Тематический досуг "Вечер с Буратино"
методическая разработка (старшая группа)

Валько Елена Львовна

Разработка экскурсионного маршрута по парку "Александрия", посвящённая 400-летию дома Романовых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchi_menya_bozhe_lyubit.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка экскурсии

«Научи меня, Боже, любить!»

Цель: Поднятие престижа семейных ценностей.

Задачи: 1. Знакомство с семейным православным воспитанием в

               царской семье

2. Формирование у детей представления о семейных ценностях

3. Воспитание уважения ко всем членам семьи.

Маршрут экскурсии:

  1. Парк Александрия
  2. Руинный мост
  3. Нижняя дача
  4. Аллея парка около залива
  5. Берег залива
  6. Капелла
  7. Коттедж

Наглядные материалы:

  1. Таблица с правилами поведения
  2. Фото
  3. Атрибуты для игр

Предварительная работа:

  1. Знакомство с семьёй последнего российского императора
  2. Рассматривание старых фотографий
  3. Разучивание стихов, посвящённых семье.
  4. Знакомство с любимыми играми детей царской семьи

Ход экскурсии:

I остановка – парк «Александрия».

Наша экскурсия проходит в парке «Александрия». Как и в любом общественном месте, в парке существуют правила поведения. Давайте, мы вспомним эти правила. ( Мнемотаблица с правилами).

Тема нашей экскурсии звучит так – «Научи меня, Боже, любить!». Это строчка из стихотворения, написанное поэтом, который скрывался под псевдонимом К. Р. Мы поговорим с вами о семейных ценностях, я расскажу о семье последнего российского императора, о его детях, о воспитании в Царской семье. Постараюсь, чтобы было интересно и ребятам, и взрослым. В перерыве мы поиграем. Наша экскурсия – прогулка продлится около 2 часов.

II остановка – Руинный мост.

Эти места Пётр I пожаловал своему другу и сподвижнику  

А, Д. Меншикову, который начал здесь строить 2-х этажный дворец «Монкураж» (Моя отвага). Дворец закончен не был, т. к. началось строительство главной резиденции Меншикова в Ораниенбауме. После падения Меншикова имение перешло к Долгоруким, затем эти земли стали собственностью Анны Иоанновны. Большая любительница охоты, она устроила здесь зверинец. Животных сгоняли с возвышенности, а в нижней части парка стояла императрица и стреляла.

Таким как мы его видим, парк начал создаваться при Николае I.

В 1826 году он подарил этот парк своей жене Александре Фёдоровне и назвал в её честь.

Мы стоим с вами на Руинном мосту. Мост имеет такое название, т. к. сооружён был недалеко от руин Меншиковского дворца и говорят, что в основание моста положили плиты от этого дворца.

III остановка – Нижняя дача.

«Александрия» стала летней дачей для нескольких поколений семей российских императоров. Каждый последующий владелец находил здесь для себя уголок.

Для последнего российского императора на берегу залива была построена дача. Осуществил замысел архитектор Томишко. Николай I писал: «Главная краса всего дома - это близость моря».

Сперва была небольшая дача со смотровой башней. Но в связи с рождением детей пристроили флигель – детскую половину. И с этого времени Нижняя дача стала называться Нижним Дворцом.

Историки неоднозначно оценивают фигуру Николая II, но все они сходятся в одном – Николай II был идеальным семьянином, мужем и отцом, а императрица – образцовой любящей супругой и заботливой матерью.

На этой даче родились четверо из пяти детей Николая:

Татьяна – 1897 году

Мария – 1899 году

Анастасия – 1901 году

И долгожданный сын – наследник Алексей – 1904 году.

Воспитание в царской семье было строгим. Подъём был в 8 утра. Обязательная молитва. Каждое утро принимали холодную ванну. Занятия чередовались прогулками на свежем воздухе. Никогда не проводили время в праздности. Много гуляли, играли, катались на велосипедах.

IV остановка – На аллее парка.

