ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (младшая группа) по теме

Алексеева  Ангелина Михайловна

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

       Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов

речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения .

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношения, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Для занятий дома с родителями предлагается только артикуляционная гимнастика, тем более что в раннем и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего, если это сделает для вас логопед. При отсутствии такой возможности пособие поможет вам это сделать самостоятельно. Проверив, какие звуки не может произносить ваш ребенок, подберите ему комплекс упражнений. Для не говорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику.

       Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день - утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым(!) пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке. Очень нравиться малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на

Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

       Для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

      Закрепление правильного звукопроизношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого удобно использовать в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь).

        Для закрепления правильного произношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.)

        Сначала слова произносит взрослый в слегка медленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.

                                                     

ВО ДВОРЕ.

Цель:   Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Материал:    Игрушки: петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход игры:    Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

                                Ку-ка-ре-ку!

                                Кур стерегу.

                                Кудах-тах-тах!

                                 Снеслась в кустах.

                                 Мур-мур-мур,

                                 Пугаю кур!

                                 Ам-ам! Кто – там?

                                 Кря-кря-кря!

                                 Завтра дождь с утра!

                                 Му-му-му!

                                 Молока кому? ( А.Барто)

          Прочитав стих, взрослый задает ребенку вопросы:

              « Как корова мычит?»,

              « Как собачка лает?»,

              « Как уточка крякает?» и т.д.

                                                      ЧАСЫ ТИКАЮТ.

Цель:   Развитие звукопроизношения, закрепления правильного звукопроизношения звука «К», звука «Т» (ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Материал:    Большие и маленькие часы (настоящие и игрушечные).

Ход игры:   Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они « разговаривают». Он говорит: «Это – часы. когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так».

взрослый предлагает ему воспроизвести тиканье часов, если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

      Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «ТИК-ТАК» громко), а маленькие часики – тихо (произносит « тик-так» тихо)».  Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

     Далее взрослый говорит: « Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.

     «Теперь послушай, как тикают маленькие часики», - говорит взрослый и произносит « тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ.

Цель:     Формирование четкого произношения звуков «М», «П», «Б», ( Мь, Пь, Бь), обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний, развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произношения; закрепление речи ребенка названия отдельных предметов, животных, птиц.

Материал:   Игрушки: корова, коза, кошка, мышка, курица, барабан, звонок;  или картинки.

Ход занятия:   Взрослый показывает игрушку – корову и предлагает вспомнить как она мычит. Ребенок произносит звукосочетание. « А как кричит коза?» - спрашивает взрослый, показывая соответствующую игрушку. Ребенок произносит: «Меее-е».

     Затем взрослый предлагает ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан.  Взрослый следит, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания. Далее взрослый предлагает ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы:

- «Му-у-у, му-у-у», - кто это мычит?

- «Мяу-мяу», - кто это к нам пришел?

- Кто подошел к Кате и сказал «Ме-е-е,ме-е-е»?

-А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-пи»?

- «Ко-ко-ко», - кто это остановился рядом с Катей?

- «ква-ква-ква», - а это кто?

- «Ку-ку,ку-ку», - а это чей голос?

- «Тик-так, тик-так», - что это?

    Взрослый произносит и другие звукоподражания ( га-га-га, аф-аф и т.д.), а ребенок отгадывает чей голос он слышит. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка пищит: большая или маленькая. «Би-ип, би-и-и – п. Что это?» - меняя громкость при произношении данного звукосочетания, взрослый предлагает угадать , какая машина гудит (большая или маленькая).

    Взрослый добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли слова, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, какие размеры предмета.

    Вариант:     Взрослый предлагает ребенку подражать знакомым звукам, например: «Как звонит звонок?» - « Динь – динь!»  «Как крякает утка?» - « Кря-кря-кря».

ПОСПЕШИЛИ – НАСМЕШИЛИ.

ТЕМА: развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.

ЦЕЛЬ: Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Проводилась артикуляционная гимнастика, а также игры на развитие слухового внимания.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

СКАЗКА « ПОСПЕШИЛИ - НАСМЕШИЛИ».

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: « ква-ква-ква – к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи – пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: « Ко-ко-ко – корочки, говорят, рассыпчаты!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: « Р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: « Р-р-р-р- р – рад гостям. Заходите, пожалуйста!».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

Занятия  с   сюжетными картинками и игрушками.

КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ?

        Цель:  Обучение ребенка внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые он видит на картинке;  развитие игровых навыков.

Материал:   Картинки с одним действием, легко поддающиеся пониманию: мальчик играет на барабане; медвежонок прижал к себе бочонок с медом; Девочка сметает щеткой крошки со стола;

мальчик из леечки поливает цветы; девочка причесывает куклу; малыш катает шарик. Игрушки и предметы, изображенные на картинках: барабан, бочонок, лейка, кукла, расческа, шарик.

 Ход игры:   Ребенок выбирает картину и рассказывает о том, что на ней изображено. Затем он идет к столику с игрушками и предметами, находит нужный и воспроизводит действие, - например, стучит в барабан.

ЗМЕЙКА.

Цель:   Тренировка произношения звука «ш», расширение словарного запаса, развитие ловкости.

Материал:   Картинка с изображением змейки.

Ход игры:   Взрослый показывает змейку на картинке и задает ребенку вопросы:

- Оленька, это кто?

- Змейка.

-Как змейка шипит?

- Шшш-ш-ш.

- Как она ползет?

- Извивается, вот так.

            Звучит четверостишие из сказки П.Бажова:

                              Эй-ка, эй-ка!

                             Голубая змейка!

                             Объявись, покажись,

                             Колесом покрутись!

            Ребенок рассматривает змейку, играет с ней, а взрослый предлагает изобразить ее. Ребенок кладет руки на пояс взрослому. Взрослый медленно идет вперед, ребенок за ним. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок шел маленькими шажками, прямо, не шаркал ногами.  « Змейка» шипит: « Шшш-ш-ш», потом взрослый и ребенок начинают огибать преграды, расставленные на полу  ( большие кубики, стулья, натянутую веревочку, бревнышко и т.д.).

Большие препятствия надо обходить, а через веревочку, бревнышко – перешагивать. Нужно следить, чтобы ребенок не опускал рук, четко произносил «Шшш-ш-ш», повторял стихи.

КТО ЧТО ЕСТ.

Цель:   Уточнение представлений ребенка о пище, активизация в речи детей глаголов «лакать», « есть», «грызть».

Материал:   Фигурки персонажей сказки «Репка» или картинки с их изображениями.

Ход занятия:   Взрослый читает сказку «Репка». По окончании чтения он спрашивает ребенка, что Дед и Баба сделали с репкой   ( вымыли, очистили и стали есть).

     «Дед, бабка и внучка, - говорит взрослый и ставит на стол фигурки людей отдельно, едят сладкую репку. Едят все и похваливают: очень – очень сладкая репка! Какая она?» Ребенок отвечает.

       Взрослый продолжает: « Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесет: кошке молочка и кусочек колбаски. Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску! Жучке – косточку, а мышке корочку хлеба или сыра. Грызи, Жучка, косточку! Грызи, мышка, корочку!

      Ребенок повторяет.

      Затем взрослый предлагает ребенку рассказать, кто что ест.

ПОБРОДИМ ПО ЛУЖАМ

Цель:   Расширение словарного запаса, развитие игровых навыков.

Материал:  Картинка с изображением дождика, большие кубики.

Ход игры:   Ребенку показывают картинку с дождем и задают вопросы:

- Почему девочка в сапожках?

- Идет дождь.

- Холодно? Как девочка одета?

- Девочка тепло одета, с зонтиком.

- Дует ветер? Как он дует?

Ребенок, по предложению взрослого, показывает, как дует ветер: глубоко вдыхает и постепенно выдыхает воздух, раздувая щеки.

          Потом звучит стих П.Синявского «Дождик»:

             Кругом цветные зонтики

             Раскрылись под дождем,

        Пустились чьи-то ботики

             От дождика бегом.

             Зачем же мама ахала?

              Льет дождик –

             Ну и пусть!

             Я вовсе не из сахара,

             Растаять не боюсь!

Теперь взрослый предлагает изобразить дождик: после слов «льет дождик» малыш должен присесть на корточки и постучать пальчиками о пол, приговаривая «кап-кап-кап». После слов « солнце светит» малыш встает, поднимается на носочки, вытягивает руки вверх и несколько раз поворачивает кисти в разные стороны. Упражнение повторяется 3-4 раза, затем ребенку предлагают побегать «по лужам». На пол кладут кубики, а ребенок должен перешагивать их, стараясь не задеть.

ЗА РУЛЕМ.

Цель:  Расширение словарного запаса, знакомство с транспортом.

Материал:   Картинка, на которой изображен водитель, сидящий в кабине грузовика, игрушечный руль (или любое крупное пластмассовое кольцо), игрушечный грузовик, кот.

Ход игры:  Ребенок сидит на стульчике или на ковре, а взрослый показывает картинку и задает по ней вопросы:

- Что здесь нарисовано?

- Что делает водитель?

- Что у него в руках?

- Куда едет грузовик? и т.д.

         Затем взрослый берет игрушечный грузовик и плюшевого кота и читает стих А. Барто «Грузовик»:

                           Нет, напрасно мы решили

                           Прокатить кота в машине.

                           Кот кататься не привык –

                           Опрокинул грузовик!

        Взрослый вместе с ребенком инсценируют четверостишие. Потом ребенку дают игрушечный руль, и он свободно ходит по комнате, крутит руль, гудит, как машина, «би-би-би». В конце занятия ребенок играет с грузовиком.

Сказка о Весёлом Язычке

Я тебе расскажу сказку о прогулке Весёлого Язычка. Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), а затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот,

раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

(Упражнение «Лопаточка»)

Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево.

(Упражнение «Маятник часов»)

Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

(Упражнение «Качели»)

 И он так же покачался.

   Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-д.

(Упражнение «Ступеньки»)

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там... Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить.

(Упражнение «Чищу зубы»)

   Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать.

(Упражнение «Маляр»)

 Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит Язычок, и снятся ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла...»

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок.

(Упражнение «Барабанщик»)

Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался.

         А лошадка хороша! 

           Ну и лошадка!

Шёрстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Травки поела —

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

     Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются. Придумай новую сказку про то, что случилось дальше с Весёлым Язычком.

       

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.

Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста

Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста...

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...