Игра и действия с предметами.

/ Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

1.

Материал. Кукла- голыш высотой 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед малышом раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная».

Поведение ребенка. Воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.

2.

Методика. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу (опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы).

Поведение ребенка. Если малыш в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.

Движения.

/ Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. /

Материал. 3-4 брусочка

Методика. На расстоянии 20 см кладут брусочки, ребенку предлагают перешагнуть через них. Если малыш не понимает задание, взрослый показывает, как надо действовать.

Поведение ребенка. Шагает через брусочки чередующимся шагом.

Навыки.

/ Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Методика. Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку

Поведение ребенка. Самостоятельно, без помощи взрослого может надеть названные предметы одежды.

5). 2 года- 2 года 6 месяцев.

Активная речь.

/ Говорит многословными предложениями (долее 3 слов)./

Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).

Поведение ребенка. В процессе речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).

/ Появляются вопросы: «Где?», «Куда?»./

Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 минут.

Поведение ребенка. Хотя бы раз задает вопросы «Где» или «Куда?».

Сенсорное развитие.

1.

/Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном варианте./

Материал. Два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Один комплект дают ребенку, другой остается у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.

Поведение ребенка. Правильно дает соответствующую фигуру.

2.

/Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов. /

Материал. Цветное лото, в котором есть 4 карточки, окрашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов (следует использовать изображения знакомых детям предметов, которые на занятиях не использовались).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета ( цвета чередуют). Затем спрашивает, на какой фон надо положить эту картинку.

Поведение ребенка. Правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.

Игра.

/ Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3). /

Материал. Пособия для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр; разложены произвольно.

Поведение ребенка. Дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.

Конструктивная деятельность.

/ Самостоятельно выполняет сюжетные постройки и называет их. /

Материал. Строительный материал разнообразной геометрической формы

(10-14 шт.) по 2 шт. каждой.

Методика. Ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дают набор строительного материала и предлагают что-либо построить.

Поведение ребенка. Выполняет 1-2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (стол, стул, кровать, дом и др.).

Навыки.

/ Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. /  

Методика. Ситуация естественная (во время одевания после сна или сбора на прогулку).

Поведение ребенка. Самостоятельно надевает рубашку, штаны, колготки, шапку, пальто.

/ Ест аккуратно. /

Методика. Ситуация естественная (во время еды).

Поведение ребенка. Ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.

Движения.

/ Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см./

Материал. Палка или веревка.

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую над полом на 20-28 см.

Поведение ребенка. Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.

6). 2 года 6 месяцев- 3 года.

Активная речь.

1.

/Начинает употреблять сложные придаточные предложения./

Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на близкую ему тему.

Поведение ребенка. Хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.

2.

/ Появляются вопросы «Почему?», «Когда?»./

Методика. Ситуация естественная. Взрослый  ведет запись речи во время еды, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка. Хотя бы раз употребляет вопрос « Почему?» или «Когда?».

Сенсорное развитие.

1.

/ В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. /

Материал. Геометрическая мозаика, к ней карточка с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых заложены основные геометрические фигуры.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки, накладывая их на образец.

Поведение ребенка. Правильно подбирает мозаику к рисунку.

2.

/ Называет 4 основных цвета. /

Материал. 8 однотонно окрашенных Ситуация провоцирующая. предметов по 2 одинакового цвета, но разной формы ( красный кубик, красный конус и др.).

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: « Какого цвета шарик?» (цвет чередуют.)

Поведение ребенка. Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

Игра.

/ Появляются элементы ролевой игры. /

Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.

Методика. Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 минут.

Поведение ребенка. Отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: « Кто ты?».

Поведение ребенка. На вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

Конструктивная деятельность.

/ Появляются сложные сюжетные постройки. /

Материал. Разнообразные геометрические фигуры (10-14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка (за столом или на полу). Если малыш сидит за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу – крупный строительный материал (можно использовать дополнительный материал-автомобиль, мелкие игрушки).

Методика. Ситуация провоцирующая.

Поведение ребенка. Делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.

Изобразительная деятельность.

1.

/ С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их./

Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длинной 4-6, диаметром 1,5-2 см.

Методика. Ситуация провоцирующая. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь вылепить.

Поведение ребенка. Лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

2.

/ С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их. /

Материал. Лист бумаги ( размером с тетрадный лист), карандаш или краски

( гуашь, разведенная до густой сметаны).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.

Поведение ребенка. Изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Навыки.

1.

/ Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого./

Методика. Ситуация естественная ( во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Поведение ребенка. Самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.

2.

/ Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания./

Методика. Ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка. Если лицо или руки загрязнились, сам пользуется салфеткой.

Движения.

/ Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см./.

Материал. Палка, веревка, поднятая на указанную высоту.

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.

Поведение ребенка. Свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.

Таблица №5

Карта   развития   и  поведения   ребёнка

(по эпикризным моментам)

Фамилия, имя  ребёнка__________________________________________________________________________________

Дата  рождения _______________________________________    Возраст  при  поступлении_________________________

Анамнез  биологический, социальный_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

возраст




                           Уровень  нервно-психического  развития.



поведение



заключения



назначения




Пони-

мание

речи.


Актив-

ная

речь.

Сенсор-

ное

разви-

тие.

Игра.

Движе-

Ние.

Навыки.

Констру-

ирова-

ние.

 ИЗО

1год

3мес.

1год

6мес.

1год

9мес.

2года


2года

6мес.

3года

                                                   

. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ

И КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

        В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ         

        Программы психологической направленности реализуемые в МДОУ Калининского района

2 – 3 года

  1. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2004.  
  2. Севостьянова Е.О. "Дружная семейка" - программа адаптации детей к ДОУ. М.: 2004.  

3 – 5 лет

  1. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. М.: Книголюб, 2005.  
  2. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. М.: Книголюб, 2005.

5 – 7 лет

  1. Донскова В.А. "Светлячок" - программа для подготовительной группы детского сада по коррекции психического развития детей и формированию качеств обеспечивающих школьную деятельность. Челябинск, 1995.
  2. Иванова А. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников "Сотрудничество";
  3. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной к школе группе. М.: Книголюб, 2005.  
  4. Крюкова С.В. Слободняк Н.П. "Удивляюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь". СПб.: 2003.
  5. Крятева Н.Л. "Конь и пес спешат на помощь", анималотерапия. Ярославль, 2000.
  6. Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Челябинск, 2006.
  7. Семак Е.В. Программа психолого-педагогического сопровождения интеллектуального развития дошкольников и учебно-познавательной мотивации у воспитанников подготовительных к школе групп;
  8. Сиратюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.: Книголюб, 2002.  
  9. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.: Книголюб, 2005.  
  10. Шипицина Л.М. "Азбука общения" (основы коммуникации). Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ, 1996.

Игры и упражнения для профилактических коррекционных мероприятий с детьми в период адаптации

  1. Сенсорные игры.

Сенсорные игры помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

  1. Игры на развитие эмоциональной экспрессии.

Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности.

Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Читая стихи, потешки необходимо акцентировать внимание детей на словах, характеризующих определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя различные вопросы.

При работе с фольклором присутствует элемент психогимнастики, так как происходит развитие и коррекция различных сторон психики ребенка.

  1. Игры с песком или водой.

Песок и вода – любимые материалы для игр и занятий детей раннего возраста. Эти игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей. Игры с водой и песком стабилизируют эмоциональное состояние.

«Мы встречаем гостей»

Цель.

  1. Учить детей правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях.
  2. Закреплять некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды.
  3. Воспитывать приветливость, заботливость.

Обогащение словаря.

Чистая, отглаженная, красивая, нарядный, праздничный, здравствуй, пожалуйста, мы рады, угощайся.

Активизация словаря.

Чайная посуда, чашка, скатерть, блюдце, сахарница, чайник, хлебница салфетка, салфетница, вазочка.

Ход игры:

  1. Сообщение детям о приходе к нам в гости куклы Кати.
  2. Обсуждение встречи куклы: что и как необходимо сделать, с чего начать, какие слова приветствия использовать при встрече.
  3. Предложить детям накрыть праздничный стол для куклы Кати.
  4. Рассматривание и расстановка предметов посуды, обговаривание ее предназначения (побуждать детей к проговариванию слов).
  5. Приход и встреча куклы, угощение с проговариванием действий. Активизация вежливых слов.

«Уложим куклу Катю спать»

Цель.

  1. Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс.
  2. Закрепить названия постельных принадлежностей, действий с куклой.
  3. Воспитывать добрые чувства.

Обогащение словаря.

Снять, надеть, застегнуть, застилать.

Активизация словаря.

Кровать, одеяло, подушка, матрас.

Ход игры:

  1. Чтение воспитателем потешки «Наша Катя маленька...».
  2. Рассказ воспитателя о том, что после прогулки Катя захотела спать, как мы можем помочь ей (подвести к выводу: «Нужно уложить куклу спать»).
  3. Рассматривание постельных принадлежностей, выбрать и назвать необходимые вещи (побуждать детей к проговариванию слов).
  4. Совместная деятельность воспитателя с детьми: подготовка кукольной постели.
  5. Укладывание куклы, пение колыбельной песни «Спи, младенец мой прекрасный».

«Ох, красивый теремок! Очень-очень он высок»

Цель.

  1. Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (использование настольного театра); вызвать у детей радость от услышанного, сочувствие к зверям, оставшимся без теремка.
  2. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.

Обогащение словаря.

Красивый, тоненький голосок, урчит, пищит, грубый, ревёт.

Активизация словаря.

Мышка, заяц, лягушка, волк, лиса, медведь.

Ход игры:

  1. Воспитатель обращает внимание детей на красивый домик, стоящий у него на столе. Сообщает, что это теремок и про него будет сказка (рассказывает и показывает сказку «Теремок»).
  2. Беседа по сказке. Затем предложить детям по желанию постучаться в теремок и спросить, кто в нём живёт (как мышка, зайка, лягушка и др.). Поставить перед детьми проблемный вопрос: «Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?» (подвести детей к мысли о постройке нового теремка.).
  3. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Постройка нового теремка.
  4. Затем предложить детям образовать круг и сказку завершить словами:

Стоит в поле теремок, теремок.

Очень, очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

«Чаепитие»

Цель.

  1. Показать и назвать действия, которые в последствии дети смогут перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в заварной чайник, залить кипятком и т. д.). Рассказать о назначении некоторых предметов (сахарницы, молочника).
  2. Закрепить названия предметов чайной посуды и их частей (ручка, крышка).
  3. Развивать у детей желание заботиться о кукле.

Ход игры:

  1. Чтение воспитателям потешки «Вот проснулся петушок...».
  2. Рассказ воспитателя о том, что после сна Катя проголодалась, как мы можем ей помочь (подвести к выводу: «Напоим Катю чаем»).
  3. Рассматривание предметов чайной посуды, выбрать и назвать необходимую (побуждать детей к проговариванию слов).
  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми: приготовление чая для куклы.
  2. Занятие заканчивается чаепитием.

«Водичка»

Цель:

  1. Развивать речевое дыхание (произнесение звука на одном выдохе, протяжно).
  2. Формировать правильное произношение звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Активизация словаря.

Вода, горячая, холодная, смывать, вытирать.

Ход игры:

  1. Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание детей на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с).
  2. Показ картинки с изображением умывающихся детей и чтение потешки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался Зубок!

  1. Повторение потешки вместе с детьми 3-4 раза.
  2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: «пение» песенки водички (дети произносят звук «С»  протяжно).

«Мы топаем»

Цель:

  1. Обучение простым движениям.
  2. Развитие чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песни.

Активизация словаря.

Голова, руки, ноги, поднять, опустить.

Ход игры:

Совместная деятельность воспитателя с детьми: стоя в кружке вместе со взрослым, дети под песенку делают следующие движения:

Мы топаем ногами,    

Мы хлопаем руками

Качаем головой, качаем головой.

Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем и бегаем кругом!

«Песня-песенка»

Цель:

  1. Уточнить звукопроизношения у ребенка.
  2. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Материал:

Игрушки — большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Активизация словаря.

Кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход игры:

  1. Показ игрушек-персонажей и рассказ «Запела девочка песенку…» с четким произношением звукоподражания.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

— Теперь ты, петушок, пой!

— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.

— Ты спой, Мурка! мяу, — спела кошка.

— Твоя очередь, уточка

— Мяу.

— Кря-кря-кря, — затянула утка.

— А ты, Мишка?

— Ряв-ряв-ряв, — зарычал медведь.

— Ты, лягушка, спой!

— Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.

— А ты, кукла, что споешь?

— Ма-ма, мама! Складная песенка!»

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми: при ответах на вопросы по сказке «Запела девочка песенку…» повторение детьми звукоподражаний.
  2. Ответы детей на вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?» и т.д.

