«Социально – личностное развитие старшего дошкольного возраста»(Гендерное воспитание детей)
статья (старшая группа) по теме

Малиновская Ольга Владимировна

      «Социально – личностное развитие старшего дошкольного возраста»

(Гендерное воспитание детей)

 

 

 Гендер – социальный  пол, определяющий  поведение  человека  в  обществе и  то,  как  это поведение  воспринимается. Это  то, полоролевое  поведение,  которое  определяет  отношение  с  другими людьми: друзьями,  коллегами, родителями, случайными прохожими  и т.д.

       В  психологии  и  сексологии  понятие « гендер» употребляется в более  широком  смысле, подразумевая  любые  психические  свойства, ассоциирующиеся  с маскулинностью  и  фемининностью  и предположительно  отличающие  мужчин  от  женщин (раньше  их называли половыми свойствами  или  различиями).

 Для  чего  нужно  гендерное  образование?  Современная концепция  демократии  исходит  из  того, что без  достижения  гендерного  равенства  невозможно  построение  полностью  демократического общества. Но  именно  гендерного  равенства  достичь  труднее  всего, так  как  гендерные  отношения  охватывают все сферы  нашей  жизни, и  поэтому  необходимо  не только существенно изменить  многие общественные структуры, но  и  перестроить  сознание  людей,  освободив  его  от  множества  предрассудков.

       Гендерное образование  учит  толерантности, что также  является неотъемлемой  чертой  по – настоящему  свободной личности.

       Гендерный  подход  в  образовании – это индивидуальный  подход  к  проявлению  ребенком  своей  идентичности,  что  дает  в дальнейшем  человеку  большую свободу  выбора  и  самореализации, помогает  быть  достаточно  гибким  и  уметь использовать  разные возможности  поведения. Гендерный  подход  ориентирован  на  идею равенства  независимо  от  половой  принадлежности, что  дает мужчинам  и  женщинам  по – новому оценивать  свои возможности  и притязания, определять   перспективы  жизнедеятельности, активизировать  личностные  ресурсы  для  выбора  субъективных стратегий  самореализации  и  оптимизации  межличностных отношений. То  есть  различия  в  поведении  и  воспитании  мужчин  и женщин   определяются  не столько  их  физиологическими, биологическими,  анатомическими  особенностями, сколько социально – культурными  факторами.

Такой  подход  предполагает  изживание  негативных  гендерных стереотопов: раз   они  не возрождены, а сконструироываны обществом,  значит,  их  можно  изменить, меняя  сознание  общества.  Скрытая  дискриминация – это  наличие  гендерных  стереотипов  в образовательных  программах  и  других  материалах,  используемых  в образовательном  процессе.

       То есть, организуя  гендерное  воспитание,  важно  понимать, что анатомические  и  биологические  особенности  являются  лишь предпосылками,  потенциальными  возможностями  психических различий  мальчиков  и  девочек. Эти  психические  различия  формируются  под  влиянием  социальных  факторов – общественной сферы  и  воспитания (и, в частности,  примера  поведения  родителей), соседей,  групп  сверстников  в  детском  саду  или  школе; СМИ; ценностей,  законов,  традиций  данного  общества.

       В дошкольном  возрасте  идет  интенсивный  процесс  становления самосознания  ребенка, важным  компонентом  которого  является

осознание  себя  как  представителя  определенного  пола.

       Проблема  гендерной  социализации,  включающая  в себя  вопросы формирования  психического  пола  ребенка, психических  половых различий  и  полоролевой  дифференциации  и лежащая на стыке  ряда наук (социалогии, биологии, медицины и др.), одна  из  важнейших  и актуальных  проблем  психологии.  Без ее  решения  невозможно разрабатывать  методы  дифференцированного  подхода к воспитанию детей  разного пола  для  формирования у них  основ таких  качеств, как  мужетвенность  и  женственность, необходимых  им  для  упешного  выполнения  в  будущем  своих  функций  в семье.  Долгое время в силу ряда  объективных  и  субъективных  причин  эта проблема  оставалась вне  сферы  исследования  советских  психологов. В то время  как в зарубежной  психологии  она  издавна  привлекала большое  внимание  ученых.

       Особенно возрос  интерес  к  проблеме  гендерной  социализации, и обострилась  полимика  между  представителями  различных направлений  в  последние годы.

       Изучение  процесса  гендерной  социализации  в  дошкольном возрасте, где  находятся  его  истоки, и  условия,  которые  оказывают влияние  на  этот  процесс, представляет  особый  интерес. Гендерная социализация  включает  в  себя  три  аспекта: когнитивный – ребенок рано  начинает  относить  себя  к  определенному  полу, приобретает представления  о содержании  типичного  ролевого  поведения ( Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А.Репина); эмоциональный – поло – ролевые  предпочтения, эмоций, связанных  с  формированием  черт  маскулинности  и  феминности ( Д.В. Колесов, А.Е.Ольшанникова, Н.БСельверова, Т.п.Хризман); поведенческий – усвоение  типичной  для  пола  модели  поведения ( И.С.Кон, Д.В.Колесов, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина).

       Проблема  воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом  является  актуальной  задачей  педагогической  работы  с детьми  дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к  разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация  отношений  полов повлекла  смешение половых ролей, феминизацию мужчин  и  омужествление  женщин. Сейчас не считается из ряда вон выходящим  курение  и сквернословие  представительниц  прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между « женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности  по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными  и грубыми, а мальчики  принимают женский  тип  поведения. Наблюдая за  детьми  старших  групп, я заметила, что многие  девочки  лишены скромности, нежности, терпения, не умеют разрешать  конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не могут  постоять за себя, слабы физически, лишены  выносливости  и  эмоциональной  устойчивости.

Под  руководством  старшего воспитателя  я  подбирала  и анализировала  материал  по данной  теме.  В течение  учебного года данная тема рассматривалась на педсовете.

       С целью педагогического  и психологического  просвещения родителей  по вопросам  воспитания  мальчиков и девочек в  «Уголках для  родителей» оформила наглядную  информацию, на родительских собраниях  производился  обмен  опытом  по  воспитанию детей. В группе  оформлены фотоальбомы « Лучшая в мире семья – моя!» Совместно с родителями  проводятся  культурно – досуговые  мероприятия: «День матери», спортивные праздники, и т.д.

       Модель  педагогического  процесса  выстроена  таким образом, что в группе  используется  дифференцированный  подход  к воспитанию и обучению мальчиков и  девочек: девочкам   даются  типовые  и шаблонные  задания, мальчикам – ориентированные  на  поисковую деятельность. Цели  занятий  формулируются  с  учетом  половой принадлежности детей  (на  физкультурных  занятиях  планируется разная  дозировка  упражнений  и  разные  основные  виды  движений; на  музыкальных  занятиях репертуар, музыкальные  инструменты  и танцевальные  номера  подбираются  с  учетом  пола  детей; на занятиях  по  математике  используется  разный  раздаточный  материал: девочки  составляют  задачи  о куклах, мальчики – о машинах и т.д.)

       Реализация  специфических  интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно – развивающей среды. В нашей группе  для  игровой  деятельности  мальчиков  и  девочек  отведено разное  пространство, игрушки  для  детей  подобраны  с  учетом полового признака.

       Овладению  опытом мужского и женского поведения  в хозяйственно – бытовой  деятельности  способствуют  трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики  выполняют  работу, связанную с применением физической  силы, девочки – с аккуратностью.

       Гендерный  подход  находит свое  отражение в нашей  группе  при воспитании  культурно – гигиенических  навыков. На  дверях туалетной комнаты  имеются  таблички с  условными  значками,  которые позволяют  определить,  кому  в  какую  дверь  можно  войти: мальчикам  и девочкам.

       Развитие дошкольников осуществляется в различных видах деятельности:  познавательной (Т.И. Бабаева, А.В. Бурма, М.Н.Силаева и др.); элементарной  трудовой (Р.С.Буре,  В.И. Логинова и др.); изобразительной ( В.И. Воробьева, Т.С.Комарова и др.) Основным видом деятельности  в дошкольном возрасте является игра ( Д.Б. Эльконин, С.А.Марутян, П.Г.Саморукова и др.).

   С четвертого года жизни ребенок осознает свои возможности, осознает себя как индивидуальность.  Как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным – таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости,  сдержанности, скромности. Ребенок  должен знать  не только  свои права, но и свои обязанности. В этом  возрасте  ребенок осознает различие  людей  по  полу, он опирается  при этом на внешние  признаки ( одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети  четырех лет  часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей  при  ясном  осознании  своего пола в тоже время высказывают  предпочтение  другому полу. Например, девочка в игре  «Дочки  матери» хочет  изображать отца или сына.

       В 5 лет идет  интенсивный  процесс  формирования  ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном  и физическом  плане. Завершается  первоначальное  базовое  владение речью. По осмыслению « Я», самооценки, уровню развития  речи, ориентации  в окружающем  можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте  совершенствуется тонкая  моторика, что стимулирует  развитие  речи, мышления  и психики  в целом. Поэтому необходимо представить  детям  возможность  играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре  на музыкальном  инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок – своеобразная детская речь.

       Большое  значение имеет  знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок ( женихом, невестой).

       В дошкольном возрасте игра  является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх, - игра вызывает качественные изменения в психике  ребенка. В сюжетно – ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют  социосексуальными,  хотя собственно сексуального в них  очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает  осваивать  половую роль.

       У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки – матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам.

       Учеными установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально – пространственных. У мальчиков выше , чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

Девочки дошкольного возраста «социальнее » и более внушаемы, чем мальчики, Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда.

       При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

       В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам ( женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам ( мужчинам) – у девочек.

      В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит  миру действительности и может являться для ребенка более реальным.

       В игре он  освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, оберегает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

       Таким образом наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям – этот возраст до 6 лет.

Проведенное наблюдение позволило подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что у детей дошкольного возраста возможно воспитание основ полоролевого поведения при создании следующих педагогических условий: формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; моделирование социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для "мужского" и "женского" типа поведения.

Необходимость полоролевого воспитания, которое представляет собой процесс формирования у ребенка представлений о его половой принадлежности, модели поведения, соответствующей полу, и доброжелательного отношения к представителям противоположного пола, встает в социальном плане. В своей жизни человек выполняет несколько социальных ролей, которые неизбежно налагают свой отпечаток на личность. Как правило, эти роли он выполняет в соответствии со своей биологической основой. И от того, как человек подготовлен к выполнению той или иной роли, зависит успешность его дальнейшей жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- личностное развитие.История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам.

Социально- личностное развитие. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам. Разработка занятия посвященногопразднику « День Победы!»  ...

Занятие по социально-личностному развитию старшая группа "Мы совершаем добрые поступки"

ТЕМА:                 « Мы совершаем добрые поступки»С интеграцией  образовательных областей: коммуника...

«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»

В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников....

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников

         Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...

Консультация для воспитателей "Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания".

В консультации рассказывается о задачах, видах трудового воспитания, о его формах и требованиях к организации детского труда....

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».Выделяются две ...