Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»
методическая разработка по теме

презентация и деловая игра с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_tema.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет по теме:

«Игра - форма организации детской жизни»

в форме деловой игры

Цели:

  • определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;
  • выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.

Повестка  педсовета:

1.Выступление воспитателя Вагановой Наили Рахманкуловны

  • Теоретическая часть: доклад на тему: «Игра - форма организации детской жизни»  - презентация.
  •  Деловая игра «Педагогическое руководство играми»
  •  Практическая часть. Брейн-ринг для педагогов «Игра – дело серьезное»

2. Анализ анкетирования родителей, педагогов.

3. Проект решения педсовета.

 ХОД ПЕДСОВЕТА

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА  (ИСПОЛЬЗУЯ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ДОКЛАД)

  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ : «Игра - форма организации детской жизни»  
  • ДОКЛАД: «Педагогическое руководство играми»

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития. Без педагогического руководства игра может принести вред психическому и физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность).

Педагог должен

  1. Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции - это залог полноценного нервно- психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
  2. поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещения.
  3. Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

Условия успешного руководства игрой: 

  1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
  2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
  3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Классификация игр 

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т.д.

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка : игра- экспериментирование; самостоятел. сюжетная игра ;
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

 обучающие: дидактические, подвижные,

досуговые: игра-забава, игра-развлечение, театральные, интеллектуальные, празднично-карнавальные;

  1. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса: - традиционные или народные;
  2.  Творческие игры: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, игры-драматизации

Подведение итогов наблюдения по группам.

- В какие игры любят играть наши дети?

В средней группе: 1 место - настольные игры (пазлы, лото, домино), конструкторы;

                                2 место – машинки, куклы, мелкие зверушки;

                                3 место- сюжетно-ролевые.

В старшей, подготовительной группах:

                               1 место- словесные игры, настольные;

                               2 место – сюжетно-ролевые, дидактические игры;

                               3 место – подвижные.

Вывод: современные условия жизни таковы, что дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени, так как родители поставлены в довольно жесткие условия. И даже если у ребенка есть время на игру, он всем остальным играм предпочтет компьютерные или засядет за телевизор. Это раньше девчонки и мальчишки могли часами бегать во дворе. Игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому, от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда.

  • Практическая часть. Брейн - ринг для педагогов «Игра – дело серьезное»

Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности? 

Ответ: Чтобы дети, имели

- во первых, разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;

во вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;

в третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ: Поскольку современные программы ориентируются на целостное развитие ребенка, это предполагает:

 - последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей;

- учет половых особенностей и предпочтения детей;

 - направленность на развитие положительных отношений между детьми;

 - стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры- помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с сюжетом игры. Предметно-развивающая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно для старших дошкольников. Воспитатель может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный детьми.

Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

 Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается произвольное поведение.

Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?

Ответ: 

- Она должна вызывать у ребенка положительные эмоции;

- у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности,

- она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме,

- из качественных и безопасных материалов

 Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?

 Ответ: Нет, не надо, даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в « войнушку », найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию …, а какую скажем позже.

Вопрос 7: Назвать по группам:

 Игрушки, моделирующие семейные отношения. ( куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расчески и др.)

Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др.; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.).)

Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки- солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы и др.)

Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

 Ответ: Все свободное время.

 Вопрос 9: Чем отличаются сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?

 Ответ: 

- Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет его в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

-  Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

-  В режиссерской игре ребенок, проявляя фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

Вопрос 10: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно- ролевой игре?

Ответ: Конечно должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.

Вопрос 11: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ: Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между нами взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.

Заключение. 

Наши дети растут в непростое время, и все же они- надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая условности.

3. Проект решения педсовета

1.Проводить образовательную деятельность в режиме дня через игровую деятельность, интегрируя образовательную область «Социализация» со всеми образовательными областями, в соответствии с ФГТ (постоянно)

 2.Дополнить атрибуты, предметы – заместители для организации сюжетно-ролевых игр;

3.Систематически планировать и проводить все виды игр с целью развития у детей коммуникативных и социальных навыков; (постоянно)

4. По итогам педсовета провести «Фестиваль игровых проектов» с использованием ИКТ, с целью распространения современных игровых методик и обобщения передового педагогического опыта; (2013г.)

Анкета для родителей. 

ВОПРОС

ОТВЕТ РОДИТЕЛЕЙ

1.

Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

-  Раз в неделю;

-   раз в месяц;

-  только по праздникам;

-  не покупаю игрушки.

2.

Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

 -  Покупаю подарки к празднику;

-  иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;

-  хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;

-   все старые игрушки ребенку надоели;

-  в магазине появились игрушки новинки;

-  покупаю, когда старые игрушки уже подходят по возрасту.

3.

Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?

-   Куклы, пупсы; аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);

-   конструкторы, пазлы, мозаика, кубики; настольные игры различные познавательные картинки, лото;

-  технические игрушки (железные дороги, машинки и т.д.);

 -  спортивные; музыкальные; радиоуправляемые; развивающие; народные;

-  другое

4.

На что Вы обращаете внимание, покупаю игрушку?

-  на цену; качество; возрастные рекомендации; дизайн;

-  страну - изготовитель;

-  известность марки;

-  наличие развивающей функции;

-   скидки и бонусы при покупке;

-  желание ребенка;

-   другое.

5.

Какая Ваша любимая игрушка была в детстве?

6.

Сколько игрушек должно быть у ребенка?

7.

Какие народные игрушки Вы знаете?

С какими народными игрушками Вы играли в детстве?

Есть ли у ваших детей народные игрушки дома?

10.

После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку – героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?

11.

Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?

12.

Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?

13.

Мастерите ли Вы какие – нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми?

-  Если да, то какие?

-  Если нет, то почему?

14.

Какая любимая игрушка Вашего ребенка?

15.

По Вашему мнению испытывает ли ваш ребенок трудности в общении со сверстниками? Как это проявляется?

16.

Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками?

Анкета для педагогов

ВОПРОС

ОТВЕТ ПЕДАГОГА

1.

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

2.

Какие приемы и методы работы с детьми являются наиболее эффективными?

3.

Что такое игровая  мотивация?

4.

Всегда ли используя игровые методы, Вы добиваетесь своей цели?

5.

Учитываете ли Вы возрастные особенности детей при выборе игровых методов?

6.

Используете ли Вы игровые методы при выполнении детьми режимных моментов?

7.

Какими умениями должен обладать педагог, чтобы детям было интересно с ним играть?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - форма организации детской жизни

Консультация для воспитателей в виде презентации. Раскрыты этапы развития игры, задачи руководства....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...

Педсовет "Игра- форма организации детской жизни"

В  презентации раскрывается ход проведения педагогического совета: основные части; вопросы и проблемы организации игровой деятельности дошкольников; задания для педагогов....

Презентация к педсовету (деловая игра) Тема: «Игра - форма организации детской жизни»

  Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности до...

Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»

Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...