Роль детской сказки в речевом и нравственном развитии ребенка
консультация по теме

Гайсина Рамиля Минсагитовна

Сообщение для педагогов на тему: "Роль детской сказки в речевом и нравственном развитии ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для воспитателей57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль детской сказки в нравственном и речевом  развитии дошкольников»

          Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

         Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. 

     Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра. 

   Рекомендации при работе над сказкой:

- При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные психоэмоциональные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить какие-то негативные стороны его личности, и развить позитивные.  

 - Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей.

- Чтобы получить от сказки наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения. В отличие от взрослых людей, дети еще не способны разделять добро и зло абстрактно, им нужно опираться на конкретные образы, фигурирующие в сказках. Вот почему сказки так сильно расширяют детские познания. 

- Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь. Также очень важно, чтобы ребенок разговаривал не только правильно, но при этом еще и эмоционально, образно, красиво.

- Как правило, сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Часто можно услышать мнение, что некоторые сказки чересчур реалистично описывают события. При этом ребенок образно воспринимает жестокость, и, если он наблюдал сцены насилия в телевизионных фильмах, ему будет крайне затруднительно образно их воспринимать в сказках. Разъясните своему ребенку, что добро всегда должно побеждать зло. 

На самом деле, типичное сказкам конечное торжество добра является очень важным в правильном воспитании детей. Обладая таким убеждением, им будет значительно проще преодолевать жизненные трудности. Конечно, со временем их ждет много разочарований, но на подсознательном уровне они всегда будут убеждены в превосходстве добра. 

 - Не рекомендуется давать детям книжки с картинками во время прослушивания сказок. Дело в том, что детское восприятие отличается от восприятия художника, нарисовавшего их.

- Читая несколько сказок одну за другой, обязательно разделяйте их заключительной фразой. Следите за свое дикцией, выговаривайте четко все звуки. В обратном случае ребенок может перенять от вас неправильное произношение, а избавиться от него будет крайне затруднительно. 

-   Малыш должен понимать, что происходит в сказке. Если вы заметили, что с первого раза он не совсем уяснил ее смысл, перечитайте ее еще раз. При частом чтении сказок у детей будет развиваться любовь к чтению. 

-   С помощью сказок можно направить детскую фантазию в положительное русло. Для этого нужно постоянно обращать внимание малыша на положительных героев. Воспитание детей при помощи сказок - это всем доступное и в то же время очень эффективное средство развития детской психики. Оно формирует жизненно необходимую уверенность в себе и в своих силах.

- Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. 

      Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.   Большое внимание мы уделяем  русской народной сказке, которая  помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной, творческой деятельности, познавательно - речевой, музыкальной деятельности, игровой и в других видах детской деятельности. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности. Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.

Организация специальных занятий по развитию речи через ознакомление детей с сказкой в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью. Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т.Д.  Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).

           Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на ребенка.
Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании детей.


Старший воспитатель: Гайсина Р.М.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии ребенка (консультация для педагогов)

Консультация для воспитателей о роли продуктивной деятельности в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Роль детской книги в речевом развитии ребенка

Работа с художественным произведением на занятиях по развитию речи...

Роль детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста

Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение психологических закономерностей и механизмов развития детей поможет эффективно и целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие ...

Детско-родительские отношения и морально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

В статье раскрывается сущность детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста....

«Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка»

Сказка - это мир фантазии, переплнтеный с реальностью.  Чтобы понять сказку . нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку тоже нужны фантазия и воображение....

Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников

Данный материал рекомендован для работы  с родителями....

Роль проектной деятельности по русским сказкам в нравственном развитии ребенка раннего возраста.

Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. А. Н. Толстой...