перспективное планирование тифлопедагога по развитию зрительного восприятия (средняя группа)
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Волкова Алевтина Евгеньевна

Перспективное планирование на год по лексическим темам с указанием целей и содержанием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию зрительного восприятия

(средняя группа)

Тема

Программное содержание

Виды и формы работы

Сентябрь

3-я неделя

1.Овощи «Что Зина принесла в корзине»

- совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки овощей (форма, цвет, структура поверхности, вкус)

- развивать умение обследовать предметы с помощью осязания;

- развивать осязание и мелкую моторику;

- приучать выслушивать ответы товарищей, дополнять их.

Словарная работа:

Предметы: овощи, названия овощей, корнеплоды.

Признаки: цвет, форма, величина, вкусовые качества.

- Д/и «Найди то, что я назову»

- «Разложи предметы по величине»

-« Найди предмет такой же формы»

Практическая часть:

- Раскрашивание зашумлённых рисунков

3-я неделя

Овощи «Большие и маленькие»

-закреплять представления о величине предметов;

- формировать понятие относительной величины – «большой», «маленький», «больше», «меньше»;

- учить находить два одинаковых предмета среди пяти предметов разной величины, находить в построенном сериационном ряду место промежуточному элементу

-Д/и «Разделить по группам»

- «Найди пару»

- «Найти свой домик»

- Расставь по величине»

- «Собрать бусы»

Практическое задание:

«Раскрась бусинки»

4-я неделя

Фрукты «Мы делили апельсин»

- совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки фруктов (форма, цвет, структура поверхности, вкус, запах);

- развивать умение обследовать предметы с помощью осязания;

Словарная работы:

Предметы: апельсин, фрукты, кожура

Признаки: жёлтый. Оранжевый, круглый, овальный, шершавый, кислый, сладкий, кисло-сладкий

- Д/и Подбери по цвету»

- Д/и «На что похоже»

- «Загадай, мы отгадаем»
Практическое задание:

«Найди и раскрась фрукты»

4-я неделя

«Овощи и фрукты»

(форма)

-закреплять умение детей анализировать основные признаки предметов, их  форму;

- формировать способы зрительного восприятия предметов в окружающей действительности, умение различать и называть форму геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, овал;

- развивать осязание и мелкую моторику

- 1. Обследование овощей и фруктов по форме и величине

- 2.Соотнесение натур. овощей и фруктов (цветных силуэтов) с изображением геом. фигур  

Дорисовать части овощей (после обводки трафарета – треугольника, круга)

-Закрасить контуры овощей, после того как их дорисовали

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Дары леса «Путешествие в ягодную страну»

- продолжать учить различать и соотносить форму геометрических с формой плоскостных изображений ягод.

- развивать полисенсорное восприятие, активизировать зрительные, вкусовые, обонятельные анализаторы;

-развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать осязание и мелкую моторику

- совершенствовать умение внимательно выслушивать ответы детей, дополнять их.

Словарная работа:

Предметы: ягоды, компот, варенье, клубника, вишня, слива

Признаки: клубничное…,форма

Действия: варить, собирать, есть

- Д/и «На что похоже»

- Работа с карточкой (выбери нужный карандаш)

-д/и «Продолжи ряд»

1-я неделя

«Длинные и короткие»

- закреплять представления о длине предметов;

-развивать глазомер;

- упражнять в сравнении трёх групп предметов;

-учить располагать пять предметов в убывающей и возрастающей последовательности;

-активизировать словарь понятиями «величина», «длинные предметы», «короткие предметы»

- Д/и  «Сравни дорожки»

- «Сравни ленты»

- «Найти одинаковые полоски»

- «Правильно расставь игрушки»

- «Дострой лесенку»

2-я неделя

«Деревья»

«Здравствуй, деревце»

- развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух;

-учить ориентироваться на участке д/с, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев.

-продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям

Словарная работа:

Предметы: берёза, ель, тополь, рябина, клён.

Признаки: высокие, низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

Наречия: выше, ниже, повыше, пониже

Действия: поставить, расставить, выставить, провести.

- Д/и « Найди самое высокое (низкое) дерево»

- «Веточки разной длины»

- «Раз, два, три дерево найди»

- «Принеси листок от дерева, которое стоит…»

- раскрашивание зашумлённых рисунков

2-я неделя

«Оранжевые превращения»

(цвет)

- Закреплять навыки цветовосприятия;

- учить называть точным словом оранжевый цвет, локализовать предметы оранжевого цвета из предметов красного и жёлтого цвета;

- формировать интерес к экспериментаторским действиям с красками (смешение красок, получение нового цвета)

- «узнай и правильно назови»

- «выбери такого же цвета»

- «выбери все оранжевые»

-

Практическая работа:

1. смешивать красну и желтую краски для получения оранжевой и закрасить листья оранжевой краской

2. выложить на фланелеграфе дерево с оранжевыми листьями

3-я неделя

Лес

«Лес нас в гости приглашает»

- учить определять направления, называть местоположение предметов;

- развивать слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз;

- воспитывать любознательность, желание узнавать новое.

 

Словарная работа:

Предметы: ель, сосна, берёза, клён, лес, звери, птицы, грибы, дупло, нора, берлога.

Признаки: лесные.

Действия: живут, растут, поют.

Наречия: слева, справа, около.

- Д/и «Составь целое из частей»

- «Проследи, по какой дорожке идут зверушки»

- релаксация «Голоса птиц»

Практическое задание

Коллективная работа «Лес»

3-я неделя

Ширина

Закреплять представления о ширине предметов;

- учить сравнивать предметы по ширине путём наложения и приложения, выделять и самостоятельно располагать 5 предметов в убывающей последовательности (возрастающей);

- формировать умение зрительной дифференцировки предметов по ширине;

- упражнять в сравнении 2 предметов по ширине

- «Сравни дощечки по ширине»

-«Каждую машину в свой гараж»

-«Расставь по порядку»

- «Расставь машины»

- «Найди одинаковые по ширине полоски»

- Раскрась полоски»

4-я неделя

Осень

«В гости к Осени»

- закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (форма, цвет, величина);

- учить различать движущие предметы (падающие листья), понимать и называть словом действия (кружатся, летят, опадают, падают);

- развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки осени;

- учить использовать лупу при рассматривании мелких предметов

Словарная работа:

Предметы: береза, осина, клён.

Признаки: берёзовый, кленовый, осиновый, с березы, с клёна.

Действия: кружатся, летят, опадают, падают

- Д/и «С какого дерева лист»

- «»Найди листок такой же формы»

-«Найди пару»

- «Нарисуй, как падает листочек»

-Установи последовательность»

4-я неделя

«Краски осени»

- закреплять знания названий основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, оранжевый), понятие о цветовосприятии;

- формировать умение анализировать цвет предмета;

- учить узнавать и называть цвет реальных предметов и придавать цвет предметам на их изображениях, поэтапно срисовывать предметы, изображая различные детали в цвете

1. « Узнать и правильно назвать цвет»

2. Собрать все листья и назвать их цвет

Практическое задание:

1.Обвести по трафарету овощ или фрукт. Закрасить его (цвет спелости, цвет незрелости)

2.Выложить на фланелеграфе картину «Краски осени» по предложенному образцу.

3. Аппликация на тему «Краски осени»

НОЯБРЬ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            2-я неделя

Домашние птицы

«Птичья Семья»

-учить зрительно различать, называть, анализировать игрушки птиц. Сравнивать их с изображением на картинке. Последовательно выделять основные признаки (цвет, форма)

- развивать моторные навыки руки

- воспитывать желание отвечать на вопросы педагога развёрнутым предложением.

Словарная работа:

Предметы: петух, куры, утки.

Действия: кукарекует, квахчет, кудахтает, крякает, плавает, подзывает.

Признаки: куриное, гусиное, утиное, петушиное, беззащитные.

