Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
консультация на тему

Фахрутдинова Эльвира Данировна

 

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Тема:  «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

                                                     

            Автор:  Фахрутдинова

ЭльвираДанировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 8»

 п. Пашия                                                                            

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Академик Д.С.Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. В связи с этим обряды, сельскохозяйственные работы и т.д. были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Бытующие в народе языческие обычаи, различные магические действия (гадания, закликания птиц и животных, обращения к силам природы) широко использовались православными народными праздниками.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные традиции и праздники. Каждое время года хорошо по-своему. Весна радует сердце веселыми брызгами солнечных зайчиков, Лето – наполняет душу ароматом трав, осень – восхищает радугой ярких красок, а зима – самое волшебное время года! Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши, прабабушки и прадедушки на шумные посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы, встречая и провожая гостью свою дорогую – Масленицу.

Масленица – самый любимый в народе праздник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека. Сколько бы ни отличались между собой в разных уголках старой России масленичные обычаи и обряды, общий характер и основа праздника были одинаковы – это борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся сожжением Масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим праздничным весельем: катанием на лошадях, с гор, на льду, «пиршеством» в центре которого были блины – символ солнца и вместе с тем – поминальная трапеза по отжившей свое Зиме (по древней традиции, Масленица сочетала также и поминовение усопших родственников, и чествование молодоженов). Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили следующее приветствие: «Звал – позвал честный Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах наваляться, сердцем натешиться…» После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!»

В старину самым распространенным и любимым, особенно у детей был обряд «закликания весны» (народный праздник «Сороки», проводится 22 марта.) Обряд сопровождался пением или выкрикиванием специальных  весенних песен – веснянок, закличек, смысл которых – приглашение-призыв весны, птиц. Кликание должно было способствовать наступлению весны, приближению тепла и света. Из теста выпекали фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Дети подкидывали «жаворонков» вверх, бегали с ними, изображая полет птиц. (Сценарий «Закликание весны»).

На Руси весну встречали 7 апреля, на Благовещение. В этот день звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице, в этот день на Руси было принято делать добрые дела, освобождать птиц, выпуская их из клеток на волю. (Сценарий праздника «Встреча весы – Благовещение»).

Пасха – величайший христианский праздник, наступающий в воскресенье, после семинедельного Великого поста. Светлое Христово Воскресенье – день, в который совершился переход от смерти к жизни вечной. Празднование длится неделю. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. С Пасхи начинались веселые развлечения молодежи: пели веснянки, водили хороводы, качались на качелях. (Сценарии «Пасхальный колобок», «Пасхальный сюрприз»).

После Пасхи, через сорок дней наступает праздник Вознесение. Иисус Христос был вместе с учениками - апостолами на горе, и вдруг он стал подниматься вверх. Ученики долго смотрели, пока светлое облако не загородило его. Как считают верующие люди, Христос вернулся к Богу-Отцу и воссел рядом с ним.  Этот день христиане назвали Вознесением и стали торжественно отмечать это событие как праздник. В этот день пекли пироги с зеленым луком. Украшали пироги по- особому: сверху из теста выкладывали лесенку с семью перекладинами или пекли лесенки. Девушки на Вознесение завивали березку. «Завивали» - значит, украшали березку цветными лентами, тесемками, ветви заплетали в венки и косы. Под березкой расстилали скатерть и клали угощения.

Через десять дней наступал другой большой праздник «Троица», в честь Божественной или Святой Троицы. Это Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух. В этот день в церквях торжественно звонят в колокола и поют праздничные песнопения. Церкви и дома украшали березкой, травой, цветами. Русский народ очень любил этот праздник и веселился в этот день от души. Завивали венки из березы, цветов. Пели песни и водили хороводы в лесу. (Сценарий «Вознесение, Троица»).

И это только весенние праздники, а, сколько еще и летних, и осенних, и зимних!

Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о кот...

Консультация для педагогов на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию...