Экологическое воспитание детей с особенностями в развитии посредством дидактической игры (из опыта работы) (МО ДОУ)
консультация по теме

Редозубова Ирина Викторовна

 

Экологическое воспитание детей  с особенностями  в развитии  посредством  дидактической  игры (из опыта работы) (МО ДОУ)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с нарушением в развитии характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.

Вследствие нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с нарушением в развитии не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Это означает, что он будет медленнее других детей обучаться и расти. Поэтому такой ребенок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.    

Детям с нарушением в развитии трудно самостоятельно выбрать объекты, состояние которых может характеризовать погоду или сезонные изменения природы, поэтому необходимо научить их замечать:

— изменения в неживой природе - их характеризуют температура воздуха (тепло, холодно, прохладно, жарко); наличие или отсутствие облаков, осадков, ветра; долгота дня; состояние почвы (сухая, мокрая, скользкая, липкая, мягкая);

— изменения в живой природе (в жизни растений и в жизни животных);

— сезонные изменения в труде и жизни людей (посадка растений, сбор урожая, встреча календарных праздников, изменения в одежде ).

Это позволит формировать у детей представления об окружающей природе и привьет навыки сравнения результатов наблюдений за одним и тем же объектом.

Система коррекционной работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершенность каждого вида работы, мониторинг результатов, совместную деятельность детей и взрослых, что позволяет успешно решать следующие образовательные задачи:

- формировать у детей знания о временах года, их последовательности, характерных признаках;

- знакомить с названиями месяцев;

- знакомить с трудом людей в разные времена года;

- расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать познавательный интерес к природе;

коррекционные задачи:

- учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;

- учить сравнивать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- развивать восприятие, внимание, память;

воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать экологическое сознание детей.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.  

Представления о природе имеют огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у нас формировались только восприятия, и не было бы представлений, знания детей ограничивались бы только тем, что они непосредственно наблюдают. Весь прошлый опыт не существовал бы, люди не могли бы представить будущее, строить проекты, планы.

Как мы видим, роль представлений в познании мира природы велика. Они являются необходимой предпосылкой сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных, культурологических качеств личности. Представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения дошкольников. Без представлений невозможно развитие в детях адекватного отношения к окружающему.

Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.   Своим многообразием, красочностью и динамичностью она привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.  

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. 

    Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте.

 «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями».

К. Н. Поливанова

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей.

 Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Таким образом, дидактическая игра – это средство обучения, активно используемое на занятиях, кроме того, это основной вид деятельности детей.

Следовательно, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию речи и сенсорных эталонов.

Представленная система работы способствует развитию познавательных способностей.

На основе использования игр, обогащающих чувственный опыт,  у детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас.

Используемая литература:

  1. Николаева С.Н. в своей статье «Теоретические основы формирования обобщённых представлений о природе»
  2.  Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой. Пособие для воспитателя дет.сада.: М., просвещение, 1978.
  4. Власова Т.А., В.И.Лубовский, И.А.Цыпина. Дети с ЗПР / Под.ред., М: Педагогика, 1984.
  5.  Даник О.Л. Формирование у младших школьников научных представлений о взаимосвязи явлений природы.// Взаимосвязь познавательной активности младшего школьника: Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1987.
  6. Катаева А.А. - Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ.высш. учеб.заведений /А.А.Катаева, Е.А.Стребелёва. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 207 с.
  7. Корзакова Е. Формирование обобщённых представлений о некоторых явлениях неживой  природы./ Дошкольное воспитание , 1982, № 11, с.39
  8. КОЛОСКОВ А.В. Игры в экологическом воспитании детей // Биология в шк. 1997. 5. С. 70-72.
  9. НИКОЛАЕВА С. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1994.  
  10.  НИКОЛАЕВА С. Наблюдая - познаем: Экол. воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1991. 1. С. 4-10.  
  11.  НИКОЛАЕВА С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада. М.: Новая шк., 1995. 160 с. В прил.: Экология в картинках / В. Танасийчук.
  12. НИКОЛАЕВА С.Н. Использование игры в экологическом воспитании дошкольников // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993. С. 158-169.
  13. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1993.
  14. Подъякова И.И, А.Ф.Говоркова - Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред., М.: Педагогика, 1985.
  15.  Пузанов Б.П., Н.П.Коняева, Б.Б.Горский и др. Под ред.Б.П. Пузанова. Обучение детей  с нарушением интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений / – М., 2001.
  16. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. И доп.-Н.Новгород: НГПУ,1994, 230с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 4»

Экологическое воспитание детей

с особенностями

в развитии посредством

дидактической игры

(из опыта работы)

(МО ДОУ)

Подготовила:

воспитатель I кв. категории

Редозубова Ирина Викторовна,

Апрель, 2013 год

ЗАТО г. Северск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством дидактического материала Из опыта работы

В работе учитываю разные варианты сочетания технологий воспитания и обучения с технологиями общения с дошкольниками, с одной стороны, и применения разных форм организованной или самостоятельной образо...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством дидактического материала Из опыта работы

Одной из главных задач развития дошкольников, считаю повышение познавательной активности. В результате проводимой мной работы, воспитанники получают информацию, необходимую для развития познават...

Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...

Опыт работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»

Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»...

«Формирование гендерной позиции у детей среднего возраста посредством дидактических игр».(из опыта работы)

Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и &la...

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...