- Д/и «Чем похожи и чем отличаются»

- «Подбери к предмету его изображение»

- «Кто как кричит»

- «Обведи по контуру и раскрась изображение»

2-я неделя

Длина и ширина

-учить сравнивать два предмета по двум признакам: длине и ширине одновременно, проводить сравнительную оценку величины(длиннее, короче, ещё короче, самая короткая, шире, уже, ещё уже, самая узкая)

- Д/и «Сравни ленточки»

- «Подбери дорожки»

- «Найди пару»

- « Разложи в группы»

- «Каждая машину по своей дорожке»

3-я неделя

Домашние животные

«У кого рога длиннее хвоста»

- продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений домашних животных, узнавать их по характерным признакам;

- развивать умение анализировать признаки домашних животных по величине, используя приёмы наложения и приложения;

- развивать зрительно-двигательную ориентацию при выполнении характерных движений животных, координацию движений;

- поддерживать устойчивый интерес к деятельности на занятии.

Словарная работа:

Предметы: корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, хвост, копыта, рога.

Признаки: длинный, короткий, пятнистый, ласковая.

Действия: чистит, кормит, строит, ухаживает.

- Д/и «Узнай, кто это?»

- «Чего не хватает»

- «Соедини по точкам»

3-я неделя

Домашние животные

(форма)

- формировать зрительные способности восприятия предметов окружающей действительности, навыки простейшего анализа предметов по форме;

- учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник), систематизировать предметы по этому признаку, расчленять изображения на составные части

- определить и правильно назвать геом.фигуры зрительно и на ощупь,

- сравнит геом.ф. по форме, размеру,

-  выполни по словесной инструкции

- «каждой игрушке своё место»

- выбрать игрушки круглой форме

Поисковая работа

-Найти в группе предметы круглой формы…



4-я неделя

Дикие животные

«Расскажем Красной Шапочке, кто живёт в лесу»

- закрепить умение использовать сенсорные эталоны при выделении, различении и назывании частей тела диких животных;

- учить определять и словесно обозначать расположение игрушек диких животных в малом пространстве;

- развивать зрительное и слуховое внимание в игровых упражнениях;

- воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Словарная работа:

Предметы: лиса, медведь, волк, заяц; голова, туловище, лапы, хвост, шерсть, уши.

Признаки: заячья, волчья, лисья; овальный, треугольный, круглый; маленькие, дикие.

Действия: охотятся, живут, строят, заботятся.

- Д/и «Узнай, кто это»

- « Кто от животного слева, справа»

- «Составь изображение»

- «Чего не хватает» (дорисовать и раскрасить)



4-я неделя

Сравнение предметов по длине и ширине»

- учить сравнивать предметы по длине и ширине, отображать величину в практической деятельности по заданным условиям;

- формировать умение локализовать предметы по величине;

- закреплять представления о приёмах измерения длины и ширины предмета;

- развивать умение, зрительное внимание и память с опорой на представление о величине


- Д/и «Узнай величину»

- «Найди и раскрась»

- «Измеряем длину полоски»

- «Нарисуй дорожки»

- «Чего не стало»















ДЕКАБРЬ

1-я неделя

Зимующие птицы

«Кто такие птицы»

- формировать способы зрительного восприятия в упражнениях на сличение контурных и силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями.

- развивать умение анализировать основные признаки птиц ( окраску оперения, величину, пространственное положение частей тела птицы)

- продолжать учить заботиться о птицах

Словарная работа:

Предметы: сорока, дятел, воробей, снегирь, ворона, клюв, перья.

Признаки: черный, белобокая, серый, маленький.

Действия: летают, поют, отдыхают, чирикают, трещат.

- Д/и « Составь из частей целое изображение»

- «Разрезные картинки»

- Разложи птиц по величине»

- «Подбери к картинке силуэтное и контурное изображение»

«Нарисуем перышки»

1-я неделя

Форма (дик. животные, зим. птицы)

- закреплять знания о разновидностях геометрических фигур, навыки зрительного восприятия предметов окружающего мира, умение воссоздать из частей целое изображение предмета, навык анализа изображения и умения соотносить форму предмета с геом.фигурой;

- учить различать и называть форму геометрических фигур, локализовать из большого количества геом.фигур одну фигуру (по словесной инструкции педагога

- узнать и назвать геом.фигуру

-узнать и назвать геом.тело

- «Выбери все шары (кубы, цилиндры)

- рассматривание и анализ- какой формы части тела

Практическая работа:

-«Составь из частей целое» (путём наложения цветных дет.на контурное изображение)

- Аппликация

- Лепка

2-я неделя

Зима

«Снежная зима пришла»

- продолжать учить узнавать, называть и сличать величину предметов (зимних веток по толщине и длине) зрительным способом;

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину, стороны

- воспитывать умение довариваться , работать в малых группах

Словарная работа:

Предметы: лёд, зима, снеговик, ветер;

Признаки: тёмные, тонкие, голые, живые, самые длинные, самые короткие

Действия: тает, падает, стучится, трещит, засыпает, отдыхает

- Д/и «Составь картину по образцу»

- «Совмести контурное и силуэтное изображение»

- «Разложи предметы по величине»

- «Найди одинаковые снежинки»

-Обводка снежинки через кальку

2-я неделя

«Учимся сравнивать»

- Формировать умение сравнивать предметы по длине и ширине;

- учить соотносить объёмные формы предметов по этим измерениям путём приложения, наложения и зрительного соотнесения, устанавливать связи между предметами и производить необходимое обобщение, обозначать словами длину и ширину предметов;

-упражнять в выборе парных предметов по величине

- «Разложи бруски»

- «Распредели по группам»

- «Найди пару»

- «Зрительный диктант»

- «расскажи, что ты видишь»

3-я неделя

Игрушки

«Путешествие в страну игрушек»

- учить группировать игрушки по форме, цвету, величине;

- продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с объёмными игрушками;

- развивать цветовосприятие,, умение узнавать и называть цвет игрушек в окружающем

Словарная работа:

Предметы: машина, пирамида, мяч, матрёшка

Признаки: большой, маленький

Действия: играть, возить, заводить, отбивать

- Д/и «Собери целое»

- «Подбери к игрушке его изображение»

- «Подбери половинку»

- «Соедини предметы»

- «Найди в группе игрушку по силуэтному изображению»

- Раскрашивание зашумлённого рисунка

3-я неделя

Игрушки

(форма)

- учить осязательно-зрительным способом анализировать форму предметов;

- развивать глазомер, зрительное внимание, мелкую моторику;

- закрепить полученные знания и умения воспроизводить  разновидности геометрических фигур

- Определить и правильно назвать геом.тела

- «Чудесный мешочек»

- Анализ рисунка, сост. из геом.фигур

Практическая работа:

1.Составить на фланелеграфе целое из частей

2.Аппликация

3.Лепка фигур

4.Выложить игрушки из спичек (по образцу, по памяти)

4-я неделя

Новогодние праздники















ЯНВАРЬ

3-я неделя

Одежда

«Что мы надеваем»

-формировать способы зрительного восприятия предметов одежды по различным признакам (цвет, форма, величина)

- развивать зрительное восприятие, упражняя в составлении узоров для одежды из геометрических фигур

- воспитывать у детей желание быть всегда опрятными и аккуратными

-«Составь из частей целое»

- «Найди лишний предмет»

- «Найди заданный цвет в одежде»

- «Подбери одежду для бумажной куклы»

- «Выложи узор»

- Обводка по контуру

3-я неделя

Высота

- закреплять представления детей о высоте предметов, знание правила классификации предметов по высоте, умение сравнивать предметы по величине путём приложения;

- учить зрительно дифференцировать предметы по высоте, выделять и располагать 5 предметов в убывающей и возрастающей последовательности;

- упражнять в парном сравнении двух объектов по высоте, умении выбирать два одинаковых по высоте объекта на основании зрительного соотнесения из нескольких расположенных в пространстве предметов

- «Куклы и башенки»

- «Расставь матрёшек»

- «Найди пару»

- «Перестрой ряд»

- «Раскрась узор» (по словесной инструкции педагога)

4-я неделя

Обувь

-формировать способы зрительного восприятия предметов одежды по различным признакам (цвет, форма, величина)

- развивать зрительное восприятие, упражняя в составлении узоров для одежды из геометрических фигур

- воспитывать у детей желание быть всегда опрятными и аккуратными

-«Составь из частей целое»

- «Найди лишний предмет»

- «Найди заданный цвет в обуви»

- «Найди пару»

- «Выложи узор»

- Обводка по контуру и раскрашивание

4-я неделя

«Цветные пирамиды»

(цвет)

- учить раскладывать цветные предметы (геометрические тела, фигуры) в определённой последовательности, чередуя цвет;

- закреплять знание названий основных цветов, геом.фигур и умение дифференцировать цвета

- Правильно определить и назвать геом.тела, его цвет

- определить и назвать цвет геом.фигуры(овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

-соотнести объёмное тело с плоскостной геом.фигурой такого же цвета, назвать их цвет

- локализовать предметы заданного цвета

- разложить по словесной инструкции геом.тела по цвету

Практическая работа

- Закрасить кольца пирамидки, как на образце

- Аппликация «Пирамида»

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

Мебель

«Новоселье куклы»

- закреплять умение детей зрительно анализировать основные признаки предметов мебели: форму, цвет, величину, определять пространственное положение, сличать изображение с реальными предметами;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать желание относиться к вещам бережно, поддерживать порядок в групповом уголке

Словарная работа:

Предметы: мебель, стол, стул, табурет, шкаф, части стула

Признаки: удобная, красивая, овальный, круглый, деревянная

Действия: сидеть, спать, построить

- Д/и «Угадай, что это»

- «Чего не хватает»

- «Найди предметы, изображённые, на рисунках в кукольном уголке»

- Обводка по точкам

1-я неделя

Сравнение трёх предметов

- упражнять в сравнении 3 разных по высоте предметов зрительным соотнесением,

- формировать умение фиксировать взгляд, используя функциональные резервы, подключать зрительные и тактильные анализаторы,

- учить безошибочно размещать предметы, составлять из частей целое, ориентируясь на величину целого предмета,

- закреплять навыки конструирования, знание построения сериационного ряда в возрастающей последовательности, ориентируясь на высоту предмета;

- активизировать словарь, используя словосочетания: «средний по величине», «выше среднего», «ниже среднего»

- «Цветной диск»

- «Расставь ёлочки» (на фланелеграфе)

- Аппликация «Ёлочка»

- «В мире есть предметы большие и маленькие»

2-я неделя

Посуда

«Поможем Федоре»

- продолжать учить сличению контурных, силуэтных, цветных изображений, соотносить их с реальными предметами,

- развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида, анализируя основные признаки предметов посуды (форма, цвет, величина, пространственное положение),

- учить делать обобщение: посуда; дифференцировать предметы внутри одного вида (чайная, кухонная)

- воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца

Словарная работа:

Предметы: блюдце, чашка, кастрюля, сковорода

Признаки: кухонная, чайная

Действия: пить, варить, жарить, сервировать, мыть, чистить.

- Д/и «Найди предметы в группе по силуэтному изображению»

- «Найди пару»

- «Обведи по контуру»

- «Подбери к контурам цветное изображение»

- Раскрашивание зашумлённых рисунков

2-я неделя

«Посуда, мебель»

(форма)

- учить осязательно-зрительным способом анализировать форму предметов, в конфигурацию которой входят 2-3 простые формы, различать видоизменённую форму натуральных предметов (в контуре), группировать предметы по форме,

-формировать навык зрительного внимания,

- развивать зрительную память

- правильно назвать формы мебели, посуды в натур.величину и в изображениях на картинках,

- анализ образцов построек, аппликации

Практическая работа

-конструирование мебели

-аппликация мебели

-лепка на тему «посуда»

Поисковая деятельность

- найти одинаковую по форме мебель (посуду)

- найти по контурному изображению мебель (посуду)

-какой части нет (у мебели, у посуды)

3-я неделя

Продукты питания

«Что купили в магазине»

- учить группировать предметы по существенным признакам,

- закреплять умение правильно определять и называть направления,

- развивать умение ориентироваться на листе бумаге,

- воспитывать умение содержать в чистоте своё место

Словарная работа:

Предметы: молоко, кефир, хлеб, бублик, яблоко, морковь, салфетки

Признаки: молочные, хлебобулочные, растительные, продовольственные

- Д/и « Что слева, что справа»

- «Соедини по точка»

- «»Отметь правильно»

 

3-я неделя

«Определяем предметы по высоте»

- закреплять умение сравнивать 3 группы предметов по высоте на основании зрительного соотнесения, навык фиксировать взгляд, строить сериационные ряды в порядке возрастания и убывания высоты;

- формировать умение комбинировать предметы, изображения, рисунки

- «Цветной диск»

- « Найди одинаковые по высоте предметы»

- «Расставь по росту и найди пару»

- «Сравни и закрась домики»

- Продолжи ряд»

4-я неделя

Транспорт

- учить группировать предметы по одному из признаков: форма, цвет, величина,

- учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы,

- развивать зрительное внимание при сличении контурных, силуэтных изображений,

- воспитывать умение работать в паре, в малой группе.

Словарная работа:

Предметы: транспорт, название транспортных средств, их деталей,

Признаки: водный, грузовой

Действия: летает, едет, ходит, гудит

- Д/и «Подбери к предмету его изображение»,

- «Чем похожи, чем отличаются»

- «Составь из частей целое»

- «Найди одинаковые карточки»

- Обводка по точкам


4-я неделя

Транспорт

(форма)

- учить анализировать более сложные постройки, называть и соотносить форму объёмных тел с геом. моделью, идентифицировать графическую модель и конструкцию, делать постройку прочной, точно соединяя детали между собой,

- формировать навыки глазомера, зрительного внимания, зрительной памяти

- Рассматривание и анализ схем построек

Практическая работа:

- Выбрать детали, которых не хватает в постройке (по схеме). Конструирование по схеме, по памяти.

- Построить по схеме «Мост для машины»

- Конструирование по собственному замыслу

МАРТ

1-я неделя

Дом

«Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь»

- закрепить у детей умение анализировать основные признаки предметов: форма, цвет, величина,

- учить определять, зрительно соотносить и словесно обозначать величину домов,

- развивать мелкую моторику, используя специальные упражнения,

- воспитывать уважение к результатам труда взрослых, желание подражать

Словарная работа:

Предметы: дома, окна, двери

Признаки: одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный, прямоугольный, квадратный, треугольный

- Д/и « Что выше, что ниже»

- «»Найди и отметь дома»

- «Найди пару»

Обводка через кальку

1-я неделя

Величины

- закреплять навык зрительного дифференцирования по величине,

- учить устанавливать соответствие между сериационными рядами предметов,

- формировать представление о трёхмерном пространстве,

- упражнять в определении длины, ширины, высоты двух предметов и умении сравнивать их, в определении на глаз одинаковых по величине предметов и умении локализовать парные объекты из множества однородных

- «Подбери лыжи и шарфы лыжникам»

- «Разные столы»

- «Сравни коробки»

- «Дорисуй дорожки»

2-я неделя

Профессии «Путешествие в страну заколдованных писем»

- учить детей правильно воспринимать картинки, соотносить изображения с реальными предметами в играх, сличать контурное и силуэтное изображения.

- продолжать учить различать предметы по двум признакам: величина, цвет,

- развивать умение анализировать основные признаки предметов (форма, величина)

- познакомить с трудом почтальона, воспитывать уважение к людям данной профессии

Словарная работа:

Предметы: почтальон, конверт, посылка

Признаки: цвета

Действия: разносит, посылать, получать, отправлять

-Д/и « Подбери по цвету и величине»

- « Найди предмет  в группе»

- «Подбери к предмету его изображение»

- «Раскрашивание рисунков и отправление писем

2-я неделя

Измеряем бруски

Закреплять представление о ширине, длине и высоте предметов;

- учить находить, показывать и называть эти величины, сравнивать сериационные ряды и находить место пропущенному элементу в сериационном ряду;

- упражнять в умении сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте;

- ознакомить с карточками-схемами, содержащими сериационный ряд по высоте и длине (возрастающей и нисходящей)

- «Что есть у кирпичика»

- «Сравни кирпичики»

- «»Мебельный магазин»

- «Лесенка для мишки»

- «Разложи бруски по порядку»

3-я неделя

Весна

«Весна в окно стучится»

-закреплять знания об основных цветах спектра;

- учить узнавать, называть и сличать предметы по величине;

- активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдениях за явлениями природы весной;

- продолжать развивать интерес к изучению явлений природы

Словарная работа:

Предметы: цветы, птицы, насекомые, почки, время года, день, ночь

Признаки: журчащая, поющая, ранняя, длинный, короткий

Действия: стучится, зеленеет, прилетают, набухают, распускаются

- Д/и « Лучики разной длины»

- «Проведи дорожки»

- «Разрезные картинки»

- «Дополни изображение»

- «Разложи картинки правильно»

- «Найди то, о чём скажу»

3-я неделя

Весна

(цвет)

- закреплять умение различать и называть оттенки цветов (светлые и тёмные);

- учить смешивать гуашевые краски разного цвета для получения оттенков;

- формировать любознательность и интерес к красоте и неповторимости цвета каждой краски.

