Картотека игровых ситуаций по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Мосина Лилия Николаевна

практический материал для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игровых ситуаций по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.


1. Тема "Составление рассказов об игрушках" (Кошка, собака, лиса).

Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Материал : Игрушки (Собака, кошка, лиса).

Ход занятия .

1. Игра "Принеси игрушку, какую захочешь".

Ребята, в нашей группе очень много разных игрушек. Я предлагаю вам по очереди взять в игровом уголке любую игрушку и поставить на стол, называя её. Правило: игрушки не должны повторяться.

(После игры стол с игрушками убирается из поля зрения детей).

2. Рассматривание игрушек.

( "В описании всегда должно быть начало - называние объекта; середина - микротемы: перечисление признаков, действий предмета; конец - оценка описываемого объекта. Поэтому вопросы при рассматривании должны задаваться в определённом порядке..." )

Давайте рассмотрим игрушку. Как она называется? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет делать лиса? Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей).

Аналогично проводится рассматривание собаки, кошки.

3. Составление рассказов об игрушках.

Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы ... ( длинный хвост, зелёные глаза). Лиса умеет ... (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что ... (она красивая).

Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа.

4. Ситуация общения "Правильно - неправильно".

Незнайка говорит:

  • "Можно ломать игрушки";
  • "Нельзя убирать игрушки на место";
  • "Нельзя делиться игрушками с друзьями";
  • "Можно пачкать игрушки".

(Воспитатель побуждает детей к активным высказываниям с помощью наводящих вопросов).

5. Занятие завершается. Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на место. (Дети расставляют игрушки на места (те, которые стоят на столе).

2. Тема "Пересказ сказки "Репка".

Цель : Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по "цепочке". Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Материал : Карточки с изображением героев знакомых сказок, а также героев сказки "Репка".

Ход занятия.

1. Беседа с детьми.

Ребята, как вы думаете, что такое сказка? Как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели). Да, есть авторские сказки, а есть народные. Это сказки, которые люди рассказывали друг другу из поколения в поколение: мамы и папы рассказывали сказки своим детям, а когда дети вырастали, женились и у них рождались дети, они им рассказывали сказки, и так продолжается до наших дней.

Сегодня мы будем учиться пересказывать одну такую сказку. Она вам хорошо знакома. Это сказка называется "Репка".

2. Д/и "Найди героев сказки "Репка".

Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои знакомых сказок. Вам нужно быстро выбрать те из них, на которых изображены герои сказки "Репка". (Дети по одному выбирают карточки и откладывают их в сторону).

3. Д/упр. "Расскажи сказку по цепочке".

Сегодня мы будем учиться рассказывать сказку "Репка" по цепочке. Для этого вам нужно будет выбрать карточку, на которой изображено начало сказки, повернуться лицом к остальным детям, показать картинку и начать рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того, как этот ребёнок завершит свой отрывок, второй ребёнок находит следующую карточку, выходит, тоже поворачивается лицом к остальным детям, и продолжает сказку, и так до самого конца.

Будьте внимательны: вы должны ни разу не ошибиться при рассказывании сказки и выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности.

(После пересказа сказки от начала до конца, воспитатель предлагает рассказать сказку ещё раз по цепочке, но привлекая других детей).

4. Д/и "Исправь ошибку".

Ребята, а теперь проверим, как работает ваше внимание. Я специально переставлю героев сказки местами, а вы должны будете найти и исправить мою ошибку.

3. Тема "Составление рассказов об игрушках" (Легковая и грузовая машины).

Цель : Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал : Игрушки, корзина.

Ход занятия.

1. Игра "Принеси игрушку, которую назову".

(Воспитатель заранее расставляет игрушки: под столом, в середине стола, на краю стола, за столом, перед столом. Игрушек может быть по две в каждом упомянутом месте).

Ребята, вы видите игрушки, которые стоят в разных местах стола. Их нужно будет собрать в корзину. Послушайте, как мы будем играть. Я называю имя ребёнка, он находит игрушку, кладёт в корзину, называя её, и где она стояла. Например: "Кукла стояла под столом".

2. Рассматривание игрушек.

Давайте рассмотрим игрушку.

Как она называется? Какая она? Что есть у машины? Что делает грузовая машина? Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей).

Аналогично проводится рассматривание легковой машины.

3. Составление рассказов о легковой и грузовой машинах.

Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

Это... (грузовая машина). Она ... (большая, красивая, синего цвета). У машины есть ...(кузов, кабина, колёса). Грузовая машина перевозит ...(грузы). Она мне нравится потому, что ... (в ней можно возить кубики, кирпичики).

Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа.

4. Игра "Слушай внимательно, убирай старательно".

(Перед началом игры обсуждается правило "Каждой игрушке своё место").

Ребята, вот у нас полная корзина игрушек. У всех игрушек есть своё место в нашей группе. Сейчас мы проверим вашу память и покажем Незнайке, где находится "домик" у каждой игрушки.

4. Тема "Составление рассказов по картине"Кошка с котятами".

Цель : Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детёнышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

Материал : Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина "Кошка с котятами", мяч, кукла Незнайка.

Ход занятия.

1. Д/и "Исправь ошибку".

Ребята, посмотрите, кто-то разложил карточки с животными и детёнышами неправильно: перепутал пары. Нужно найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, "У кошки котёнок".

2. Рассматривание картины "Кошка с котятами".

Сейчас мы рассмотрим картину "Кошка с котятами", а потом придумаем рассказ про них.

Посмотрите и скажите, кто изображён на картине? Кошка какая? (Большая, пушистая, красивая). Котята какие? (Маленькие, пушистые, смешные). Что делает кошка? (Лежит, отдыхает). Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Василиса, Муся). Что делает этот котёнок? (Играет с клубками). Какое имя можно ему дать? (Игрунчик, Васька). Что делаетэтот котёнок? (Лакает молоко, ест). Какое имя ему дадим? (Мурзик, Пушок, Боря). Что делает третий котёнок? (Лежит около мамы, отдыхает). (Давайте ему придумает имя (Соня, Дрёма,Степашка). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате).А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? ("Какие баловные котята!", "Вот я васнакажу - не дам молока!")

( "При рассматривании картины важно добиваться от детей разнообразных ответов на один и тот же вопрос (там, где это возможно) с той целью, чтобы обогатить,расширить, активизировать словарный запас детей и, одновременно, помочь развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания..." )

3. Словесная игра с мячом "Что умеет делать кошка?"

Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

4."Составление рассказов по картине".

Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.

На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая ... (пушистая, красивая). Рядом с ней ... (три котёнка). Они ... (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут... (Игрунчик). Он ...играет с клубками). Другого ... (котёнка зовут Мурзик). Он ... (лакает молоко). Третьего котёнка зовут ... (Соней). Соня уже наелась и ... (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл ... (гулять). Корзину с клубками принесла ... (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет ... ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились ... (смешные).

(Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, поощряя их попытки к рассказыванию).

( "На начальном этапе обучения составлению рассказов по картине, во-первых, важно, чтобы воспитатель принимал активное участие в составлении рассказов. Воспитатель начинает фразу, ребёнок продолжает. Воспитатель задаёт схему рассказа так, что она наталкивает ребёнка на описание и повествование. Смысл этого продолжения в том, чтобы дети почувствовали смысловую соотнесённость предложений и усвоили способы внутритекстовой связи; Во вторых, полного образца рассказа давать не целесообразно. Когда сразу после рассматривания детям даётся образец, им ничего не остаётся делать, как повторить и смысловое, и грамматическое построение предложений..." )

5. Тема "Пересказ сказки "Теремок".

Цель : Формировать представлениео такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказкус помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заместители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

Развивать творческие умения, свободно выражая себя под музыкальное сопровождение. Воспитывать выдержку.

Материал : Карточки с изображением уменьшающихся по величине героев из сказки "Теремок"; полоски бумаги одного цвета, но разной величины.

Ход занятия.

1. Игра "Нарисованные отгадки".

(Воспитатель заранее раскладывает карточки с изображение героев из сказки "Теремок").

Ребята, перед вами лежат герои знакомой сказки. Я буду загадывать загадку о животном, а вы внимательно должны её выслушать, и, если нашли отгадку, поднять руку. После того, как вы произнесёте вслух отгадку, вы должны будете объяснить, почему вы так решили.

• Маленькая, серенькая

Под столом таится -

Кошки боится. (Мышка).

• Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

• Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

• Рыжая плутовка

С пушистым хвостом.

Живёт в лесу

Под кустом. (Лиса).

• Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный? (Волк).

• Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

2. Чтение украинской народной сказки "Рукавичка".

Ребята, вы отгадали и нашли всех героев русской народной сказки "Теремок". Мы с вами уже говорили, что народные сказки передавались из поколения в поколение. У украинского народа есть похожая сказка, и называется она "Рукавичка". В этой сказке все герои, кроме одного, те же, что и в русской народной сказке "Теремок". Слушайте внимательно, а потом скажете, кого из героев украинской народной сказки нет в русской народной сказке "Теремок".
(Чтение сказки).

Кого из героев нет в сказке "Теремок"? (Кабана-клыкана).

Давайте, сравним, как называли себя звери в этих сказках?

  • Мышка-норушка - Мышка-поскребушка;
  • Лягушка-квакушка- Лягушка-попрыгушка;
  • Зайчик-побегайчик - Зайчик-побегайчик;
  • Лисичка-сестричка - Лисичка-сестричка;
  • Волчок-серый бочок - Волчок-серый бочок;
  • Медведь-люблю реветь - Медведюшка-батюшка.

Можно сказать, что и русский, и украинский народ очень наблюдательны и внимательны, т.к. подметили особенности поведения зверей.

Про мышку можно сказать и то, что она "норушка", и то, что она "поскребушка". Почему? (Живёт в норке и скребётся). Про лягушку можно сказать "квакушка" и "попрыгушка. Почему? (Потому что она и квакакет, и прыгает).

(Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки).

3. Д/упр. "Что кем будет".

Сейчас мы превратим всех животных в полоски, а потом расскажем сказку "Рукавичка". Давайте посмотрим, кто из животных самый маленький. Мышка самая маленькая? Её превратим в самую маленькую полоску и запомним, что эта полоска обозначает мышку. Кто побольше? Лягушка? Её превратим в полоску побольше и запомним, что эта полоска обозначает лягушку и т.д.

4. Пересказ сказки с помощью моделей.

Теперь будем рассказывать сказку, но вместо героев сказки на фланелеграф будем выкладывать соответствующие полоски. (Сказка пересказывается 2-3 раза, но каждый раз к пересказу привлекаются другие дети; слова автора читает воспитатель).

5. Игра "Кто лучше всех покажет".

Я буду показывать карточку с изображением героя сказки, а вы должны будете изобразить животного с помощью жестов и мимики. Внимательно слушайте музыку, она вам поможет лучше изобразить персонаж.

6. Тема "Составление повествовательного рассказа "Как лиса за зайцем охотилась".

Цель : Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Воспитывать сочувствие к персонажу придуманной истории.

Материал : Игрушки - лиса и заяц, мяч, пол-листа ватмана, цветные карандаши.

Ход:

1. Игра "Подбери слова к игрушке".

Сегодня мы будем с вами учиться придумывать рассказ о лесных жителях. Но сначала поиграем. Становитесь в круг.

В центре круга на стульчике сидит игрушка - лиса. Я начинаю "Это лиса". Она какая? (Воспитатель бросает мяч кому-то из детей). "Рыжая". (Ребёнок возвращает мяч воспитателю). Ещё какая? (Дети по очереди называют все признаки лисы).

Что умеет делать лиса? (Бросает мяч по очереди детям, дети называют все действия лисы). Воспитатель подытоживает ответы детей: "Лиса рыжая, у неё пушистый хвост, зелёные с прищуром глаза, усы. Лиса умеет ловить мышей, зайцев; тихонько подкрадывается к курятникам и таскает оттуда кур, петушков, цыплят и т. д."

(Аналогичным образом проводится игра с другой игрушкой - зайцем).

2. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.

Сейчас мы придумаем рассказ про лису и зайчика. Я буду начинать предложение, а вы его закончите. Наш рассказ я буду зарисовывать. (Лист размером не менее полватмана).

(Это целесообразно делать потому, что рисование может способствовать повышению интереса к заданию и активизирует речевую деятельность детей).

"Как-то раз решила лиса зайца ... (поймать). Притаилась за кустиком и ... (ждёт). Вдруг видит ... (бежит зайчик). Она хотела ... (наброситься на него). Но ничего у неё ... (не вышло). Её рыжий пушистый ... (хвост) зацепился за ... (пенёк). Лиса стала сердиться на ... (него). Она кусала его ... (зубами), громко ... (рычала). Зайчик услышал всё это и ... (убежал)".

( В совместном составлении повествовательного рассказа педагог берёт функцию планирования на себя. Он задаёт схему высказывания, а дети (ребёнок) заполняют эту схему различным содержанием. Важно помогать детям не только наводящими вопросами, но и жестами, мимикой, интонацией ).

3. Самостоятельный пересказ по вопросам воспитателя.

Кому понравился наш рассказ? А мама его не слышала. Чтобы лучше его запомнить и рассказать дома вечером, я предлагаю пересказать рассказ ещё раз. (Пересказывают 2-3 ребёнка).

Что задумала лиса? Как она решила ловить зайца? Почему у лисы ничего не вышло?

4. Коллективное раскрашивание рисунка.

Я предлагаю раскрасить наш рисунок и вывесить его в родительский уголок, а вечером вы расскажете родителям историю, которая называется "Как лиса за зайцем охотилась". (Воспитатель может записать полученный рассказ и также поместить его в родительский уголок).

 

7. Тема "Составление рассказов об игрушках по предметным картинкам".

Цель : Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и назначение. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ о "специальных" машинах. Упражнять в употреблении имён существительных в родительном падеже. Активизировать в речи названия "специальных" машин. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

Материал : Предметные картинки с изображением грузовой машины, легковой машины, пожарной машины, машины "Скорой помощи", милицейской машины.

Ход:

1. Игра "Назови и объясни".

На разносе лежат картинки с изображением машин. Вам нужно будет назвать машину, которая изображена, и объяснить, для чего нужна эта машина людям.

2. Рассматривание картинок с изображением машин.

Давайте внимательно рассмотрим машины, которые изображены на картинках.

Как называется эта машина? Какая она? Что есть у машины? Зачем она нужна людям?

3. Составление рассказов о машинах.

Сейчас мы будем учиться рассказывать о машинах. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

Это ... (пожарная машина). Она ... (большая, красивая, красного цвета). У машины есть ... (кабина, шланги, лестница, колёса). Она нужна людям для того, чтобы... (помогать тушить пожар).

(Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках).

4. Д/и "Какой машины не стало?"

Сейчас я разложу картинки с изображением машин в ряд. Вы закроете глаза, я уберу одну картинку. После того, как вы откроете глаза, вам нужно будет ответить на вопрос:"Какой машины не стало?" Правило: открывать глаза можно только после хлопка.

8. Тема "Составление рассказа по картине"Собака со щенятами".

Цель : Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал : Картина.

Ход:

1 . Послушайте загадку.

Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

Правильно, собака. Сегодня мы рассмотрим картину "Собака со щенятами", а потом придумаем рассказ про собаку и её детёнышей.

Посмотрите и скажите, кто изображён на картине. Какая собака? (Большая, чёрная, лохматая, добрая). Что делает собака? (лежит, отдыхает, наблюдает, сторожит, караулит)

(Воспитатель побуждает по-разному назвать действия собаки. Цель этой деятельности: подвести детей к тому, чтобы они не повторяли одни и те же слова).

Что делает первый щенок? (Лежит рядом с мамой). Что делает второй щенок? (Разглядывает воробьёв). Откуда на картине еда в миске? Кто её мог принести? (Хозяин, дочка или сын хозяина). Какая еда могла быть в миске? (Молоко, мясо, косточки, колбаса). Кто ещё изображён на картине (птицы, воробьи).

2. Игра на внимание "Кто самый внимательный?"

Вы долго рассматривали картину, а теперь посмотрим, кто же из вас самый внимательный?

  • Сколько мисок изображено на картине?
  • Какого цвета собака?
  • Какие птицы изображены на картине?
  • Собака лежала на коврике или на полу?
  • Что мы видели в миске?

(Картина сверяется с ответами детей после всех заданных вопросов).

3. Д/упр. "Составь рассказ по картине".

Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы, а теперь будем учиться составлять рассказ по картине. Дома маме расскажете про собаку и её щенят. Ей будет очень интересно послушать. Я буду помогать вам.

На картине изображена собака со ... щенятами. Собака большая, ещё какая? (Лохматая, чёрная). У неё есть ... (два щенка). Одного зовут... (Тобик). Другого зовут ... (Тузик). Щенки маленькие. Ещё какие? (Смешные, пушистые). У собаки и щенков был обед. Заботливый хозяин по имени ... (Миша) положил в миску ... (кусочки мяса). Оно было очень ... (вкусное). На тарелке ничего ... (не осталось).

После вкусного обеда собака ... (легла отдыхать). Тобик тоже ...(наелся) и ... (лёг рядом с мамой). Тузик тоже хорошо ... (поел), но он очень любопытный и стал ... (наблюдать за воробьями). Собака и щенята нам очень ... (понравились).

( Воспитатель задаёт схему рассказа так, что она наталкивает ребёнка на описание и повествование. Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, побуждая их не повторять ответы друг друга ).

9. Тема: Пересказ рассказа Я.Тайца "Поезд".

Цель : Формировать элементарные представления о разных жанрах художественной литературы (рассказ, сказка). Формировать умение понимать содержание рассказа, впервые прочитанного на занятии. Формировать умение пересказывать рассказ совместно с воспитателем. Упражнять в подборе орудий труда для людей разных профессий. Закрепить в речи названия профессий. Воспитывать умение быть внимательным при выполнении задания.

Материал : Иллюстрации к рассказу; карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда (Повар: половник, кастрюля; продавец: весы, калькулятор; кондуктор: сумка, билеты; шофёр: машина, руль; машинист: паровоз, панель управления или рация).

Ход:

1. Рассказ воспитателя о жанрах художественной литературы.

Ребята, что такое рассказ? (Ответы детей). Рассказ сочиняет писатель. У рассказа обязательно есть автор. Сказки придумывает народ. В рассказе говорится о реальных событиях, о том, что может быть в жизни на самом деле. А в сказках рассказывается о вымышленных событиях. В сказке много фантазии, вымысла.

2. Чтение, рассматривание иллюстраций к рассказу.

Как вы думаете то произведение, которое я прочитала, можно назвать рассказом или сказкой? (Ответы детей). Почему?

3. Беседа по содержанию рассказа.

Назовите имена детей, кто катается на санках. У кого нет санок? Как у папы получился поезд из санок? Кто был машинистом? Что он кричал? Кто был кондуктором? Что она кричала? Кем был папа? Что он кричал?

4. Пересказ рассказа.

Мы будем пересказывать рассказ, который называется"Поезд". Я буду начинать предложение, а вы все вместе его заканчивать. Везде ... (снег). У Маши ... (санки). У Миши ... (санки) и т.д.

(После хорового совместного рассказывания, воспитатель предлагает детям пересказывать рассказ по одному, но совместно с воспитателем, если это понадобится).

5. Д/игра "Кому что нужно для работы".

Перед вами карточки с изображением людей разных профессий, а также карточки с изображением предметов, которые нужны им для работы. Посмотрите внимательно: карточки с изображением людей лежат одна под другой, карточки с изображением орудий труда - в стороне, в беспорядке. Вы по очереди будете брать маленькие карточки, называть, что изображено на картинке и кому нужен этот предмет. Например:"Это половник. Он нужен повару".

10. Тема"Составление повествовательного рассказа"Приключение Маши в лесу".

Цель : Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.

Материал : Игрушка заяц или картинка с зайца, пол-листа ватмана, цветные карандаши.

Ход:

1. Загадка, беседа о лесе.

Мы будем придумывать историю о девочке Маше. Но сначала послушайте мою загадку:"Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом здесь поспевает много ягод, а после осенних дождей - полным-полно грибов". О чём я рассказала? Правильно, это лес.
Ребята, я вам уже сказала, что мы будем придумывать историю о девочке Маше, а точнее о приключениях Маши в лесу. Скажите, зачем вообще ходят в лес? (За грибами, за ягодами, цветами, дровами; отдохнуть, погулять). Что могло случиться с Машей в лесу? (Заблудилась, встретила кого-то, нашла что-нибудь).

2. Упр."Подбери слова к игрушке"(картинке).

Представьте себе, что Маша встретила в лесу вот такого зайца (игрушка или картинка выставляется детям). Какой он? (Пушистый, белый, смешной, длинноухий, трусливый).

( "При рассматривании игрушек или картинки, которые будут участвовать в выстраивании сюжета, следует обращать внимание детей не только на внешний вид героев, но и на черты характера, тем самым, программируя их поведение..." )

Что умеет делать заяц? (Прыгать, бегать, грызть кору, менять шубу, веселиться, бояться и т. д.). Заяц мог понравиться Маше? Почему?

3. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.

Сейчас мы будем придумывать рассказ про девочку Машу и зайца. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.

"Как-то раз пошла Маша в лес за ... грибами. Набрала ... (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий ... (заяц). Он был не один, с ним была целая ... (заячья семья). Все они играли в прятки и Машу стали звать ... ("Маша, поиграй с нами!"). У старшего зайчика были самые длинные ... (уши). Он спрятался за ... (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу ... (нашли). Всем было ... (очень весело)".

(Параллельно с рассказыванием воспитатель может зарисовывать "приключения").

4. Самостоятельный пересказ по вопросам воспитателя.

Кому понравился наш рассказ? А мама его не слышала. Чтобы лучше его запомнить и рассказать дома вечером, я предлагаю пересказать рассказ ещё раз. (Пересказывают 2-3 ребёнка).

Как начинался наш рассказ? Что она делала в лесу? Что случилось после того, как Маша набрала полную корзину грибов? Что делали зайцы? Как они её приглашали в игру? Чем отличался от остальных зайцев самый старший заяц? Почему его нашли?

5. Коллективное раскрашивание рисунка.

Я предлагаю раскрасить наш рисунок и вывесить его в родительский уголок, а вечером вы расскажете родителям историю, которая называется "Приключение Маши в лесу". (Воспитатель может записать полученный рассказ и также поместить его в родительский уголок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи...

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...

Игровые технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Современные исследователи связывают проблематику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с практикой общения, а также с зависимостью речи от социальной и воспитательно-образователь...