Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Бобровская Елена Михйловна

Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой форме, тогда как организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_didakticheskih_igrah.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие активной речи детей раннего возраста

средствами дидактической игрушки.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №26»

Бобровская Елена Михайловна

Дзержинск 2014 год

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи и  развитие связной речи: обучение построению предложений и фраз).

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря широко используют дидактические игры, т.к. в процессе игры обогащается и уточняется словарь ребёнка, тренируется его память формируется воображение.

Дидактическая игра разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но при этом дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка  обращено на выполнение игровых действий (что в раннем детстве выступает на первый план), а задача обучения им не осознается. Это делает игру  особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Активная деятельность, в частности предметная, сочетается с формированием у детей умения внимательно рассматривать предметы, зрительно оценивать их признаки, выделять детали, которые взрослые обозначают словами.


Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный  результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Характер деятельности в играх

 - занятиях вызывает у детей оживление, речевые  реакции, что привлекает внимание других участников игры-занятия, подталкивает к подражанию. 

А дидактические упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения.

Необходимо отметить, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся:

1)  предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2)  картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнений  игровых правил.

Но,  несмотря на то, что  сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего  возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой форме, тогда как организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель и задачи:

Цель: Развитие активной речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений.

Задачи

  1. Развитие потребности в речевом общении.
  2. Формирование  умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
  3. Расширение ориентировки детей в ближайшем окружении, пополнение запаса понимаемых слов и активный словарь,
  4. Формирование умения понимать простые предложения.
  5. Формирование  умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
  6. Формирование  умения действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

Работа по реализации поставленных цели и задач проходила поэтапно.

На первом этапе были поставлены следующие задачи:

1.Подбор и адаптация диагностического инструментария. Проведение диагностики по выявлению уровня речевого развития детей 2 года жизни.

2.Анализ психолого – педагогической литературы

3.Выявление особенностей речевого развития детей 2 года жизни.

4. Анализ компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.

5.Обогащение предметно - развивающей среды

6. Анализ программно – методического обеспечения

7. Разработка перспективного планирования

Реализацию поставленной цели и задач начали с выявления уровня речевого развития детей в эпикризный период 1 год 6 мес., в соответствии с критериями карты нервно- психического развития детей, разработанные  коллективом лаборатории психологического развития дошкольников Психологического института РАО (Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).

При диагностике развития речи были выделены  следующие  параметры:

  • Степень развития активной речи - любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;
  •  Степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

Данные позволяют судить о том, что наиболее высокие показатели  отражаются в критерии  понимание речи взрослого, т.е. Развитие пассивного словаря детей находится на более высоком уровне нежели развитие активного словаря, и очень низкие показатели такого критерия как способность выполнять речевые инструкции взрослого, т.е. дети  обладают разными степенями освоения лексики: часть детей умеют слушать, понимать речь. 

Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л.С.Выготского, В.В. Гербовой, В.А. Крутецкого, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

Речевое развитие детей 2 года жизни имеет особенности. Ребенок второго года  жизни уже хорошо понимает речь взрослых. Он правильно отыскивает взглядом, указывает, берет рукой называемый взрослым предмет, выполняет с ним требуемое знакомое действие. Он уже может артикулировать простые слова за взрослым, когда тот попросит. Следовательно, ребенок уже имеет достаточно развитой фонематический слух, устанавливает связь предметов и действий с их вербальным обозначением, умеет артикулировать слова. Тем не менее, он не использует речь в общении с взрослым. В тоже время, очевидно, что первые слова возникают только в общении с взрослым. Но «речепорождающая» ситуация взаимодействия взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять их предметное сотрудничество. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение.

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду » под редакцией М.А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении  задачи по развитию активной речи  во II группе раннего возраста  представлены на слайде, назовем некоторые из них:

Развитие активной речи.

  1. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.).
  2. Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух—трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
  3. Продолжать расширять активный словарь.

Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда.  В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей: « Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный.

Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методические пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство: развитие речи и мышления»; Л.Н. Смирновой «Развитие речи»; О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой. «Занятия по развитию речи в детском саду»; Г.М. Ляминой «Развитие речи ребенка раннего возраста».Для  организации игр- занятий по развитию речи мы опираемся  на методику В. В. Гербовой. Она предлагает две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

На основе данного учебно- методического комплекса, который представлен  на слайде нами был составлен перспективный план по развитию речи детей 2 года жизни.

Общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым играют большое значение в развитии его речи. Представим этапы работы с  детьми второй группы раннего возраста.

Условно работу разделили на три подэтажа. Почему? В виду того, что в начале года мы принимаем детей в группу, у них происходит процесс адаптации к условиям детского сада, поэтому задачи  дидактических игр и упражнений направлены  главным  образом  на  развитие слухового  и  зрительного  сосредоточения,  внимания  к  речи  и   понимание обращенной речи.

Первый этап проходил во время адаптационного периода детей к детском у саду. Основная задача на этом этапе это внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание.  В этот период с помощью  игр знакомили с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными. Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. Чтобы закрепить название слов в пассивном словаре детей использовали  тематические лото с изображением игрушек,  животных, мебели, посуды и т.д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляли  название слова в пассивном словаре.

Очень нравятся детям игры  - поручения . Мы  просили ребенка принести, например, машинку. Если он ошибался, мы сами показывали на нужный предмет. Затем спрашивали, что это, а если ребенок затруднялся сказать, мы давали речевой образец и просили повторить.

Впоследствии, когда дети легко находят и показывают предметы, картинки,  переходим ко второму этапу.

На втором этапе активизируются в речи детей слова, переводятся из пассивного словаря в активную речь. Используются словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га-  га» и т.д.

На третьем этапе создаются условия для развития фразовой речи, умения строить предложения из 3,4 слов. С детьми идет постоянное общение. Воспитатели говорят медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используются наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, дети могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы»,«идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.

Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного  для раннего возраста - развития речи детей.

Как я говорила выше, развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.   Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером), во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами -  чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: « Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей». На родительском собрании мною были рекомендованы игры « Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д. Оформила газету для родителей: « Давайте играть», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.

Проводила консультации для родителей: «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Контрольное обследование проводилось с теми же детьми (в возрасте около трёх лет). В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребёнком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря, с применением наглядно-дидактического пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство: развитие речи и мышления» для детей от 1 до 3 лет». Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребёнком. Результаты обследования были занесены в таблицу №2. Мы видим что количество слов в активном словаре увеличилось. У пяти детей - высокий уровень сформированности словаря, у четверых - средний уровень, у одного по прежнему - низкий уровень.

После сравнения результатов констатирующего и контрольного обследования можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование активной речи  детей раннего возраста. При сравнении диаграмм видно, что увеличился активный словарь детей, то есть с помощью дидактических игр мы активизировали слова, имеющиеся у детей в пассивном словаре.


Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Сентябрь

1.Покажи, кого назову

2.Кто это?

3.Сделай, как я

4.Давайте познакомимся

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5Кто с нами рядом живет

Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».

Октябрь

1.Кружок

2.Паровозик

3.Мы хорошие

4.Снежинки

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5.Принеси игрушку

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

6.Парные картинки

Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.

Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.

7.Дети обедают

Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.

Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками.

Ноябрь

1.Кто внимательный?

Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Кукла, игрушечный мишка, машинка.

2.Найди и принеси

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.

3.Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

4.Уложим куклу спать

Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.

Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

5.Кукла проснулась

Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.

Кукла на кроватке, комплект ее одежды.

6.Посуда для куклы

Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.

Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.

Декабрь

1.Поручения

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

2.Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

3.Спрячь мячик

Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Мяч.

4.Нарядим куклу

Активизировать словарь по теме.

Картонная кукла, набор бумажной одежды.

5.Угостим кукол чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.

6.Праздник елки в детском саду

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

Январь

1.Положи на место

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

2.Курочка и цыплята

Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

3.Часы тикают

Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Большие и маленькие часы.

4.Кто, где спрятался?

Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Игрушечная кошечка или собачка.

5.К кукле пришли гости

Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка.

6.В гостях у куклы

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Кукольная мебель, кукла.

7. Чудесный мешочек

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

8.Кого мы встретили в лесу?

Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.

Предметны картинки из серии «Дикие животные».

9.Дети играют в группе

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

Февраль

1.Чья птичка дальше улетит?

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

2.Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

3.Лошадка

Обучение отчетливому произношению звука «и».

Игрушечная лошадка.

4.Где машина?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

5.Угостим медведей чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине.

6.Пригласим мишутку в гости

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Игрушечная мебель, медвежонок.

7.Узнай игрушку

Уточнить и активизировать словарь по теме

Любимые игрушки детей в мешочке.

8.Что в саду растет?

Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи.

9.Мальчик играет с собакой

Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет.

Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака.

1.На птичьем дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

2.Где зайчик?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

3.Автомобиль

Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

4.Назови ласково

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.

5.Помоем посуду

Расширять словарь по теме, активизировать словарь.

Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.

6.У куклы дома

Закрепить название предметов мебели, ее величины.

Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.

7.Узнай и назови

Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

8.На чем мы ездим?

Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.

Предметные картинки «Транспорт».

9.Мама купает ребенка

Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.

1.Барабан

Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.

Барабан.

2.Кап-кап-кап

Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо.

Картинка с изображением дождя.

3.Друзья

Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.)

4.Кто чем питается?

Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

5.Покатаем в машине игрушки

Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.

6.Что в корзиночке лежит?

Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.

Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.

7.Чего не стало?

Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

Игрушки

8.Лото

Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.

Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей).

9.Кошка играет мячом

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

1.Тук-тук

Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Игрушечный молоточек.

2.Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

3.Дай что скажу

Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.        

4.Давай познакомимся

Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.

Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.

5. Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

6.Во саду ли, в огороде?

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

7.Комната для куклы

Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.

8.Голубь летит

9.Автобус везет людей

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

1.Солнце или дождик?

Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

2.Одуванчик

Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

3.Иголочка и ниточка

Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4.Поворята

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

5.Кто так  кричит?

Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Игрушки или картинки домашних животных.

6.Мишка спит в кроватке

7.Кукла сидит в ванне

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

8.Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

9.Где машина?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

1.Где позвонили?

Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Колокольчик.

2.Пузырь

Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

3.Кто где живет?

Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.

Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.

4.Бабочка, лети!

Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.

2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)

5.Коза ест траву

6.Дети гуляют в парке

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

7.Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

8.Где зайчик

Учить детей понимать предложные конструкции.

Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

9.Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

1.Угадай, на чем играю

Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Барабан, бубен, дудочка и др.

2.Кораблик

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Таз с водой и бумажные кораблики.

3.Пирамида любви

Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4.Дети кормят курицу и цыплят

5.Дети на прогулке в детском саду

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

6.На птичьем дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

7.Кто чем питается?

Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

8.Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

9.Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста

Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста...

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...