- определить и назвать цвета, предложенных предметов (6 цветов)

- «разложи цвета и оттенки»

- беседа о тёплых и холодных тонах,

Практическая работа

- смешивать гуашевые краски для

АПРЕЛЬ

1-я неделя

Перелётные птицы

- формировать способы зрительного восприятия в упражнениях на сличение контурных и силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями.

- развивать умение анализировать основные признаки птиц ( окраску оперения, величину, пространственное положение частей тела птицы)

- продолжать учить заботиться о птицах

Словарная работа:

Предметы: ласточка, грач, скворец, клюв, перья.

Признаки: черный, белобокая, серый, маленький.

Действия: летают, поют, отдыхают, чирикают, трещат.

- Д/и « Составь из частей целое изображение»

- «Разрезные картинки»

- Разложи птиц по величине»

- «Подбери к картинке силуэтное и контурное изображение»

«обводка через кальку»

1-я неделя

Скворечники для птиц

(форма)

-закреплять умение различать и называть геом.объёмные формы (куб, пластина, брусок);

- учить использовать эти формы с учётом конструктивных форм, анализировать образец постройки, самостоятельно преобразовывать постройки по высоте, длине, ширине, соблюдать заданный педагогом принцип конструкции;

- формировать навыки точного соединения деталей при постройки, в соответствии с размером игрушек

- рассматривание геом.объёмных  тел, их название

- рассматривание образцов конструкции и схем постройки,

Практическая работа

- конструирование построек по образцу,

- конструирование построек по памяти,

- анализ построек

- сюжетно-ролевая игра с использованием построек

2-я неделя

«Мы по улице идём»

- учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях, развивать зрительно-моторную координацию,

- учить выделять и словесно обозначать направления движения,

- развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке,

- закреплять умение размещать дома на фланелеграфе по указанию педагога,

- воспитывать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

-«Поставь дома на свои места»

- «Чем похожи и чем отличаются»

-«Нарисуй (выложи) дорожки разной ширины»

- раскрашивание по заданию педагога

2-я неделя

Столбики

(величина)

- закреплять навык распознавания толщины предметов,

- учить сравнивать предметы по высоте и ширине путём наложения и приложения, группировать предметы, обозначать каждую группу соответствующим словом, концентрировать зрительное внимание при построении сериационного ряда по толщине из 5 предметов в порядке убывания величины,

- упражнять в умении находить лишний предмет на основе общих м отличительных признаков

- «Сравни столбики»

- «Разложи по группам»

- «Четвёртый лишний»
- «Разноцветные столбики»

- «Расставь по порядку»

-раскрашивание по заданию педагога

3-я неделя

«Подарок для Знайки»

- формировать способы зрительного восприятия при рассматривании книг,

- закреплять умение группировать книги по величине,

- развивать мелкую моторику, посредством специальных упражнений,

- воспитывать исполнительность,, стремление доводить начатое дело до конца

- «Найди предмет такой же формы»,

- « Расставь книжки по полкам»,

- изготовление книжки (раскрашивание – иллюстрирование)

3-я неделя

Цилиндры

(величина)

- упражнять в соотнесении предметов по толщине, в распознавании предметов по величине на ощупь, с одновременным анализом предмета по двум признакам: толщине и высоте,

- познакомить с карточкой-схемой с  условным обозначением толщины,

- учить создавать сериационный ряд из 5 предметов, разных по толщине, в убывающей последовательности,

- развивать умение запоминать величину и цвет предметов в ряду, замечать изменения

- «Подарки для животных»,

- «Выбери предмет»

- «Узнай на ощупь»

- «Найди такой же»

- «Что не так»

4-я неделя

Весна. Деревья

развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух;

-учить ориентироваться на участке д/с, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев.

-продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям

Словарная работа:

Предметы: берёза, ель, тополь, рябина, клён.

Признаки: высокие, низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

Наречия: выше, ниже, повыше, пониже

Действия: поставить, расставить, выставить, провести.

- Д/и « Найди самое высокое (низкое) дерево»

- «Веточки разной длины»

- «Раз, два, три дерево найди»

- «Принеси листок от дерева, которое стоит…»

- раскрашивание зашумлённых рисунков


4-я неделя

«Гараж»

(величина)

- умение различать размерные отношения между предметами,

- закреплять представления об изменении предметов по длине, ширине, высоте, зрительно соотносить по высоте предметные изображения

- «Два гаража»

- «Каждая машина в свой гараж»

- «Построй гараж для подъёмного крана»

- «Сравни гаражи»

- «Палочки и ёлочки»













МАЙ

1-я неделя

«Кого разбудила весна»

- развивать зрительные функции фиксации, локализации и цветоразличения,

- продолжать учить группировать насекомых по однородному признаку (цвет, форма, величина)

- воспитывать бережное отношение к природе

Словарная работа:

Предметы: божья коровка, муравей бабочка, насекомые, голова, грудка, брюшко, крылья, лапки,

Признаки: основные цвета, величина,

Действия: летает, ползает, порхает, защищается, уничтожает, строит.

- « Найди, что я покажу»

- «Посади бабочку на цветок», «Подбери предмет по цвету, по форме»

- «Изобрази правильно»

- «Найди пару» работа с перфорированным полем

Обводка по точкам

1-я неделя

Загадки-описания

- упражнять детей в умении группировать предметы по величине,

- формировать умение передавать ритмическую последовательность расположения предметов, разных по величине, и использовать его в практической деятельности, навык глазомера при определении места пропущенного элемента в сериационном ряду,

- учить составлять загадки-описания, используя в словах параметры величины предмета,

- закреплять навык работы с карточкой-схемой, обозначающей ширину предмета

- «Построим забор»

- «Придумай загадку»

- «Подбери карточку-схему»

- «Найди место пропущенному элементу»

2-я неделя

«Цветочная мозаика»

- формировать способы зрительного восприятия цветочных растений, учить различать и называть форму частей растения,

- развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра,

- приучать детей беречь цветущее растение

Словарная работа:

Предметы: ромашка, тюльпан, колокольчик, одуванчик, гвоздика,

Признаки: цвет, форма

Действия: растут, распускаются

- «Составь изображение тюльпана»

- «Угадай цветок»

- «Подбери по цвету, форме»

- «Чего не хватает»

Раскрашивание зашумлённых рисунков

2-я неделя

Сравнение величины предметов

- учить сравнивать величину предметов при построении сериационного ряда в убывающем  и возрастающем порядке, составлять сериационные ряды, используя схемы-карты по толщине и длине, правильно использовать в речи названия параметров величины,

- упражнять в умении составлять рассказы о предметах разной величины

- «Построй лесенку»

- «Разные деревья»

- «Не ошибись»

- «Опиши предмет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по аппликации в младшей и средней группах

Это одно из моих приложений к опыту работы по аппликации с использованием нетрадиционных материалов (фантиков, дисков, пуговиц и т.д.) А также, кого заинтересует, можете посмотреть перспективное план...

Перспективное планирование целевых прогулок для младшей и средней групп

В документе планирование прогулок по схеме: неделя, тема, программные задачи (отдельно по возрастам), дополнительный материал....

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...

Перспективное планирование по познавательному развитию «ФЭМП» в средней группе.

Перспективное планирование по познавательному развитию «ФЭМП» в средней группе....

Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия (старшая группа) по теме «Дикие животные»

Тема: «Дикие животные»Цель: развитие зрительного восприятияЗадачи.Образовательные: закреплять представления о диких животных; продолжать учить дифференцировать геометрические фигуры: треуг...

Конспект ООД по развитию зрительного восприятия в группе компенсирующей направленности "Птицы".

Конспект предназначен для работы в группе для детей с нарушением зрения. Цель занятия: уточнить и конкретизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Планирование работы педагога по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у старших дошкольников...