Беседы за круглым столом с воспитателями на тему "Обогащение сенсорного опыта детей"
консультация по теме

Егошина Ольга Владимировна

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуются его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуются его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др.  

Актуальность данной темы заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания». С ощущения (отражение отдельных свойств окружающих  предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Ощущение и восприятие тесно связаны между собой: и одно и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств – в этом их единство. Разница в том, что восприятие – осознание чувственно данного предмета или явления. В восприятии перед нами расстилается мир людей, вещей, явлений, где происходят отношения между ними, создаются осмысленные ситуации, и мы становимся свидетелями и участниками этих отношений. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или не дифференцированные впечатления от окружающего.

Так что же такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвета, формы, величины, положения в пространстве, запахе, вкусе, и. т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира происходит познание. Все другие формы восприятия – запоминание, мышление, воображение, все строится на основе образов восприятия, их переработке.

Сенсорное развитие имеет важное значение для полного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, так как это время благоприятно для развития и совершенствования органов чувств, накопления образов окружающего мира. Формирование представлений о явлениях живой и неживой природы требуют умения ориентироваться во внешних свойствах предметов. Например, при знакомстве с родным языком и освоением грамоты большую роль играет фонематический слух и зрительное восприятие букв; для формирования математических представлений – знакомство с геометрическими фигурами, умение их сравнивать по величине. Это в дальнейшем определяет успешность обучения ребенка в школе.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах, т.е. общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так сенсорные эталоны цвета – семь цветов спектра и их оттенки; сенсорные эталоны формы – геометрические фигуры, величины, метрическая система мер. Слуховое восприятие -  это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, кроме того, слуховое восприятие важно при развитии речи, музыкального воспитания, обучения грамоте.

Ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. На каждом этапе развития формируется своя сенсорная культура.

С трех месяцев до шести месяцев происходит интенсивное накопление и развитие сенсорного впечатления на основе осязания. С 6-ти до 10-ти месяцев повышено внимание к предметам, так как расширяется пространство (ползание). На первом году жизни сенсорное воспитание является основным видом воспитания вообще. Новые яркие впечатления – это развитие не только органов чувств, но и нормального физического и  психического развития. У детей к концу первого года жизни складывается целостное впечатление о предметах, наиболее часто встречающихся в быту.

Таким образом, основная задача сенсорного воспитания ребенка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений и развития внимания к свойствам предмета.

На 2-ом и 3-ем годах жизни продолжается обогащение сенсорного опыта. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями – хватание и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве. Развитие предметных действий осуществляется путем промеривания и многократного сравнения величины, формы, цвета. В этот период интенсивно развивается слуховое и зрительное восприятия, совершенствуется осязательное, а также внимание, память, мышление. Упорядочению сенсорного опыта способствует развитие речи. Например, по просьбе взрослого малыш находит предметы, узнает и показывает близких людей, животных.

Таким образом, к трем годам происходило интенсивное накопление, обогащение сенсорного опыта. Начиная с трех лет, для того чтобы сохранить чувственное восприятие окружающего мира необходимо и дальше знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их пользования.

На 4-ом году жизни в сенсорном развитии происходят устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее необходимо знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда.

Четвертый- шестой год жизни – учить способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме. На шестом году развивать аналитическое восприятие, разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов.

Таким образом, на каждом возрастном этапе интенсивно обогащается сенсорный опыт детей и для того чтобы он закреплялся, необходимо помнить: что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Поэтому обогащение сенсорного опыта происходит в игре, в использовании дидактических играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для воспитателей на тему: "Организация труда детей в огороде и цветнике".

Задачи:- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;- Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольног...

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Беседа за круглым столом с родителями на тему "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет"

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; расширить контакт между педагогами и родителями. Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей...

Круглый стол с воспитателями: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»»

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...

Круглый стол для воспитателей на тему «Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами); успешное прохождение периода адаптации. План работы:I. Дать определение адаптации.II. Влияни...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Круглый стол для воспитателей "Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста"

Современное  общество  требует  от  человека  сосредоточенности  и  деловитости, способности  организовывать  свою  деятельность  с  учетом...