Любимыми играми детей в царской семье были серсо, лапта, прятки, катание на пони, на велосипеде.

Мы сейчас с вами поиграем. Настоящих лошадок у нас нет, зато есть игрушечные лошадки. Вот мы и устроим соревнования.

Эстафета на лошадках.

Игра «Серсо».

V остановка – берег Финского залива.

Для детей свободное время – игры «Прятки», «Пятнашки».

Для взрослых – рассказ о воспитании в царской семье.

Александра Фёдоровна первая из российских императриц стала кормить грудью своих детей. По традиции после рождения у детей была няня-англичанка. Ни одна не устраивала императрицу, няни часто менялись. В результате всё, что касалось воспитания детей, было под контролем Ал. Ф. А цесаревич Алексей стал первым русским великим князем – цесаревичем, которого растило только русское окружение. Мальчик был «светом в окне» для родителей. Тем более что вымоленный у Бога сын был глубоким инвалидом, которому врачи ничем не могли помочь. Слушался цесаревич только отца.

Воспитание девочек Александра Фёдоровна поставила по – своему.

  1. Девочек довольно редко выводили в свет.
  2. Девочки не имели подруг со – стороны, они росли в замкнутом мире.
  3. Воспитанием руководила сама Ал. Ф.
  4. Повседневная жизнь была довольно аскетичной.

Внешний вид детей был не менее важен, чем внешний вид взрослых. Самые маленькие донашивали платья своих старших сестёр. Под платьями мальчики носили панталончики. Эта странная традиция сохранилась до начала XX века. В 7 лет мальчики переодевались в военную форму.

Воспитательный процесс невозможен без наказания в той или иной форме. Поводом к наказанию служили или шалости или неуспехи в учёбе. Хотя возможность расшалиться у них практически отсутствовала, т. к. они ни на минуту не оставались одни.

Наказания были довольно стандартны:

  1. Самой серьёзной формой было обращение воспитателей к родителям.
  2. Ограничения в еде – лишение за чаем хлеба с маслом или за обедом сладкого блюда.
  3. Могли поставить на несколько минут в угол.
  4. Запреты, на какие – либо игры и развлечения.

Взросление любого ребёнка связано с игрушками. У царских детей тоже были игрушки. Цесаревич Алексей играл лошадкой, которую в конце 1750-х годов подарила Екатерина II своему сыну Павлу. Игрушки бережно хранили в дворцовых кладовых и передавали по наследству. В результате дети осознавали свою преемственность. У каждого ребёнка ещё формировалась собственная библиотека, отмеченная личными экслибрисами. Эти книги читали и с ними работали – все непонятные слова подчёркнуты, и пояснения к ним даны на полях.

 

VI остановка – Капелла.

Мы подошли с вами к домашней церкви царской семьи. Она сооружена в честь Александра Невского и выполнена в виде готической рыцарской часовни. По наружным стенам поставлены 43 бронзовых изображения святых. Скульптор  Демут – Малиновский. Всё лето здесь шли службы. Если императорской семьи не было, то присутствовать могли и горожане.

VII остановка – Детская крепость около Фермерского Дворца

Для детей на территории парка была построена крепость и для игры и для занятий. А мы воспользуемся этой площадкой для небольшого концерта. Ребята прочтут Вам стихи.

Родина.

З. Александрова

Если скажут слово «Родина».

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

             В лужах первые кораблики,

        Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но для всех она одна!

Колокольный звон.

Н. Берек

Осуществляя связь времён

Мы возрождаем наши души!

И пусть невежды и кликуши

Кричат и затыкают уши,

Но слышен колокольный звон!

Иван стотысячный проснётся!

Очнётся страждущий народ!

Ещё Россия засмеётся!

Она уже с колен встаёт!

Пространство наполняет Светом,

Осуществляя связь времён.

Художником, Певцом, Поэтом

Мир этот будет возрождён.

Огонь священного Искусства

Огнём любви мне полнит грудь.

В сердцах людей – святые чувства:

Божественна людская суть.

Молитва.

К. Р.

Научи меня Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришёл искупить

Ты своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

***

Вадим Шефнер

Много слов на земле. Есть дневные слова,-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно подать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

VIII остановка – Коттедж.

Коттедж был построен для семьи Николая I архитектором Адамом Менеласом в стиле Тюдор. Герб Александрии  по просьбе Николая придумал В. А. Жуковский.

Перед западным фасадом Коттеджа беседка. Она раньше называлась Розовой, т. к. была окружена розами. У беседки стояла скульптура Николая I. Теперь на этом месте скульптурное изображение последнего российского цесаревича Алексея.

VIII остановка – аллея парка.

В 2000 году Православная Церковь причислила царскую семью к лику святых царственных новомученников. Конец у этой семьи был

ужасен, но они со смирением приняли его. Сила духа! Этим людям помогала вера. Воспитание детей в духе благочестия не возможно без веры. Живя во дворце, царская семья вела тихую и скромную жизнь, а дети воспитывались в простоте и скромности.

Литература:

  1. Игорь Земин «Детский мир императорских резиденций»
  2. Е. Д. Юхнева «Из Петергофа в Стрельну»
  3. Марина Кравцова «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников»
  4. «История Петербурга» № 4(62)/2011
  5. «Императрица Александра Фёдоровна»  ГМЗ «Петергоф»

Приложение

  1. Эстафета «Скачки». Дети встают в 2 колонны. У первых в руках лошадка. По сигналу дети на лошадках скачут до ориентира, оббегают его, возвращаются и передают лошадку.
  2. Игра «На лошадке Зорьке». Дети встают друг за другом. В каждой паре стоящий впереди – «лошадка Зорька», а стоящий сзади – «наездник». «Наездник» кладёт ладони на плечи впереди стоящему. По сигналу дети начинают ходьбу: «лошадки» высоко поднимают бедро, «наездники» обычным шагом и при этом произносят слова:

         На лошадке Зорьке еду,

Еду, еду не спеша.

Утомилась моя Зорька –

Едет тихо, чуть дыша.

Я лошадку распрягу –

Пусть попьёт водички.

Сам я тоже (сама тоже) отдохну,

Погляжу на птичку.

С последними словами «наездники» отпускают руки и приседают, а «лошадки» расходятся. По сигналу «Побежали!» «лошадки» начинают бегать в медленном темпе. Взрослый произносит:

                  Зорька хочет убежать

                  Надо нам её догнать.

После этих слов «наездники» встают и ловят «лошадок» - касаются рукой и запрягают – кладут руки на плечи.

Затем дети меняются ролями.

    3.Игра  «Серсо»

Атрибуты для игр:

  1. 2 лошадки на палочке.
  2. 2 кубика
  3. 5-6 кольцебросов
  4. Свисток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпуск в школу "Приключения Буратино"

Даный сценарий составлен по мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино",с использованием музыки А.Рыбникова к фильму-сказке "Приключения Буратино"...

Тематический досуг: «Путешествие с Буратино в страну Знаний»

                                                      ...

Дополнительная образовательная программа «Буратино» Кукольного театра «Буратино»

НаправленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа« Буратино» имеет художественную  направленность.Актуальность программы  Проблема речевого развития была...

Тематическая клумба «Золотой ключик или приключения Буратино» по формированию основ финансовой грамотности

АннотацияТематическая клумба «Золотой ключик или приключения Буратино» по формированию основ финансовой грамотности - это учебно-дидактическое пособие, в виде интерактивного стенда, которы...

план тематических мероприятий ДОО Буратино 2018 г в рамках празднования Дня Победы с участием инструктора по физической культуре

тематическое планирование работы ДОО с участием  инструктора по физической культуре  2018 г 9 мая...

Конспект занятия "Буратино" по мотивам сказки А.Н.Толстого «Буратино» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Конспект занятия с использованием игровой технологии биоэнергопластики и ИТ технологией " Игры для Тигры"...