Развитие творческих способностей у детей в разных видах деятельности
статья по теме

Швецова Оксана Николаевна

 

 «Развитие творческих способностей у детей в разных видах деятельности»
 
Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно как можно раньше приступить к его развитию. В нашем детском саду развитию творческих способностей уделяется особое внимание. Одна из важнейших задач – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.
Все ребята, безусловно, талантливы и уникальны. Талант похож на жемчужину, заключенную в раковины. Иногда раковины бывают, открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, танцует, сочиняет стихи, музыку… Нужно очень постараться, чтобы заметить очевидное – этот ребенок – талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант есть, но нужно приложить усилия, для того, чтобы его разглядеть и развить. 
      Дети как цветочки расцветают, занимаясь творчеством в детском саду. Малышам нравится рисовать. Они придумывают песенки, сочиняют стишки, лепят. Малыши постоянно и неосознанно развивают себя, работают над собой. Они сосредоточенны на стремлении стать лучше, увереннее, умнее, сильнее. В своём творчестве ребёнок открывает что-то новое для себя, а для окружающих новое о себе.     
Ведь это прекрасно - прикасаться к миру звуков, цветов, запахов и отражать их в рисунке, коллаже, сказке, танце.... А сопровождают детей в творческом путешествии увлеченные и внимательные педагоги нашего детского сада.
Нашему детскому саду присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Оптимальное развитие творческого потенциала каждого ребенка на основе поддержки его индивидуальности в различных видах деятельности». 
Цель работы является создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка, способствующего его саморазвитию, самовыражению, самореализации, как в собственных интересах, так и в интересах общества.
Реализуя цель и задачи экспериментальной площадки в нашем детском саду проходят различные мероприятия с детьми. Неделя «Детской книги». Конкурс чтецов. Проект: «Развиваем творчество», «Парад мультфильмов», Интеллектуальный марафон «Знай-ка!», Смотр конкурс «Портфолио дошкольника», защита исследовательских работ, выставки совместного творчества. Смотр конкурс работ творческих мастерских, Творческий отчет музыкальных кружков. Большой концерт для родителей.
Именно такие мероприятия стимулируют интерес детей, дети показывают свой способности, свои таланты. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. 
        Чтобы ребенок развивался творчески, в нашем детском саду проводятся кружки разных направленностей. Кружок изобразительного искусства «Волшебная кисточка», кружок по квиллингу «Бумажный ажур», кружок оригами «Пальчики-удальчики», кружок «Макаронная страна», «Бисеринка», «Юный исследователь», театральная студия «Непоседы», «Затейники», Вокальный кружок «Юные певцы», «Весёлый оркестр.
Только творчески саморазвивающийся педагог может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития детей. А наши педагоги действительно творческие люди. Совместно с родителями педагоги проявили большую фантазию, творчество, умение в использовании бросового, природного материала, сделав территорию нашего детского сада эстетически красивой, интересной, познавательной для детей. Территория нашего детского сада превратилась в удивительную страну, здесь ожила настоящая сказка. На всех участках расположились фигурки животных и птиц. Инициаторы идей – воспитатели и родители. 
При условии успешного решения всех этих поставленных задач произойдет рост познавательного интереса, повышения мотивации талантливых детей к   деятельности, а также их интеллектуального и творческого развития.
Мы считаем, что наша работа  предусматривает    целенаправленную   работу   с  талантливыми детьми,  начиная  с   раннего возраста  и  до  осознанного   выбора жизненного пути. Ведь мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Только тогда раскрываются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. 
Нужно помнить: «Каждый человек рождается талантливым». В каждом из нас скрыта бездна творческих талантов и способностей, реализовать которые нам мешает даже не общество и отсутствие средств, а именно неверие в свои силы. Поэтому мы «педагоги», совместно с родителями должны стремиться помочь ребенку раскрыться, реализоваться в этой жизни. Ведь только самораскрытие и самореализация способны открыть человеку смысл жизни и подарить ему счастье.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_grazhdanin_velikoy_strany.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотизм - это не доблесть  и

 не профессия, это единственное

человеческое чувство.  Это  любовь

 к Родине, к ее народу, ко всему

  тому, что впитано с молоком  матери»

Бакланов Г.И.

Проект Маленький гражданин великой страны.

       Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели    

Актуальность темы:

          Мы живем в сложное и неспокойное время.  В нашей жизни происходят события, которые заставляют нас думать и чувствовать по-новому, переосмысливая и переоценивая происходящее.

        Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей.  Что ждет их  впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?  Какие обычаи и традиции?

Многонациональный народ, населяющий нашу страну, понимает важность и значимость этого вопроса. Возродить, сохранить и передать подрастающему поколению традиции и культуру народа - задача трудная, но благородная.

     Сегодня, как никогда актуальны слова академика Д.СЛихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны - это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины»

          Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры   в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

     

Цель:

-развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепленип государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

 

Задачи  патриотического воспитания:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

           

    Методы и приемы.

  • диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
  • примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
  • имитационные игры;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • психогимнастика;
  • творческое исследование;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, видеороликов с последующим моделированием новых версий;
  • социально-поведенческий тренинг;
  • дискуссии.       

 Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и  на занятиях.  Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемые в системе.     Образовательный процесс в  ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги и родители будут  работать в рамках единой образовательной системе.

Предполагаемый результат:

  Дети должны знать и  называть:

-Домашний адрес; испытывать любовь привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду; дорожить своей семьей, домом.

-Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности, нести ответственность за их выполнение.

-Место проживания: город, республика, предприятия родного города их значимость; символику города, достопримечательности.

-Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции; Знать столицу нашей Родины. Ее  историю, достопримечательности. Знать флаг, герб, гимн России. Показывать на карте  несколько  крупных городов.

-Должны знать природу России, ее  обитателей.

                                                                                                                                                                                                                                      Презентация проекта:

Оформление творческого проекта. Представление проекта.

Основные направления реализации проекта:

  1. Разработать проекты: «Маленький гражданин великой страны»

                                                  «Все начинается с детства»

  1. Воспитывать любовь к Родине посредством занятий.

    Разработать и провести циклы занятий:

  «Хорошо у нас в саду»

 «Моя семья – мой дом»

 «Русская изба»

Беседа-размышление   «Русский самовар»

«Абакан-столица Хакасии», «Символика»

«История моего города»,  «Герб  моего города»

«Лаборатория целебных вод» (Знакомить детей с озерами Хакасии)

«Горы Хакасии»

«Москва – столица нашей Родины»

«Мои права и обязанности»

«Города-Герои»

КВН «Моя малая Родина»(С участием родителей)

Викторина  «Уроки  этики поведения для детей и родителей».

«Рыцарский турнир вежливости»

3. Патриотическое воспитание через русское и хакасское народное творчество: 

               Художественная литература

-Чтение рассказов, стихов, сказок:

«Жадная собака», «Два барана», «Лев и лисица»

«Старик и сыновья» и др.

«Гуси-лебеди», «Хаврошечка», Заучивание скороговорок, дразнилок, считалок

Заучивание стихов о дружбе, о Родине, любви, взаимопомощи.

Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, о Родине.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения Чиполлино" (беседа о справедливости сказочного государства). «Серая шейка»

Конкурс чтецов.

                  Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Найди флаг России», «Найди герб страны»

«Чей костюм»,  «Мир профессий»

«Пиктограммы»,  «Мое настроение», «Волшебный мешочек»,  «Волшебный клубочек» и др.

Коммуникативные игры:

«Кто чем приметен», «Путаница», и др.

Русские и хакасские народные подвижные игры:

«Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «Рукавичка» (Хакасская игра)

 «Горелки», «Уголки», «Море волнуется», «Классики», и др.

Хороводные игры:

«Заинька», «Плетень», «Ворон»

Народные традиции и праздники:

Вечер – развлечение «У семейного очага», «Посиделки на скамейке», «Турнир  вежливости»   «Масленица»,  «Рождественские колядки»

Национальные праздники: «Чыл-Пазы» ” (“День земли”),  “Чир – Инес”.

Разучивание песен:

«Ссора», муз. О.Фельцман; «Настоящий друг», муз. Б.Савельева, Детские песни В.Шаинского,  «С чего начинается Родина?», «Родные просторы»

Праздники:

«Хороши просторы наши», «В стране березового ситца», «Мой папа самый-самый», «Мамы разные нужны…»,  «День-Матери».

«Семья вместе, душа на месте», «В кругу друзей», развлечение "Друг в беде не бросит".и др.

Инсценирование детских сказок:

«Не обижайте муравья», «Две лягушки»,    «Колосок», «12 месяцев»

4. Важным условием патриотического воспитания является взаимодействие с семьей:                

Выставки детского, коллективного творчества, сотворчества детей и родителей:

Коллективные работы по тематике «Добро»:

«Наши достижения», «Портфолио достижений»

«Портфолио семьи»

Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Участок моей мечты»,  «Город моей мечты»

«Семейные реликвии», «Пасхальное яйцо», «Елочка-красавица»

Консультации:

«Как научить ребенка жить в мире людей»

«Приучение ребенка к труду»

«Наказание  ребенка в семье»

«Современная семья и ее роль в развитии ребенка»

«Игра и труд в воспитании детей»

«Семья как основа развития и становления личности ребенка»

Тренинги:

«Осьминоги и осьминожки»

«Время перемен»

Совместные досуги

«Уроки этики поведения для детей и родителей»

«Моя семья»

Организация добрых дел

Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:

-целевое посещение семей

-анализ и самоанализ воспитания и обучения детей

-анкетирование родителей

-обобщение опыта

5. Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:

 Изготовление игровых пособий:  «Пограничники»,  «Пожарные»,  «Спасатели», «Пешеходы и  пассажиры», «Пиктограммы», «Мое настроение», «Наши права», «Азбука эмоций»

Оформление 

Изготовление  атрибутов государственных символов России, города, Республики.

            «Панорама добрых дел»,

             настенное панно «»Я пришел», «Мое настроение»

            Создание мини-музея «Города России», «Лаборатория Целебных вод Хакасии»

         Оформление выставок рисунков

Оформление альбомов:

«Я познакомлю вас со своей семьей»

Создание альбомов:

«Достопримечательности города»,  «Где мы любим отдыхать»

 «Хорошо у нас в саду», «Правила Друзей»

 «Дорогие и любимые наши бабушки и дедушки», «Нам года не беда», «Как молоды мы были»

«О бабушках и дедушках»,»Семя вместе  и душа на месте»,

6.Использование нетрадиционной изобразительной деятельности:

Рисование:

  «Портрет мамы»,«Портрет моего друга»,  «Мой лучший друг»,. «Мой любимый город», «Чистый город»

Аппликация

«Дом моего друга»

Выставка работ:  «Природа моего края», «Флаг моей республики»,  

«Вечный огонь» и т.д.

7. Физкультура и здоровье:

 Организация дней здоровья

эстафеты  

 Экологические походы

Беседы на темы:

 «В здоровом теле, здоровый дух»,  «Я и природа»

 Физкультурные досуги:

«Мы здоровью скажем да!»

 «Папа, мама, я спортивная семья!» « Старинные русские народные игры»

«Русские игрища»

 «Игралочка» и др.

Спортивные развлечения:

Веселые старты

«Самая здоровая семья» и др

8. Акции:

 «Озеленение участков», «Покормите птиц зимой»

   Экологический форум «Сделаем планету Чистой!»

Познавательное  мероприятие «Памятники»

9. Воспитание любви к Родине через экскурсии и наблюдения:

Прогулка  в «нетронутый лес»

 Экскурсия в городской музей «Знакомство с историей города»

 Экскурсия к Вечному огню.

 Экскурсия в «Русскую горницу», «Хакасская юрта»  

Встречи с интересными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию творческих способностей у детей в разных видах деятельности

план по развитию творческих способностей в разных видах деятельности у детей 5-6 лет...

Тема: «Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»

Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развити...

Перспективный план по развитию творческих способностей у детей в разных видах деятельности (Старшая группа)

Перспективный план по развитию творческих способностей у детей в разных видах деятельности (Старшая группа)...

План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...

Перспективный план по развитию творческих способностей у детей в разных видах деятельности

План меропитиятия по выявлению творческих способностей дошкольников...