Формирование нравственных качеств дошкольников на основе этнокультурного материала
статья по теме

Кардашова Тамара Михайловна

 

В статье описана работа детского сада над проблемой воспитания у дошкольников духовно-нравственных качеств

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств дошкольников на основе этнокультурного материала

Кардашова Т.М.

Воронкова Н.В.

Силина Т.И.

Важнейшей задачей на современном этапе развития общества становится формирование личности как носителя ценностей и традиций родной культуры, человека, обладающего высоким уровнем национального самосознания.

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания всех педагогов.

Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.

Нравственное воспитание дошкольника в условиях этнокультурной среды предполагает обеспечение своевременной успешной социализации ребенка. Дети нуждаются в языке своего народа, который они усваивают, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми они забавляются, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых они живут.

Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.

В новых стандартах второго поколения отмечена задача формирования личности гражданина, уважающего свои традиции. Средством, формирующим такую личность, является этнокультурная среда, которая постоянно совершенствуется.

В нашем детском саду с введением ФГТ для каждой возрастной группы подобраны задачи, представления, отношения, виды деятельности и формы организации, которые определяют уровни освоения программы.

Реализация всех задач проходит через все образовательные области:

  • коммуникация – обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями
  • чтение художественной литературы – это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения писателей и поэтов, а также рассказы о святых и защитниках земли русской
  • художественное творчество – знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол)
  • музыка – ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами
  • познание – воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа, работа по экологическому воспитанию строится на основе календаря, связанного с временами года
  • физическая культура и здоровье – построено на народных играх разных видов, это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей
  • безопасность – формирование способа безопасного поведения в мире природы
  • труд – формирование представлений о труде взрослых
  • социализация – непосредственно-образовательная деятельность по приобщению к народной культуре начиная со второй младшей группы

Исходя из вышесказанного, мы использовали следующие виды работы:

  • создание уголка, воспроизводящего атмосферу и русский национальный быт
  • изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т.д.)
  • знакомство с праздниками и традициями русского народа
  • знакомство с народным искусством
  • создание мини музеев.

Начинали свою работу с оформления уголков, по возможности подключали родителей. С их помощью изготовили плоский макет русской избы, лавку – «завалинку». Принесли в группу самовар, устраивали чаепитие. Вместе с родителями пошили тряпичных кукол. Мы считаем, что в атмосфере русского уголка находящиеся там предметы национального быта способны пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа.

Словестное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. Роль этих малых фольклорных форм воспитания детей трудно переоценить. Работая с детьми, мы держим в памяти большой запас песенок, потешек, и с учетом доступности для детского восприятия включаем их в повседневный разговор с ребенком.

У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Прочно вошла в детский быт сказка. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Мы постоянно пополняем свои групповые библиотеки сказками. Сказки подбираем по возрастам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, по этому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, которые мы делаем своими руками помогают им закрепить эти знания. Знакомство со сказками позволяет детям сравнивать, анализировать, рассуждать и узнавать о жизни, быте и культуре других народов.

Таким образом, через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки мы развиваем речь детей, и даем первые представления о культуре русского народа.

Чтобы познакомить детей с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью, мы знакомим детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа. Это знакомство начинается с младшей группы и длится на протяжении всего пребывания детей в детском саду.

Не один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучая их к красоте звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство детей мы начинаем с деревянных ложек, бубенцов и трещеток. Младшие дети не только рассматривают их, но и берут в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение мы учим детей играть несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице». Если в младших и средних группах мы сами организуем детей, помогая войти в роль сказочного персонажа, то в старшей группе дети уже самостоятельно могут организовывать игры в театре, распределять роли, показывать знакомые сказки и придуманные сценки из народного быта.

Знакомство детей с русскими народными праздниками обогащает их опыт. Мы знакомим детей с такими праздниками как Рождество, Масленница, Пасха. Принимая участие в таких мероприятиях, дети узнают о традициях и обрядах нашего народа.

Прежде чем начинать знакомить детей с календарными народными праздниками, мы сами знакомимся с обрядами и обычаями, оформляем красочные настенные календари народных праздников, которые доступны и понятны всем детям.

Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство воспитывает в детях чувство прекрасного, оно живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми. Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а так же учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Выставки детских работ мы размещаем не только у нас в детском саду, но и в сельском доме культуры, сельской библиотеке.

Используя произведения народного искусства, мы обязательно учитываем особенности детского восприятия. Показывая различные предметы народного творчества, стремимся обратить внимание детей на их художественное достоинство. В каждой группе мы обязательно размещаем репродукцию картин, чтобы дети могли видеть и различать их виды: пейзажи, портреты, натюрморты. Это позволяет развивать у детей эстетический вкус и любовь к народному искусству.

Народные детские игры необходимы для воспитания детей не только в младенческом и дошкольном возрасте, но и даже в школьные годы. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение мы уделяем народным подвижным играм. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин – считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Открытие мини музея в детском саду является одним из трудоемких процессов в создании этнокультурной среды. Каждый член нашего коллектива внес свою лепту в создание «Русской избы». Большую помощь оказали родители. В итоге в нашей «избе» появилась русская печь, которую сконструировал из гипсокартона дедушка одного из наших воспитанников. В «избе» был оборудован «святой угол», где находятся иконы, висит лампада и стоит старый деревянный стол. Во главе стола стоит большой самовар. В нашей «Русской избе» проходят чаепития с детьми и с родителями. Здесь мы читаем детям сказки и былины о русских богатырях. Здесь мы «отправляем в русскую печь чугунок с картошкой и кувшин с молоком», берем в руки рубель и гладим рушники, рассматриваем утюг, который нагревается при помощи углей. В нашей «избе» висит люлька, в которой спит тряпичная кукла.

Приходя в наш музей, дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют здесь в образе традиционной деревни, получают представление о том, что дом – это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером. С его помощью мы учим детей понимать историческое прошлое родного села. У наших детей развивается устойчивый и углубленный интерес к обычаям, традициям и быту русского народа.

В нашем селе есть музей боевой славы и этнографический музей. Дети с удовольствием посещают их. Здесь они знакомятся с героями – односельчанами, которые защищали Родину в Великую отечественную войну. Здесь впервые они увидели картины известного художника В. Крамского – нашего земляка, макет бывшего Преображенского храма, который возвышался над нашим селом.

Формируя нравственные качества дошкольников на основе этнокультурного материала, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. В нашем детском саду работают энтузиасты, которые любят родной край и хотят эту любовь и знание передать своим воспитанникам. Жизнь продолжается. Какими вырастут они, люди нового поколения? Будут ли наши дети и внуки беречь свой родной край и принимать самое активное участие в охране и процветании родного края? Мы думаем, что все это зависит от нас.

Литература

Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 114 с.

Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. – №7. – С. 28-29

Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. – №3. – С. 20-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития...

Педагогический проект. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников на основе проведения праздников и инсценировки сказок на английском языке»

Данный проект направлен на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, любви к национальной культуре через знакомство  со значимыми религиозными праздниками и инсценировкой сказок на иност...

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Именно игра позволяем каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность....