Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Рябущенко Оксана Владимировна

В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития  речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью речи в формировании личности.

      Речь - это вид коммуникации, общение с помощью языка слов.

      Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Именно в дошкольном возрасте речь  становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение.  

       По мнению Л.С. Рубинштейна под связной речью принято понимать развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли.

       Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают  речью, поэтому далеко не у всех дошкольников  развито умение связно выражать свои мысли.

       Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, посредством которой он органично развивается.

        Игровая деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности, речи.

         В настоящее время для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

         Исследование по данному направлению нами было выбрано не случайно. Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы видим, что уровень развития связной речи детей дошкольного возраста недостаточный.

         Для работы в данном направлении была проведена систематизация игр и игровых упражнений при планировании воспитательно – образовательной работы в группе среднего дошкольного возраста в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами в системе дошкольного образования.

         Практической значимостью может являться использование систематизированных игр и игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами  ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома, а также использование связной речи в общении детей со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Педагогам необходимо проводить разнообразные игры, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. Воспитатели должны учитывать возрастные  и индивидуальные особенности детей, широко применять игровую практику детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и активное вовлекать детей в процесс игровой деятельности при помощи атрибутики и личного примера. А также необходимо в процесс воспитательно – образовательной работы вовлекать родителей воспитанников дошкольного учреждения.

Работа с родителями была направлена на педагогическое просвещение и практическую помощь в вопросах развития связной речи детей среднего дошкольного возраста: анкетирование, родительские собрания, семинары – практикумы, открытые непосредственно – образовательные деятельности и консультации.

С детьми были проведены мероприятия, направленные на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

  После проведения диагностики на заключительном этапе, мы видим, что уровень развития связной речи в экспериментальной группе высокий уровень поднялся на 5% (1 реб.), средний уровень на 10% (2 реб.), а низкий уровень снизился на 15%.

 В результате проведённого нами исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы по игровой деятельности является неотъемлемой частью воспитательно - образовательной работы воспитателя; благодаря участию в процессе игровой деятельности,  дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, но и развиваются. В процессе игровой деятельности у детей развиваются творческое воображение, внимание, память, мышление и речь: выразительная интонация, правильное и чёткое звукопроизношение, умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведений, умение вступать в диалог, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы, употребляя  все части речи, умение употреблять слова в правильном  роде и числе, а также умение использовать в своей речи уменьшительно – ласкательные слова.

И касаясь непосредственно Федеральных государственных образовательных стандартов, можно отметить, что в разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» говорится о том, что именно в игре ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность, открывается внешнему миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, а также всесторонне развивается.

Resource id #6346

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

В презентации представлен опыт работы старшего воспитателя по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....

Презентация «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности»

Теоретически обосновать и создать условия развития связной речи в среднем дошкольном возрасте через театрализованную игровую деятельность....

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Очень важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Одним из таких условий выступает  театрализованная деятельность....