«Научим куклу Катю раздеваться»

Цель:

  1. Помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду.

Обогащение словаря:

Снять, повесить, положить, поставить

Активизация словаря:

Шарф, шапка, пальто, обувь, кофта, штаны.

Ход игры:

  1. Воспитатель говорит, что кукла Катя вернулась с прогулки (подвести детей к выводу: «Надо помочь кукле Кате раздеться после прогулки»).
  2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться и складывать вещи в шкаф (раздевание сопровождать чтением стихотворения З. Александровой «Катя в яслях»; а складывание — чтением стихотворения А. Барто «Маша-растеряша»).

«Катя проснулась»

Цель:

  1. Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания.
  2. Закрепить названия предметов одежды.
  3. Воспитывать заботливое отношение к кукле-партнеру по игре.

Активизация словаря:

Майка, трусики, колготки, платье, туфли, ночная рубашка.

Обогащение словаря:

Снять, свернуть, положить, одеть, застегнуть, завязать.

Ход игры:

  1. Воспитатель обращает внимание детей на проснувшуюся куклу и читает потешку «Тяги – тяги – потягушеньки…» (предложить детям помочь кукле встать с постели).
  2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: застилание кукольной постели.
  3. Напомнить детям, что кукле надо умыться. Умывание куклы и чтение потешки «Водичка, водичка...».
  4. Одевание куклы (побуждение детей к проговариванию).
  5. Завтрак.
  6. Самостоятельные игры с куклой.

«Накроем стол к обеду»

Цель:

  1. Познакомить детей с названиями предметов столовой посуды.
  2. Активизировать их речь.
  3. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Активизация словаря:

Скатерть, посуда, салфетница

Обогащение словаря:

Накрыть, постелить, поставить.

Ход игры:

  1. IIредложить детям покормить Катю обедом (поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?» Выслушать предложения детей).
  2. Совместная деятельность детей и воспитателя: выбор и рассматривание столовой посуды, обговаривание ее предназначения (побуждать детей к проговариванию).
  3. Сервировка стола.
  4. Обед. Пожелание приятного аппетита кукле.

«Солнце или дождик?»

Цель: 

Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Материал:

бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры:

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, и когда я стучу в него».

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

«Дерево»

Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку». От сильного порыва ветра «дерево» должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

«Хлопки»

Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

«Паровоз»

Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

«Сделай так же»

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу;

б) елочку из треугольников и т.д.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

  1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя.
  2. Игры с предметами домашнего обихода.

В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

  • На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпать любую мелкую крупу. Провести пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позволить малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Совместно с ребенком нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  • Подобрать пуговицы разного цвета и размера. Сначала взрослый выкладывает рисунок сам, затем малыш делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без помощи взрослого, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
  • Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех

  1. Игры - шнуровки Марии Монтессори.

 «Жмурки»

Ход игры:

Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

  • Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

«Шалтай-Болтай»

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняет корпус тела вниз.

Шалтай - Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

«Маленькие ножки бежали по дорожке»

Цель:

  1. Формирование правильной осанки, развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения).
  2. Развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука «Ш» в связном тексте.

Ход игры: 

Ребенок и взрослый садятся лицом друг другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают.

Ребенок бежит и приговаривает:

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз.

Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстро и легкого, то медленного и тяжелого движения.

«Мячик»

Цель:

Обучение прыжкам, развитие координации движений.

Материалы: Мяч.

Ход игры: 

Взрослый бросает мячик об пол, при этом:

Мой славный мяч,

Забавный мяч —

На месте не сидит.

Ловлю его, ловлю его

И снова он летит!

(С. Вышеславцева)

Взрослый предлагает ребенку попрыгать, как мячик, ребенок прыгает, а взрослый бросает мяч и говорит: «Беги, мячик!»

Ребенок бежит на свое место. Когда он немного отдохнет, игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста....

Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста....

Методическая копилка: «Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...

Методическая игра "Педагогическое тестирование - ранний возраст"

Данное методическое мероприятие направлено на систематизацию знаний педагогов для работы с детьми раннего возраста по формированию у них самостоятельности в процессе самообслуживания....

Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)

Пример заполнения протокола по реультатам  психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...

Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми.Печора К. Л.

Психолого-педагогическое обследованиедетей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми....