Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
учебно-методический материал на тему

Николаева Валентина Николаевна

Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития

фонематического слуха.

        В работе с детьми логопедической группы, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», мы часто сталкиваемся с таким положением: пройдет первый этап обучения – ребенок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи. Дети должны справиться с трудной для них задачей: правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. Однако именно этих практических навыков свободного, почти несознаваемого владения речевыми средствами и не хватает нашим воспитанникам.

        Задача педагога – развить, усовершенствовать речевые навыки, а для этого необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова.

        Я подобрала специальные, небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками, звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение, провести игру с конкретным заданием: «повтори», «запомни», «назови».

        Начала работу с простых слоговых упражнений. Согласный звук, отрабатываемый по программе, включался в прямые и обратные слоги. В этих упражнениях дети должны были повторить слоги в заданном порядке: «ба-бу-бо» или «бо-бу-ба-бы» и т.п. Когда проводилась работа по дифференциации звуков (например, глухих и звонких), задача усложнялась: ряд слогов с глухими звуками уподобить ряду слогов со звонкими: ба-бу-бо, па-пу…

        Отрабатывая произношение  поставленного звука в слогах, я вместе с тем развивала у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки):

        с́а-са-са,          с́тра-стра-стра          с́кла-скло-склу,

         са-с́а-са,          стро-с́тро-стро         спла-с́тла-скла,

        са-са-с́а           стру-стру-с́тру         спра-стра-с́кра

        Такие упражнения развивают чувство ритма, а также концентрируют внимание детей на изменении звукового состава слога.

        Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах были составлены специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живностью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звукослоговых сочетаний. Однако многие известные считалки, которые у детей с нормальным речевым развитием не вызывают затруднений ни с произносительной, ни с ритмической стороны, для наших воспитанников оказались сложными. Им трудно было в нужном темпе и ритме произнести замысловатые сочетания звуков и слогов (например: «цынцы-брынцы…» или «эники-беники…»), еще труднее оказалось совместить чтение считалки вслух с поочередным указыванием на стоящих в кругу детей; водящий мог, произнося дин слог, указать на одного, второго ребенка, а произнося два, три слога, отметить лишь одного.

         Начала с простейших упражнений: предлагали повторить текст, сохранив его слоговую и ритмичную структуру, а также  сохранить порядок звуков в словах, сходных по звучанию:

        л́а-ла, л́а-ла, л́а-ла,        л́а-ла-ла, л́а-ла-ла, л́а-ла-ла

        л́апа, л́ама, л́ампа,        л́асточка, л́ампочка, л́апочка

        ла-л́а, ла-л́а, ла-л́а,        ла-л́а-ла, ла-л́а-ла, ла-л́а-ла,

        шкал́а, скал́а, смол́а        бул́авка, пал́атка, запл́атка,

        ло-л́о-ло, ло-л́о-ло, ло-л́о-ло,

        кол́онка, сол́онка, сол́омка

        Считалки со связным текстом на определенный звук вводили в игры детей и следили за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.

        На сосне сидит сова,                                        Тот, на кого указали в последний раз,

        Под сосной стоит лиса,                                        выходит из круга

        На сосне сова осталась

        Под сосной лисы не стало.

        Вот со звуком «С» считалка:

        Сани, сад, сова, скакалка.

        Выходи на слово «стук»,

        Назови в нем первый звук!

        Кроки-кроки-крокичок,                                        Спрятавшийся перед этим ребенок

        Жил за печкою сверчок.                                стрекоча, как сверчок, входит в круг

        Ты за печкой не сиди,

        Поиграть к нам выходи!

        

        Строки-струки-стрики-стречик,                         «Кузнечик» выходит из круга и

        Стрекотал в траве кузнечик.                                  прячется

        Стрекотал он, стрекотал,

        Вдруг пропал и замолчал!

        Стреко-стреко-стрекоза,                                  «Стрекоза» облетает круг детей,

        Изумрудные глаза,                                          размахивая руками, как крыльями

        Крылья быстро разверни

        Круг наш быстро облети.

        Приступая к теме «Деление слов на слоги»,  начинала работу с простейших упражнений. В игре «Договори слово» воспитатель произносит первый слог, а ребенок – второй. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:

        ши-на                веет-ка

        ти-на                        сумм-ка

        ми-на                        шут-ка

        ра-на                        лод-ка

        пе-на                        мар-ка

        

        Цель таких упражнений – выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»).

        Игра «Магнитофон» также вырабатывает навык деления слов на слоги и, кроме того, дает возможность дифференцировать поставленные звуки в сходных по звучанию словах. Воспитатель произносит первый слог, первый ребенок – слог ЛЫ, воспитатель вновь произносит тот же слог, второй ребенок – слог РЫ, а третий ребенок называет («магнитофон записывает») слова целиком.

        

        Воспитатель                 1-й ребенок                2-й ребенок                3-й ребенок

              иг                                 лы                                                              иглы

              иг                                                     ры                            игры

              пи                     лы                                                    пилы

              пи                                             ры                            пиры

              го                            лы                                                    голы

              го                                                     ры                            горы

              по                    лы                                                    полы

              по                                             ры                            поры

        

        Вариант игры. Третий ребенок повторяет только получившиеся слова.

        Воспитатель                 1-й ребенок                2-й ребенок                3-й ребенок

            шко                      лы                                                            школы

            шко                                             ры                               -

            шку                      лы                                                       -

            шку                                             ры                           шкуры

             ску                     лы                                                    скулы

             ску                                             ры                               -

             ска                     лы                                                    скалы

             ска                                             ры                               -

        Аналогичные задачи стоят перед детьми в играх «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится». В первой игре воспитатель предлагает ребенку добавить слог ЗА только в том случае, если получается слово: зано-(за), стреко-(за), колба-(-), гла-(за), ва-(за), поло-(-), мимо-(за). В игре «Закончи слово, если получится» воспитатель произносит начало слова, одному ребенку предлагает добавлять слог ДА, другому – слог ТА, если получится слово. Затем дети должны вспомнить, какие слова у них получились.

        Воспитатель                 1-й ребенок                2-й ребенок                

             поч                         та                                                              

             кар                     та                                            

              бе                                                да                                                  

              во                                                          да                          

            ребя                     та                                                

            лопа                     та                        

            пого                                                 да                        

            газе                     та

            побе                                             да

           конфе                     та

             оби                                             да        

        Можно перед началом игры произнести слова целиком, предложив детям внимательно послушать, какие из них заканчиваются на ТА,  а какие на ДА. На фронтальных и подгрупповых занятиях эти игры целесообразно проводить «по кругу», каждый из группы детей договаривает по одному слову, а затем вспоминает его.

        После того как дети познакомились с ритмическим строем речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одновременно несколько задач. Так, в игре на автоматизацию звука Р отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.

Ведущий. Ру-ру-ру!

Дети. Ру-ру-ру!

Ведущий.        Начинаем мы

Дети. Игру!

Ведущий. Руку другу тянет

Дети. Друг.

Ведущий. Встали все в широкий

Дети. Круг!

        Дети по очереди называют слог РУ, а ведущий договаривает нужные слоги, например: ру-башка, ру-банок, ру-кав, ру-чей, ру-ка, ру-лон, ру-бин.

        Затем дети вспоминают и называют эти слова целиком.

Ведущий. Ра-ра-ра!

Дети. Ра-ра-ра!

Ведущий. Продолжается

Дети. Игра!

Ведущий. Я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова!

        Ведущий называет первый слог, а дети добавляют слог РА: ко-ра, иг-ра, но-ра, по-ра и т.д.

        Затем дети вспоминают и называют эти слова целиком.

Ведущий. Ры-ры-ры!

Дети. Ры-ры-ры!

Ведущий. Вот слова со слогом РЫ: Вет-ры, ку-ры, кома-ры, го-ры, но-ры, топо-ры. (Слог РЫ дети произносят хором)

Ведущий. За мною повторяйте

               слова, но не зевайте:

               Кто промолвит слово «рысь»,

               тот выходит из игры!

        Ведущий называет, а дети повторяют за ним слова: рыбы, рыжик, рытвина, рысь(!), рынок, рыбак, рысь(!), корыто, рак, бобры, топоры, рысь(!).

Ведущий. Ро-ро-ро!

Дети. Ро-ро-ро!

Ведущий.        Много слов со слогом РО:

                Па-ро-ход, пе-ро, вед-ро,

                Ут-ро, ко-ро-бок, мет-ро.

                Мяч поймайте тогда,

                Когда названа еда!

        Ведущий называет слова, обозначающие пищу и различные предметы: горошек, пироги, мороженое, города, сорока, корова и др.

        Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» педагог называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:

елка – метелка,

лейка – наклейка,

пушка – хлопушка,

утка – минутка.

        Если играет группа детей, то им раздаются картинки и они подбирают рифму к слову, обозначающему предмет на своей картинке. Можно дать детям по две картинки.

        В игре «Эхо» дети повторяют за воспитателем вторую половину слова:

        

        Воспитатель                        Дети (эхо)

       раскла-душка            душка, душка

         неза-будка                   будка, будка

        канна-рейка                     рейка, рейка

         бала-лайка                     лайка, лайка

       погре-мушка                    мушка, мушка

         приба-утка                       утка, утка

        Затем воспитатель предлагает вспомнить, какие слова «договорило» эхо.

        «Какой новый звук появился?!

  1. Сон – стон                каска – краска                ролик - кролик

сок – сток                салка – скалка                тучка - штучка

сук – стук                кошка – крошка        кот - крот

стол – столб                ложка – плошка        сон – слон

  1. Мышка, мошка, ложка, ножка,

сошка, кошка, кашка, чашка,

дачка, почка, качка, тачка,

точка, почка, бочка, мочка,

дочка, ночка, щечка, кочка,

кучка, ручка, тучка, щучка.

«Послушай, запомни, назови»

Рост, пост, мост, куст,

слон, стон, сноп, стог,

слойка, стойка, стайка,

стройка, струйка, струнка,

скрепка, скрипка, стрижка.

Из таких слов были составлены скороговорки, насыщенные необходимыми

звуками и их сочетаниями. Дети упражнялись в произношении слов, отличающихся друг от друга лишь одним-двумя звуками или местом расположения звуков и слогов.

        

        Дает Катеринке,

        Картинки Каринка,

        Картинки в корзинку

        Кладет Катеринка.

        Пекла для Варюшки

        Подружка ватрушку.

        Подружке подушку

        Сшила Варюшка.

Речевой материал, который я подбирала к занятиям, состоит в основном

из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков. Не только проводила анализ этих слов, но и упражняла детей в быстром и четком произнесении пар слов, сходных по звучанию. Приведу некоторые упражнения.

«Повтори по парам»

  1. Стоп – пост                    срок – кросс                             сорт – трос

скот – сток                    корт – крот                             карп – парк

куст – стук                    шрам – марш                     шелк – клеш

наст – стан                    краб – брак                             ниша – шина

  1. Рубка – бурка                    пила – липа                             шлюпка – плюшка

школа – ложка                    палка – лапка                     кружка – шкурка

марка – рамка                    ласка – салка                     лапша – шпала

  1. Коляска – скакалка            каретка – ракетка                         клубок – каблук

ромашка – морошка            шарманки – кармашки             брусок – сугроб

Литература

  1. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П. «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, «Академия», 2003г.
  2. А.С. Майорова «Учись говорить правильно», Москва, 2002г.
  3. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы», С.-Петербург,

«Детство-Пресс», 2007г.

  1. Е. Краузе «Логопедия», С.-Петербург, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Памятка для родителей. Цель представленных игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки в словах)....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

Картотека "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха"

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением игровых и учебных заданий...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность, а напротив...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...