Культура речевого общения детей
материал по теме

Татьяна Ивановна Судоргина

«Дефи­цит общения в дошкольном воз­расте накладывает роковую печать на последующую судьбу личнос­ти», — отмечал В.В. Давыдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechevogo_obshcheniya_detey.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие культуры речевого

общения детей

Общение — актуальная проблема, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», — отмечал В.В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речи. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, СВ. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет:

  • формирование знаний норм и правил;
  • умение взаимодействовать с окружающими;
  • желание вступать в контакт.

Запросы общества по этой проблеме отражены в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Л.М. Шипицыной, О. В. Защирин-ской и других авторов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующий вывод.

Речевое общение — мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:

  • интерактивную;
  • коммуникативную;
  • перцептивную стороны речевого взаимодействия.

Культура речевого общения — это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника — выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседа, разъяснение); а также наиболее характерные приемы обучения.

Данные, полученные в результате исследования, проведенного в нашем ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном счете, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста. В результате выделились три группы по уровню сформированности навыков культуры речевого общения.

Технология

Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг, данных констатирующего эксперимента, проводимого на базе детского сада.

Обучение детей предполагает:

— введение в словарь этических формул — слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения;

—   объяснение их значения;

— формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

 Данная технология предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволит каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Основная цель технологии: формировать знание, умение и навыки культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи технологии:

— ввести в активный словарь этические стереотипы;

— формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения;

— способности эффективно осуществлять деятельность, т.е. умение говорить и слушать других;

—  проводить работу по освоению собственно речевых норм.

В основу технологии нами положены следующие принципы:

1) учета возрастных особенностей старших дошкольников:

— у детей к 5—6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;

— к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами;

2) комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемых с помощью разнообразных форм, методов и приемов;

3) использования различных форм, методов и приемов работы, способствующих воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическими, что находит отражение в нашей технологии.

Особое внимание уделяется:

— беседам;

— использованию художественного слова;

— комплиментам как одному из видов поощрения;

— проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

— драматизации отдельных произведений;

4) сочетания различных форм организации деятельности: регла- ментированная — занятия, совместная — воспитателя и детей, са- мостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач;

5) игровой — соответствует  возрастным психологическим особенностям детей;

6) безоценочного позитивного   принятия ребенка;

7) этапности работы, на основе которого были выделены три этапа.

I        этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.

II        этап: освоение ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:

— введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;

— формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.

Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

III этап: последующая работа, позволяющая закрепить полученные знания, умения.

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

«Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников....